Перспективное планирование по грамоте (старшая группа)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
СЕНТЯБРЬ | |||
№ | Тема | Задачи | Литература |
1 | ДИАГНОСТИКА | ||
2 | ДИАГНОСТИКА | ||
3 | ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ | дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»; дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов; знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ). | конспект |
4 | СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» | подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех, слов; воспитывать речевое внимание, фонематический слух; поощрять речевую активность детей в словесных играх; упражнять в ориентировке на листе бумаги. | конспект |
ОКТЯБРЬ | |||
№ | Тема | Задачи | Литература |
1 | «ОСЕННИЕ ДЕНЬКИ». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ДЕЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ. ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ | пробудить интерес к окружающему миру; расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проводить работу над антонимами; упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использовании в речи предложений; упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова); познакомить детей с графическим изображением предложения на доске; развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники). | конспект |
2 | СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ИЗ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ШТРИХОВКА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР | развивать умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами; упражнять детей в выделении предложений из текста и в составлении рассказа из небольших предложений; воспитывать культуру речевого общения; упражнять в штриховке геометрических фигур (круг, квадрат); формировать быструю реакцию на слово. | конспект |
3 | СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО «ЖИВОЙ МОДЕЛИ». МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ | закрепить знания о предложении, упражнять в умении находить короткие предложения в знакомом тексте; познакомить детей с составлением предложения по «живой модели»; дать знание о многозначности слов; воспитывать речевое внимание; развивать творческое воображение детей. | конспект |
4 | ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ СЛОВ | формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов; побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку; упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений; развивать глазомер, мелкую моторику. | конспект |
НОЯБРЬ | |||
№ | Тема | Задачи | Литература |
1 | ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «СЛОГИ». ЗНАКОМСТВО С ОДНОСЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ | формировать умение слышать, четко и ясно произносить чистоговорку; помочь детям осознать рифму и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами); упражнять в делении слов на части, познакомить с термином «слоги», познакомить с односложными словами; развивать глазомер и мелкую моторику рук. | конспект |
2 | ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ И СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ | упражнять детей в делении слова на слоги; закреплять умение составлять слова из слогов; развивать мелкую моторику. | конспект |
3 | ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ. ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «ЗВУК» | упражнять детей в повторении слогов и досказывании текста; закреплять умение подбирать к существительному прилагательное; обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин «звук» в активный словарь; закреплять правила штриховки. | конспект |
4 | ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛОГОВ В СЛОВАХ. НАХОЖДЕНИЕ В СЛОВАХ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА И ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА | упражнять детей в определении количества слогов в словах; закреплять знания о предложении (количество и порядок слов); развивать умение детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук; воспитывать речевое внимание и фонематический слух; развивать микромоторику. | Конспект |
ДЕКАБРЬ | |||
№ | Тема | Задачи | Литература |
1 | НАХОЖДЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА В СЛОВЕ. СОСТАВЛЕНИЕ УЗОРА ИЗ ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЛИНИЙ | формировать умение слышать, четко и ясно произносить слова, осознавать рифму; закреплять в процессе игры знания детей о предложении; упражнять в нахождении звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук; находить место звука в слове (первый, в середине, последний); упражнять в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий. | конспект |
2 | ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ | упражнять детей в делении слов на слоги; закреплять в словаре детей названия цветов; познакомить детей со способом составления предложений по словосочетаниям; закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове; воспитывать речевое внимание и фонематический слух; упражнять в рисовании узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховки. | конспект |
3 | ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ. ВЫДЕЛЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА ПРЕДЛОЖЕНИЙ | помочь детям правильно употреблять термин «слово» при речевом общении со взрослыми и сверстниками; обогащать словарь; закреплять умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова; упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах; формировать у детей способность выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу; развитие мелкой моторики. | конспект |
ЯНВАРЬ | |||
№ | Тема | Задачи | Литература |
1 | ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ЗВУКА В ЛЮБОЙ ЧАСТИ СЛОВА. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ | обогащать словарный запас детей; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова; совершенствовать умение детей слышать и выделять определенные звуки в словах; продолжать учить детей самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова; помочь детям составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука; развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями. | конспект |
2 | ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «АУ» | познакомить детей со схемой звукового состава слова; научить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; упражнять детей в произношении слова в соответствии с движением указки по схеме; закреплять умение детей составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука; развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями. | конспект |
3 | ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МАК» | совершенствовать умение детей составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ; развивать творческое воображение, фантазию; познакомить детей со звуковым составом слова «мак»; побуждать детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; упражнять в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме; продолжать помогать детям осваивать ориентировку на листе бумаги. | конспект |
ФЕВРАЛЬ | |||
№ | Тема | Задачи | Литература |
1 | ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ | закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова «дом»; упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему; закреплять представление о предложении. | конспект |
2 | ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДЫМ». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ «И» | закреплять умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; познакомить детей со звуковым анализом слова «дым»; продолжать совершенствовать умение находить в словах одинаковые звуки; упражнять в нахождении слов с определенным звуком в заданном месте; развивать тонкую моторику, координацию речи с движением; работать над темпом и ритмом речи; дать детям представление о составлении предложения из 3 слов с соединительным союзом «и». | конспект |
