Конспект НОД в старшей группе «Пресвятая Богородица – Божия Мать»
план-конспект занятия (старшая группа)

Суржикова Елена Сергеевна

Формировать целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе

Тема: «Пресвятая Богородица – Божия Мать».

Цель: Формировать целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа.

Программное содержание:

Обучающие задачи: Расширять представление детей об иконе; их значением в жизни русской старины; познакомить с иконой Пресвятой Богородицы.

Развивающие задачи: Рассказать о значении Богородицы в жизни простых людей; способствовать духовно-нравственному развитию личности ребенка; приобщать к духовным смыслам человеческой жизни.

Воспитательные задачи: Воспитывать благоговейное отношение к иконам (образам) Богородицы; вводить  детей в мир духовных ценностей; традиций своего народа.

Материал к занятию:

1. Рассказ «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

2. Презентация « Иконы Божией Матери», проектор, экран.

3. Цветная двухсторонняя бумага ярких оттенков, шаблоны цветов (полукруг с разметкой для лепестков), ножницы, простой карандаш, клей для бумаги.

4. Аудиозапись: «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П. Чайковского.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1 часть занятия. Чтение педагогом рассказа «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

В одном городе жила бедная семья: мать, отец и трое детей. Как-то мать заболела и умерла. В доме стала жить злая мачеха. Она невзлюбила детей и выгнала их из дома. Дети горько плакали. Но младшая сестричка вспомнила: «Наша мама говорила. Что у всех  деток, которые остаются без мамы, есть одна общая мама – Матерь божия Мария. Она  самая добрая, самая лучшая, Пресвятая. Попросим у нее помощи». Дети стали молиться: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» К ним подошла женщина и позвала их за собой. Вскоре они подошли к большому забору, и она постучала. Ворота открыли. Оказывается, здесь был приют для сирот. О детях стали заботиться. А когда они вспомнили  про женщину, то выяснилось, что кроме них ее никто не видел. Дети решили, что сама Матерь Божия спасла их. Ведь они попросили ее о помощи.

2 часть занятия. Рассматривание икон и разных образов Богородицы (приложение №1).

Слайд №2 (приложение №1) (На экране появляется изображение иконы Божьей Матери).

Воспитатель: Перед вами изображение иконы Божьей Матери. Многие из них были написаны на деревянных досках, некоторые образы Богородицы, выложены мозаикой, украшены драгоценными камнями и металлами.

Посмотрите, её облик на иконах всегда полон покоя, смирения, достоинства и величия. В каждом православном храме, в каждом доме, где живут верующие люди, обязательно есть образ Божьей Матери – Пресвятой Богородицы. Люди обращаются к иконам с образом Пресвятой Богородицы и возносят ей свои молитвы и просьбы. Это обращение дарит им покой и умиротворение, спасает их души и сердца от тревоги и суеты.

Слайд №3 (приложение №1) (На экране появляется следующее изображение иконы Казанской Божьей Матери).

Воспитатель: Казанской Божией Матери посвящено немало красивых стихов и песен. Послушайте:

Казанская икона Божьей матери

Хранит пускай тебя.

Пусть бережет Заступница,

Как малое дитя.

Молись ей только искренне

И от души проси.

Поверь, что все услышаны

Стенания твои.

Согреет пусть надеждою

Мария в миг лихой.

Ты не страшись опасности –

Она всегда с тобой.

Православные люди верят в её заступничество и молятся ей, прося благости Божьей для своих детей. Глядя на иконы можно сказать, что Богородица, как родная мамочка, защищает нас от различных бед.

Слайд №4 (приложение №1) (На экране появляется следующее

изображение иконы Божьей Матери с младенцем Иисусом).

Пресвятая Богородица на иконах изображена в разные моменты своей жизни. На одних иконах младенец Иисус еще совсем маленький, на других уже окрепший подросший мальчик.

Воспитатель: Я расскажу вам, ребята, кто такая Богородица?

Нет у нас на земле никого ближе и отзывчивее Богородицы.

У каждого человека есть мама. И у Иисуса Христа тоже была мама. Её звали Марией. В библии её называют Пресвятой Девой Марией. Обращаю внимание детей на икону с изображением Пресвятой Богородицы с младенцем на руках. Это самая важная икона. Что такое икона?

Дети: Это картина особого содержания, написанная на доске, холсте.

Воспитатель: Ребята, это самая Великая Матерь – Дева Мария. Она родила Спасителя мира-Иисуса Христа. Мария скромная, добрая, чистая, послушная, ласковая, красивая. Правилом её было никого не оскорблять, не завидовать равным, почитать старших, всем желать благо. Склонив голову к младенцу Иисусу, который нежно прижимается к её лицу, Богоматерь умоляющим жестом протягивает к нему левую руку, словно прося у Иисуса защиты для всех нас. Младенец же Иисус изображен не только по детски трогательным. Взгляд его исполнен мудрости и силы. Вы ведь тоже любите сидеть у мамочки на руках, любите, чтобы она вас ласкала, нежно прижимала к себе. Лики Богоматери и Иисуса Христа прекрасны, потому что наполнены самых добрых чувств.

3 часть занятия. Беседа о матери и о заповеди.

Воспитатель: Послушайте загадку: «Кто теплее солнца обогревает?» (Мама).

У каждого из вас есть самый дорогой человек-мама. Она знает и понимает все, что нужно её ребёнку, заботиться, чтобы ему было хорошо дома, чтобы он был здоров.

Пресвятая Богородица – Бога родила. Она его мать. Пресвятая Богородица – великая и милосердная заступница за всех верующих, как мать за своих детей. Сам Господь её слушался и нам, людям, дал заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо».

Ребята, а кто знает, что означает слово «почитать»? (ответы детей).

Правильно. «Почитать» означает слушаться, беречь, любить, а также ухаживать за родителями, когда они заболеют и станут старенькими. Вот и вы почитайте своих родителей всегда.

Воспитатель:

Над кроваткой чуть в сторонке,

Божьей Матери иконка.

Добрый взгляд её лучиться.

Если мама отлучиться.

То не страшно мне одной-

Матерь Божия со мной.

Утром рано я проснусь,

На икону помолюсь.

4 часть занятия. Динамическая пауза. Игра «Назови ласково».

Воспитатель: Ребята, а кто молится о вас, о вашем здоровье и счастье, кто желает вам всегда добра? (Дети: «Мама!»)

Воспитатель: Правильно, мама. Это самое прекрасное слово на Земле! Это первое слово, которое произносит человек. У мамы самые добрые и милые глаза, ласковые руки, они все-все умеют. У мамы самое любящее, верное, чуткое и преданное сердце. В нем никогда не погаснет любовь к своим детям, оно никогда не останется ни к чему равнодушным. Все мы очень любим своих мам и эту любовь выражаем в обращении к ней, в том, как мы ее называем. Ребята, давайте каждый скажет ласковое слово о своей маме.

Дети: Добрая, милая, нежная, заботливая, любимая, красивая, ласковая и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Я вижу, вы все очень любите своих мам. Любите и жалейте своих мам всегда, никогда их не обижайте и не расстраивайте ни словом, ни поступками. Пускай ваши мамы всегда гордятся вами, вашими делами, успехами и поступками.

4 часть занятия. Художественно-продуктивная деятельность.

Во время работы прослушивание «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П. Чайковского (приложение №2).

Воспитатель: На Руси издавна почитают иконы. В избах для них всегда

выделяли красный угол, украшали рушниками и обязательно вешали лампадку.

Почитание икон – тоже выражение нашей любви к Богу, Богородице и святым.

Православные люди и в старину, и сегодня, благодарят Бога за милосердную

помощь, украшают иконы красивыми окладами, рамками, цветами.

Мы с вами тоже сегодня сделаем красивую гирлянду из цветов для украшения

репродукции иконы. Пресвятой Богородицы (приложение №3).

1. Из зеленой бумаги вырезаем спираль — она будет основой нашей гирляндочки (стебель). Для этого от руки или с помощью циркуля рисуем большой круг, расчерчиваем его в виде спирали и вырезаем.

2.На остальных листах разноцветной бумаги рисуем лепестки для будущих цветов трех разных размеров (с помощью шаблонов).

3.Все детали аккуратно вырезаем.

4. Собираем цветочки — склеиваем конусы и собираем бутончики. Три заготовки должны образовать один цветок.

5. Далее из заготовок формируем цветки. Для одного цветка используем 3 воронки разных размеров, надевая их одна на другую в произвольном порядке.

6. Готовые бумажные цветы приклеиваем к расправленному стеблю-спирали на примерно одинаковом расстоянии друг от друга.

7. Праздничная гирлянда из бумажных цветов готова. Если понадобится увеличить её длину, достаточно склеить вместе два вырезанных спиральных стебля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Покров Пресвятой Богородицы"

Конспект для детей средней группы. Поможет обогатить знания детей о православных праздника, об иконах Пресвятой Богородицы. Конспект занятия на тему: «Покров Пресвятой Богородицы» Цели...

Конспект мероприятия "Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Конспект мероприятия "Введение во храм Пресвятой Богородицы"...

Конспект занятия-развлечения «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы»

Конспект занятия-развлечения «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» для детей старшей группы по духовно- нравственному воспитанию. Подготовили воспитатели: Савельева И...

Лепка плоскостная. Конспект НОД в старшей группе на тему «Божья коровка».

Конспект НОД в старшей группе на тему «Божья коровка»....

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с праздником «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Такое занятие я проводила со своими детками по духовно-нравственному воспитанию....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности "Покров Пресвятой Богородицы"

Ознакомление детей подготовительной группы с народным праздником Покрова Пресвятой Богородицы, с истоками его возникновения, традициями , связанных с этим праздником....