2018 – 2019 учебный год. Рабочая программа воспитателя, Младшей группы (3 - 4 года) На 2018 – 2019 учебный год
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа воспитателя,
Младшей группы (3 - 4 года)
На 2018 – 2019 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr_mladshaya_gruppa_dosmaeva.doc | 575.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга», ул. Советская, 43
Кулундинского района Алтайского края
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
Протокол №1 Е.Ю. Могильницкая
От « 28 » августа 2018 г. Приказ № 25-оД от « 28 » августа 2018 г.
Рабочая программа воспитателя,
Младшей группы (3 - 4 года)
На 2018 – 2019 учебный год
Составители программы:
Досмаева Ирина Александровна – воспитатель.
Штырёва Ульяна Сергеевна – воспитатель.
с. Кулунда
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности младшей группе на 2017-2018 учебный год (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с образовательной программой МБДОУ Детский сад №7 « Радуга», с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (далее - ООП «От рождения до школы), в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС) и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 2-3лет.
Содержание Рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в ФГОС:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах детской деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей программы составили:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
1.2.Цели и задачи реализации Рабочей программы
- Обязательная часть Программы
- Цель Рабочей программы - создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала, всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка и его позитивной социализации, радостного и содержательного проживания детьми периода дошкольного детства.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
Обязательная часть программы
В Рабочей программе выделены основные принципы в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
-полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок, активный в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество дошкольного учреждения с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
-учет этнокультурной ситуации развития детей.
В Программе выделены следующие методологические подходы:
Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (1).
Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения. Поступательное развитие главным образом происходит за счет личностного. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность определяется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Деятельностный подход рассматривает деятельность, наравне с обучением, как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают ее новые виды, развиваются (перестраиваются) психические процессы и появляются личностные новообразования.
1.4. Значимые для разработки и реализации
Рабочей программы характеристики
МБДОУ Детский сад №7 «Радуга» функционирует в режиме 10.5-часового пребывания воспитанников в период с 07.30 до 18.00 при 5-дневной рабочей неделе. Рабочая программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.
Численный состав группы на ….. человек. Из них .. мальчиков (%), … девочек (%).
Семья: полная – …, неполная – ...
Состав семьи: однодетные – …, двухдетные – .., многодетные – ….
Образование родителей: среднее – …, среднее специальное – …, высшее – ….
Группа здоровья:
Первая – …
Вторая – …
Третья – …
Четвертая – …
Образовательная деятельность осуществляется двумя педагогами, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
Педагогический коллектив младшей группы строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьёй - изучается контингент родителей, социальный и образовательный статус членов семей воспитанников, запрос родителей на содержание и формы образовательной деятельности. Педагоги группы создают доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество. Контингент родителей в основном однороден, характеризуется средним уровнем жизни и доходов, социального и образовательного статуса.
Возрастные особенности детей с 2 до 3 лет
На третьем году жизни продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развиваются соотносительные и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослым модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.
К концу третьего года речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.
Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам жизни дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.5. Планируемые результаты освоения Рабочей программы
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
(обязательная часть)
1.Знает членов своей семьи.
2.Соблюдает элементарные культурно-гигиенические навыки.
3.Самостоятельно моет руки перед едой, вытирает лицо и руки личным полотенцем.
4.Умеет правильно держать ложку.
5.Умеет правильно раздеваться и одеваться в определенном порядке.
6.Знает понятия «можно», «нельзя», «опасно».
7.Имеет представление о правилах безопасного поведения в играх с песком, водой.
8.Имеет первичное представление о машинах, улице, дороге.
9.Употребляет слова «спасибо», «пожалуйста».
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Ознакомление с предметным окружением
(обязательная часть)
1.Знает предметы ближайшего окружения (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства).
2.Называет цвет, величину предмета, материала, из которого они сделаны; сравнивает знакомые предметы, подбирает предметы по тождеству.
3.Называет свойства предмета (большой, маленький, мягкий, пушистый).
4.Группирует и квалифицирует хорошо знакомые предметы.
Ознакомление с социальным миром
(обязательная часть)
1.Проявляет интерес к труду близких взрослых, называет некоторые трудовые действия.
2.Имеет первичные представления о названии города, в котором живет.
Формирование элементарных математических представлений
(обязательная часть)
1.Различает количество предметов: много-один.
2.Различает предметы по форме и называет их (кубик, кирпичик, шар).
3.Имеет представление о величине предметов и обозначение их в речи (большой-маленький).
4.Умеет двигаться за педагогом в определенном направлении.