3 | ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «СЫР». ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛАСНЫЙ ЗВУК» | познакомить детей со звуковым анализом слова «сыр»; упражнять в сравнении по звуковому составу слова «сыр» и «дым»; познакомить детей с понятием «гласный звук»; совершенствовать умение детей составлять предложения из 3 слов с соединительным союзом «и». | конспект |
4 | БЕСЕДА О ЗИМЕ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ШАР». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2, 3, 4 СЛОВ | совершенствовать умение детей слушать и слышать; давать обоснованные ответы на вопросы педагога; развивать представление детей о зиме. развивать фонематический слух детей; закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; помочь детям самостоятельно производить звуковой анализ слова «шар»; развивать умение детей находить в словах одинаковые звуки; называть слова с определенным звуком в заданном месте; упражнять детей в составлении предложений из 2, 3,4 слов | конспект |
МАРТ | |||
№ | Тема | Задачи | Литература |
1 | ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «ЖУК» И «ЛУК». СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ | закреплять умение интонационно выделять звук в слове; расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение; продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук»; совершенствовать умение детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу; продолжать закреплять умение составлять предложения из 2, 3, 4 слов; упражнять детей в штриховке предметов (в разном направлении). | конспект |
2 | ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ПО ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ.СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ | . упражнять детей в подборе определений к существительным; развивать умение пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему; упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами; воспитывать внимание, чуткое отношение к слову, развивать чувство юмора. | конспект |
3 | РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК» | упражнять- детей в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям; совершенствовать умение детей «записывать» предложение графически; упражнять в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив; создавать положительный эмоциональный настрой, развивать воображение. | конспект |
4 | ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «НОС» И «РОТ». ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК» | упражнять в подборе однокоренных слов; развивать умение производить звуковой анализ слов; закреплять понятие «согласный звук»; развивать мелкую моторику. | конспект |
АПРЕЛЬ | |||
№ | Тема | Задачи | Литература |
1 | ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК». ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КОТ» И «КИТ» | совершенствовать речевую активность детей, способствовать развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности; формировать способность анализировать звуковой состав слов «кот» и «кит», обратить внимание детей на мягкость звука [к'] в слове «кит», добиваться правильного произношения этого звука; учить сравнивать слова по звуковому составу; формировать правильный захват пальцами орудия письма. | конспект |
2 | ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК». ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВ | упражнять в подборе существительного к исходному слову -прилагательному, ориентируясь на окончание последнего; развивать фонематический слух, формировать у детей способность на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно; совершенствовать умение детей делить на слоги двух- или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова; продолжать формировать правильный захват пальцами орудия письма; развивать мелкую моторику рук, творчество, фантазию. |
конспект |
3 | ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ОСЫ» | активизировать словарь детей по теме «Человек и его тело», закрепить названия цветов; познакомить детей со звуковой схемой слова «осы»; отрабатывать умение детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слова в соответствии с движением указки по схеме; упражнять детей в делении слов на слоги; развивать умение у детей удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжать формировать щепоть. |
конспект |
4 | ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «РОЗА». ЗНАКОМСТВО СО СЛОГООБРАЗУЮЩЕЙ РОЛЬЮ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ | активизировать речевую деятельность детей; помочь детям освоить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков; познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее. | конспект |
МАЙ | |||
№ | Тема | Задачи | Литература |
1 | «ВЕСЕННИЕ ДЕНЬКИ». ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛУНА» | активизировать знания детей при отгадывании загадок, обратить их внимание на меткость и лаконичность языка загадок; упражнять в подборе определений к существительным; продолжать знакомство со звуковым анализом слов, состоящих из четырех звуков; упражнять в подборе и назывании слов с определенным звуком; совершенствовать умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова; развивать мелкую моторику. | конспект |
2 | ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛИСА». СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ СЛОВ «ЛУНА» И «ЛИСА» | расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков; помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь; упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»); совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу; развивать мелкую моторику. | конспект |
3 | ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МУХА». ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ | упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы; совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами; упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»); активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению; развивать мелкую моторику. | конспект |
4 | ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «САНИ». ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ГРАММАТИКИ | упражнять в подборе прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы; продолжать совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами; упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»); активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье; развивать мелкую моторику. | конспект |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
СТАРШАЯ ГРУППА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование аппликации в старшей группе детского сада.
Перспективное планирование аппликации в соответствии с лексическими темами....
Перспективное планирование мероприятий в старшей группе по воспитанию патриотизма.
Планирование по воспитаниюпатриотизма....
Перспективное планирование по ПДД старшая группа
Перспективное планирование по ПДД старшая группа...
Перспективное планирование для детей старшей группы по ознакомлению с окружающей природой (зима)
Планирование для воспитателей...
Перспективное планирование по конструированию (старшая группа)
Учить детей создавать постройку, отвечающую определённым требованиям. Формировать у детей обобщённые представления и знания. Закреплять умение делать перекрытия....
Перспективный план "Обучение грамоте" старшая группа
Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить со звуком «А» - гласным звуком. Познакомить с условным обозначением звука «А» - красный квадрат. Познакомить с печатны...
Перспективное планирование работы в старшей группе "Подготовка к обучению грамоте"
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что шестой год жизни ребенка является периодом высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи...