« Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ » Проект в старшей группе
проект (старшая группа)

Тауэр Татьяна Анатольевна

«  Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ »

 

Проект

в старшей  группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Троицка

«Детский сад №32»

 

«  Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ »

Проект

в старшей  группе

                                                                          Воспитатель I кв. категории:

                                                                           Тауэр Татьяна Анатольевна

2019г.

                           

 

Актуальность :

 В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.

Работая с детьми старшей группы ,возникла проблема с тем , что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни , не могут пересказать литературные произведения , плохо запоминают стихи . Поэтому, для развития связной речи у детей с О.Н.Р. я выбрала использование театрализованных игр, т.к.считаю, что театрализация является благоприятной средой для развития детей .В театрализованных играх совершенствуется артикуляционный аппарат , формируется правильная речь и речевая культура, формируются навыки произвольного внимания, развивается память и воображение. В качестве мотива для исправления речевых дефектов у детей театрализованная деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме , подводит детей к приобщению и участию в театрализации , обобщает и углубляет знания о театре.

Цель проекта: 

1. Развивать связную речь (монологическую, диалогическую) детей с О.Н.Р. через театрализованную деятельность .

2.Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка».

 Задачи:

1. Прививать интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей.
3.Закреплять умение действовать в соответствии с текстом.
4.Развивать творческие способности, умение перевоплощаться, импровизировать.
5.Развивать у детей умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке.
6.Продолжать развивать речевую активность детей, через театрализованную деятельность.

7. Воспитывать чувство доброты, взаимопомощи, уважение друг к другу.

8. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Формы и методы реализации проекта:

Формы работы с детьми: 

  • Занятия.
  • Беседы.
  • Наблюдения.
  • Игровая деятельность.
  • Исследовательская деятельность.
  • Продуктивная деятельность детей.
  • Чтение художественной литературы

 

Формы работы с родителями:

Собрания, консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия.

Методы работы с детьми:

Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, викторины, игры-драматизации, театрализованные игры.

Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ;  слушание музыкальных произведений по теме проекта.

Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.

Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; мониторинг.

Участники проекта: дети старшей  группы 5-6 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Вид проектатворческий.

Тип проектасреднесрочный  с 14 января  по 25 марта )

Образовательные области:

  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально – коммуникативное развитие;
  •  речевое развитие;
  •  познавательное развитие;
  • физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

1 этап (январь) - подготовительный

  • Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями.
  • Изучение литературы ,сбор и накопление материала.  
  •  Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков.
  •  Организация развивающей предметно-пространственной среды.
  •  Анкетирование родителей. ( О развитии связной речи детей через театрализованную деятельность.) 

2 этап (январь - февраль) – реализация проекта

  • Беседа с детьми о театре .
  • Чтение художественной литературы, аппликация, лепка, рисование.
  • Ознакомление с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».Рассматривание иллюстраций в книге . Просмотр сказки в театре игрушки.
  • Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников Ю. Васнецова, И.Хохлова, Т. Мавриной, В. Лебедева.
  • Пересказывание сказки с использованием наглядного материала , схем.
  • Разыгрывание этюдов, мини- диалогов по сказке «Заюшкина избушка».
  • Театрализованные игры, игры – драматизации.
  • Организация и проведение образовательной деятельности.
  • «Творческая мастерская» (совместно с детьми  создание необходимых костюмов или элементов костюмов, декорации, и т.д.).

 3 этап (март) – заключительный

  • Оформление выставки «По дорогам сказки».
  • Развлечение : театрализованное представление музыкальной  сказки «Заюшкина избушка».
  • Подведение итогов проектной деятельности.
  • Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей.

Пути реализации проекта:

С детьми:

  • Беседа «Что такое театр»; «Правила поведения в театре»;
  • Чтение русской народной  сказки   «Заюшкина избушка »;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Разучивание слов к русской народной  сказки   «Заюшкина избушка »;
  •  Рисование к  русской народной  сказки   «Заюшкина избушка »;
  • Отгадывание  загадок по разным сказкам;
  • Настольно-печатные игры: «Собери сказку», «Расскажи сказку»;
  • Дидактические игры: «Назови сказку», «Любимые сказки»;
  • Игры драматизации по сказкам;
  • Настольный театр:   «Заюшкина и збушка»;
  • Просмотр мультфильма «Заюшкина и збушка»;
  • Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Бездомный заяц».

 С родителями:

  • Беседа с родителями  «Театр- наш друг и помощник в развитии связной речи дошкольников».
  • Оформили памятки «Игры и упражнения для развития речи детей».
  • Рекомендовали родителям развивать связную речь в игре.
  •  Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказке.
  • Изготовление масок, костюмов, декораций для драматизации русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Реализация проекта:

Январь:

  • Беседа «Что такое театр»; «Правила поведения в театре»;
  • Разучивание скороговорок;
  • Настольно-печатные игры: «Собери сказку», «Расскажи сказку»;
  • Дидактические игры: «Назови сказку», «Любимые сказки»;
  • Игры драматизации по сказкам;
  • Настольный театр:   «Заюшкина и збушка»;
  • Чтение русской народной  сказки   «Заюшкина избушка ».

Февраль:

  • Дидактические игры: «Назови сказку», «Любимые сказки»;
  • Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка»;
  • Пересказывание сказки с использованием наглядного материала , схем;
  • Разыгрывание этюдов, мини- диалогов по сказке «Заюшкина избушка»;
  • Театрализованные игры, игры - драматизации.

Март:

  •  Показ русской народной сказки   «Заюшкина избушка» младшим группам;
  •  Открытый просмотр   русской народной сказки   «Заюшкина избушка»    на городском семинаре.  

Ожидаемые результаты

Дети:

  • Обогащение театрального опыта: знаний детей о театре,   театральных профессиях, костюмах, атрибутах ;
  • Развитие связной речи (монологическая, диалогическая)  у детей с  О.Н.Р. через театрализованную деятельность;
  • Решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают).

Родители:

  • Повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста;
  • формирование представлений о создании игровой среды для полноценного  творческого развития ребенка;
  • Активное участие в жизни группы.

Использованная литература:

1. Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010

2.  Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.

3.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.

4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2. - С. 12- 15.

5. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М.: Педагогика, 1994. - С. 41- 59.

6. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошк.восп. - 2005. - №4. - С. 31-34.
7.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.

8МигуноваЕ.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
9.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г.
10. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека

воспитателя. Мозаика-синтез 2008

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сказки формируют речь детей старшего дошкольного возраста.

Сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Они  способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка Сказки развивают образное и логическо...

«Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» .

Консультация «Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» ....

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В гостях у сказки»

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим...

Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Проект по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой"

Проект по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой"...