"Соблюдайте ПДД"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Только то в человеке прочно и надёжно,
что всосалось в природу его, в его первую пору
жизни.
Ян Каменский
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее. Лозунг «Берегите ребёнка», под которым Екатерина II в 1764г. издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребёнка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций страны, особенно для воспитателей и учителей общеобразовательных учреждений.
Закон РФ №196- ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый в 10.12.95г., закрепил основные принципы и необходимую сферу регламентации безопасности дорожного движения, определили права, обязанности участников дорожного движения, рассмотрел основные требования по подготовке водителей.
«Положение об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах» включается в соответствующие государственные стандарты (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17октября 2013г. №1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Актуальность выбранной мной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.
Мы начинаем эту работу с изучения семьи, её запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовали анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия.
Анкетный опрос родителей:
«Знают ли родители, как и чему нужно учить ребенка правилам дорожного движения»
Скорее знают 67% | ||||||
Абсолютно уверены 28% | ||||||
Трудно сказать 5% |
Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике.
Критерии Группы |
Культура поведения | Знаки |
«Ловушки» | Сведения о родителях | Номера телефонов экстренных служб |
Младшая группа | - | ||||
Средняя группа | - | ||||
Старшая группа | |||||
Подготовитель- ная группа |
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Получив такие данные, мы активизировали работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность воспитателям, спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, содержание папок – передвижек. Высказывание С.Бранта «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители - пример ему» - стала девизом такой работы.
Вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребёнка, нарушает Правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями.
Поэтому, считаю необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.
Твёрдо убеждена, что работа воспитателя с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями – «это можно, а так нельзя». Главная моя цель, - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города.
Для решения этой цели поставила следующие задачи:
Задачи формирования осознанного поведения ребенка на улице |
Познакомить детей с правилами дорожного движения Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения Сформировать умения применять полученные знания в жизни Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения |
Основываясь на работы выдающихся психологов и физиологов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД, опираюсь на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города:
Ребёнок – пешеход | Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети); |
Ребёнок – пассажир | Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров. |
Ребёнок – водитель детских транспортных средств | (велосипед, санки, ролики и т.д.). |
Опираясь на результаты диагностического исследования, выстроила коррекционную работу с детьми с использованием таких форм работы как:
1.Обучающая и развивающая непосредственно образовательная деятельность, беседы. | Для проведения непосредственно образовательной деятельности, бесед по обучению детей безопасному поведению на дороге, использовала игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику); модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода); схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; разрезные картинки, кубики, мозаики; настольно – печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации). |
2. Целевые прогулки.
| Включены в план работы по профилактике дорожного травматизма, и также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных в непосредственно образовательной деятельности. Прогулки в своей группе по дорогам микрорайона проводим в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомим детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения. |
3. Индивидуальная работа. | При обучении детей правилам дорожного движения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка |
4. Праздники и развлечения | В нашем детском саду действует своя агитбригада, пропагандирующая безопасное поведение на дорогах города. Выступая перед родителями, детьми, педагогами - дети призывают быть внимательными на проезжей части. |
5. Участие в конкурсной деятельности | Городские смотры – конкурсы дошкольных образовательных учреждений «Зелёный огонёк», «Светофор». |
6. Знания детей находят отражение в поделках, рисунках | «Мое дорожное кресло», «Моя улица», «Перекресток», «Улица родного города» и т.д. |
7. Создание групповых библиотек | Подборка детской литературы по ПДД. |
8. Развивающая среда | Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды – это способствует закреплению теоретических знаний, а также развитию логического мышления. |
9. Работа с педагогами | Проведение теоретических недель, круглые столы, сбор информации – позволяет анализировать работу с детьми, родителями, выявлять передовой опыт работы с целью распространения его в детском саду. Выработана четкая система по обучению дошкольников правилам дорожного движения для каждой возрастной группы. |
10. Работа с родителями | Создан в группе информационный стенд для родителей, используются инновационные компьютерные технологии (ИКТ), составлена адресная книга родительских е-mail, куда рассылаются анкеты, точечные консультации, рекомендации, интерактивные игры по ПДД, участие в акции «Письмо водителю» 15ноября, посвященной Всемирному дню памяти жертв ДТП. |
Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения мы начинаем с младшего дошкольного возраста, идём от простого к сложному.