5.Ориентируется в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
Образовательная область
«Речевое развитие»
(обязательная часть)
1.Самостоятельно рассматривает картинки, книги, игрушки.
2.Отчетливо произносит изолированные гласные и согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных).
3.Умеет воспроизводить звукоподражания слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
4.Умеет пользоваться высотой и силой голоса.
5.Умеет отвечать на простейшие вопросы («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные («Когда?», «Какой?»).
6.Умеет слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Конструктивно-модельная деятельность
(обязательная часть)
1.Имеет представление о настольном и напольном строительном материале (кубик, кирпичик, пластина, трехгранная призма).
2.Умеет сооружать элементарные постройки по образцу.
3.Пользуется дополнительными сюжетными игрушками соразмерными масштабам построек.
4.Совместно со взрослым умеет конструировать башенки, домики, машины.
5.По окончании игры убирает все на место.
Музыкальная деятельность
(обязательная часть)
1.Слушает спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимает, о чем (о ком) поется, эмоционально реагирует на содержание.
2.Умеет различать звуки по высоте (колокольчик, фортепиано, металлофон).
3.Умеет подпевать при пении.
4.Эмоционально воспринимает музыку через движение.
5.Умеет ходить и бегать (на носках, тихо, высоко и низко поднимая ноги, прямым галопом).
6.Выполняет плясовые движения в кругу, врассыпную.
Изобразительная деятельность
(часть, формируемая участниками образовательных отношений)
«Цветные ладошки»
1.Имеет представление о разнообразии пластических материалов (глина, пластилин, влажный песок), знает их свойства.
2.Владеет способами преобразования пластического материала (месит, разминает, отщипывает кусочки и др.).
3.Создает простейшие формы, устанавливает сходство с предметами окружающего мира.
4.Создает фигурки, состоящие из 2-3 частей.
5.Умеет держать карандаш, фломастер, мелок, понимает назначение красок и кисти.
6.Имеет представление о бумаге, умеет раскладывать и приклеивать готовые формы.
Образовательная область
«Физическое развитие» (обязательная часть)
1.Имеет представление о значении разных органов: глаза – смотреть, уши – слышать, нос – нюхать, язык – пробовать и др.
2.Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.
3.Умеет ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).
4.Умеет прыгать на двух ногах на месте с продвижением вперед, в дину с места, отталкиваясь двумя ногами.
5.Играет вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Содержание образовательной деятельности с детьми 2-3 лет представлено по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи образовательной деятельности по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности дошкольников.
2.1.1. Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (п. 2.6. ФГОС ДО).
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (обязательная часть) представлено:
Младшая группа (от 2 до 3 лет) ООП «От рождения до школы»
Основные цели и задачи.
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе.
Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности.
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.
Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.
Ребенок в семье и сообществе
Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.
Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.
Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха. Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Формировать умение во время еды правильно держать ложку.
Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.
Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
Уважение к труду взрослых.
Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
Формирование основ безопасности
Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).
Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).
2.1.2. Образовательная область
«Познавательное развитие»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» (п. 2.6. ФГОС ДО).
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (обязательная часть) представлено:
Младшая группа (от 2 до 3 лет) ООП «От рождения до школы»
Основные цели и задачи.
Формирование элементарных математических представлений.
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление с предметным окружением.
Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с социальным миром.
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Формирование элементарных математических представлений
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
Ознакомление с предметным окружением
Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.
Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов.
Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.
Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).
Ознакомление с социальным миром
Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут. Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия.
Ознакомление с миром природы
Знакомить детей с доступными явлениями природы.
Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.
Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.
Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения
Осень.
Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима.
Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна.
Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето.
Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (п. 2.6. ФГОС ДО).
Содержание образовательной области «Речевое развитие» (обязательная часть) представлено:
Младшая группа (от 2 до 3 лет) ООП «От рождения до школы»
Основные цели и задачи.
Развитие речи.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя
речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература.
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Развитие речи
Развивающая речевая среда.
Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).
Формирование словаря.
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
• глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Звуковая культура речи.
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи.
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под)
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где)
и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Связная речь.
Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Приобщение к художественной литературе
Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста.
Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.
Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
2.1.4. Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» (п. 2.6. ФГОС ДО).
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (часть, формируемая участниками образовательных отношений) представлено:
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) «Цветные ладошки»
Образовательные задачи:
• обогащение художественных впечатление, развитие эстетических эмоций, создание игровых и дидактических ситуаций для восприятия произведений изобразительного декоративно-прикладного искусства (книжные иллюстрации, народные игрушки и др); поддержка интереса к освоению деятельной деятельности;
• формирование интереса к изобразительной деятельности; становление и постепенное расширение художественного опыта в процессе экспериментирования с различными материалами (глина, пластилин, тесто, краски бумага, ткань, фольга, снег, песок), инструментами (карандаш, фломастер, маркер кисть, мел, стека, штампик) и предметами, выступающими в качестве инструментов для изобразительной деятельности (ватная палочка, зубная щетка, губка и пр.).