Базовой программой, по которой работает наш детский сад, является основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и так как, к сожалению, программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения нет, дополнительно мы используем программу Р.Б.Стёркиной «Основы безопасного поведения» и в соответствии с планом, согласованным с ОГИБДД г.Салавата.
Причины детского дорожно – транспортного травматизма:
ДТП, связанные с детьми, возникают если дети:
- не глядя, выбегают на проезжую часть из-за стоящего предмета;
- смотрят по сторонам небрежно;
- не оглядевшись, начинают движение;
- оценивают обстановку без поворота головы;
- делают шаг назад, не глядя;
- немедленно реагируют, когда кто –то их позовёт или они кого –то увидят;
- перебегают проезжую часть, не останавливаясь;
- двигаются по кратчайшему пути, а не по безопасному;
- совмещают движение с разговорами, с рассматриванием яркого транспорта
или игрушек у другого пешехода;
- держат руку взрослого небрежно, а порой пытаются вырваться и бегом
заканчивают переход;
- проявляют недисциплинированность, толкаются и т.д.
Проблеме обучения детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание, поскольку ребенок – это не маленький взрослый. Его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы.
Этот вопрос особенно актуален ещё и потому, что, начиная с дошкольного возраста (а именно с 6-7 лет), ребёнку приходится осваивать роль самостоятельного пешехода. Первоклассник ходит в школу, у него появляется возможность больше проводить время во дворе.
К концу дошкольного возраста у ребёнка возникает способность действовать произвольно как в плане поведения (произвольность поведения), так и в плане решения интеллектуальных задач (произвольность умственной деятельности, позиционность действия). Эти способности являются необходимыми для школьной деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста способны управлять своим вниманием и организовывать учебную деятельность в соответствии с требованиями взрослого, но для этого им нужны значительные условия. Их движения очень часто бывают импульсивными, непроизвольными. Играя, они могут неожиданно выскочить на проезжую часть, либо не заметить проезжающую машину. Спокойные, флегматичные дети не будут делать резких движений при переходе через дорогу, но из-за усталости их внимание может быть отвлечено. Поэтому педагоги советуют родителям первоклассников организовывать сопровождение своих детей в школу.
Не все дети способны воспринимать и зрительную, и двигательную, и слуховую информацию одновременно. Одна из этих систем восприятия у ребёнка может быть, ведущей, а другие развиты слабее. Поэтому вербальный, или словесный, метод обучения правилам дорожного движения эффективен не для всех. Наиболее эффективно использовать разнообразные методы. В дополнение рассказа воспитателя рекомендую использовать и таблицы, и макеты, и схемы, и игрушечные автомобили, рассказы самих детей. Необходимо дополнять занятия играми, прогулками, спортивными упражнениями, моделированием уличных ситуаций и чтением вслух. Это полезно для активизации у детей других каналов восприятия информации.
Кроме того, принимая во внимание тот факт, что непроизвольное внимание у дошкольников преобладает, рекомендую чаще использовать в образовательных деятельностях игровые методы, развивающие у детей воображение.
Для успешной реализации данного направления наметила основные направления работы и этапы реализации намеченных планов:
- проводила непосредственно образовательную деятельность по перспективному плану на год по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, использовала следующие инновации в работе с детьми:
Интерактивные формы | Компьютер явился эффективным игровым средством отработки у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, развития творческих способностей дошкольников; |
Продуктивная деятельность детей | Это участие в изготовлении дидактических игр «Придумай новый знак», «Составь автомобиль», «Перевёртыши», выставки рисунков |
Организация простейшего экспериментирования и моделирование ситуаций | С этой целью проводились сюжетно – ролевые игры, игры драматизации, игры в уголке «Безопасноти». |
Участие детей в конкурсе агитбригад «Светофорчики». |
Использование вышеперечисленных инноваций позволило увеличить уровень знаний детей с 63% до 87%.
Воспитатель – первый учитель безопасного поведения ребёнка на дороге.
Первым учителем, который может ребёнку – дошкольнику решить проблему безопасного поведения должен стать воспитатель детского сада.
Для того, чтобы воспитатель обучал детей Правилам дорожного движения, в нашем детском саду проводятся открытые просмотры, консультации по обучению ПДД.
Для этого составлена программа подготовки педагогов по ПДД «Всем знать положено правила дорожные», перспективное планирование работы с педагогами на год, включающее в себя:
Перспективное планирование работы с педагогами на год
- инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма на начало и конец учебного года; - оформление стенда в методическом кабинете «В помощь воспитателю», «Изучаем ПДД», - встреча с сотрудниками ГИБДД, - организацию выставки в ДОУ «Дорожная азбука», - проведение тематических занятий в рамках Всероссийской недели безопасного движения, - музыкально –спортивный праздник «Посвящение в пешеходы». |
«Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решить эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». С этой цитатой В.А.Сухомлинского я полностью согласна.
Заключение
Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыками безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Система деятельности нашего детского сада по обучению детей основным правилам движения и воспитания привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.
Использование в ходе работы ситуационных форм обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволили сформировать у ребёнка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Анкетный опрос родителей:
Скорее удовлетворены 67% | ||||||
Абсолютно Удовлетворены 28% | ||||||
Трудно сказать 5% |
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Необходимость продолжения работы в данном направлении:
Да 94% | |||
Нет 6% |
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Об эффективности использования материалов моего опыта работы можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, акциях, участии в семейных выставках, проведении мастер –классов, в оформлении фотоальбомов и т.д.
Практическое использование материалов моего опыта работы в МБДОУ «Центр развития ребёнка –детский сад №19» показало его высокую эффективность в работе с детьми дошкольного возраста.
Я убедилась, что такая система работы даёт положительные результаты – за годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно –транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Список литературы
- Авдеева Н.Н. Безопасность на улицах. – М.: АСТ –ЛТД, 1997.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ –ЛТД», 2004.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах. – М.: ООО «Издательство АСТ ЛТД», 2003.
- Котик М.М. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 1981.
- Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/Авт.-сост.М.Р.Максиняева, Т.Ю.Филиппова, С.В.Обоева. –М., 1999.
- На улице нам не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода). Сборник методических рекомендаций для работников дошкольных учреждений и родителей. Под ред. Е.П.Арнаутовой. – М.: «Авико ПРЕСС», 1993.
- Типичные опасные дорожные ситуации: Учебное пособи для преподавателей. –М.: Изд-во при НИИ труда, 1989.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – Москва, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет по ПДД "Знай! Помни! Соблюдай!"
Задачи нашего ДОУ по обучению ПДД...
«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»
Дошкольные образовательные учреждения накопили разнообразный практический материал, использование которого помогает педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и ...
«ЗНАЙ И СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Цель: организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.Программные задачи: ·...
Спортивный праздник" Дорогу уважай-правила дорожного движения соблюдай"
Закреплять П.Д.Д через игры и эстафеты....
Конспект развлечения по ПДД "Правила дорожного движения соблюдай без возраженья!"
Можно ли научить человека ценить свою жизнь, бережно к ней относиться? Можно. Но делать это надо как можно раньше, с детства, с первых лет жизни ребенка.Одним из главных опасностей в наши дни яв...
Детские аттракционы.Соблюдаем правила безопасности.
Одеваем правильно. Выбирайте удобную одежду для парка развлечений. Она не должна сковывать движения,и малышу в ней должно быть комфортно. Забудьте о нарядах с опасными деталями:болтающимися поясами ...