• обеспечение перехода каждого ребенка с доизобразительного этапа на изобразительный и создание условий для появления осмысленного образа (с учетом индивидуального темпа развития); установление ассоциаций между реальными предметами, явлениями, существами и их изображениями (мячик, дорожка, цветок, бабочка, дождик, солнышко), называние словом;
• создание условий для активного и самостоятельного освоения детьми базовых техник в разных видах изобразительной деятельности (лепки, рисования, аппликации); содействие формированию обобщенных способов создания художественных образов и простейших композиций;
• ознакомление с основными изобразительно-выразительными средствами (цвет, линия, пятно, форма, ритм), доступными для практического освоения в совместной деятельности с педагогом и родителями;
• поддержка активности, самостоятельности и первых творческих проявлений детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба 57 организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» (п. 2.6. ФГОС ДО).
Содержание образовательной области «Физическое развитие» (обязательная часть) представлено:
Младшая группа (от 2 до 3 лет) ООП «От рождения до школы»
Основные цели и задачи.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.
Физическая культура
Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Подвижные игры.
Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание).
Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).
Развитие игровой деятельности
(обязательная часть)
Содержание игровой деятельности представлено: ООП «От рождения до школы»
Основные цели и задачи
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Содержание психолого-педагогической работы
Сюжетно-ролевые игры.
Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу.
Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Развивать предпосылки творчества.
Подвижные игры.
Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).
Театрализованные игры.
Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).
Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и
неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку,
под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с
персонажами-игрушками. Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).
Дидактические игры
Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Реализация Рабочей программы основывается на:
Организованная образовательная деятельность | Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности | Самостоятельная деятельность детей | Оздоровительная работа |
ООД (индивидуальная, подгрупповая, групповая):
|
|
|
|
Методы и средства реализации Рабочей программы
Методы | Средства |
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, обсуждение, работа с книгой | Устное или печатное слово: Фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы; Поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, др.); Скороговорки, загадки и др. |
Наглядные методы: | Наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия |
Метод иллюстрирования | Предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, зарисовок и др. |
Метод демонстрации | Связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др. |
Метод показа | Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др. |
Методы практического обучения | Скороговорки, стихотворения. Музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации. Дидактические, музыкально-дидактические игры. Различный материал для продуктивной и творческой деятельности. |
Упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые) | |
Рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал и др. | |
Элемент проблемности |
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;
- создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр;
- при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
- не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры; обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;
- привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения; побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день;
- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
В образовательной деятельности используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
Информационно-аналитические формы | |
Цель: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации. | |
Анкетирование | Используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка |
Опрос | Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии родителей и педагогов |
Познавательные формы | |
Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей, знакомство родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. | |
Групповые родительские встречи | Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи |
Педагогическая беседа | Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи |
Семейная гостиная | Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения; помогает по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми |
Клуб для родителей | Предполагает установление между детьми и родителями доверительных отношений, способствует осознанию родителями значимости семьи в воспитании ребенка |
День добрых дел | Дни добровольной посильной помощи родителей группе, (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между педагогами и родителями |
День открытых дверей | Дает возможность познакомить родителей с МБДОУ, его традициями, правилами, особенностями образовательной работы |
Досуговые формы | |
Цель: установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми | |
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) | Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса |
Выставки работ родителей и детей, ярмарки, семейные вернисажи | Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей |
Письменные формы | |
Неформальные записки | Воспитатели посылают с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в них могут быть записи детской речи интересные высказывания ребенка; семьи также могут посылать в детский сад записки выражающие благодарность или содержащие просьбы |
Наглядно-информационные формы | |
Цель: ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях группы, которые позволяют родителям правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания | |
Информационно-ознакомительные | Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, с педагогами через сайт МБДОУ, выставки детских работ, фотовыставки, информационные буклеты, видеофильмы |
Информационно-просветительские | Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста через организацию тематических выставок, газеты; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки |
Формы работы по образовательным областям
Образовательные области | Возраст воспитанников (2-3 года) |
Социально–коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
2.5. Иные характеристики содержания Рабочей программы
Особые условия реализации Рабочей программы
Климатические условия Алтайского края имеют свои особенности: морозная погода и недостаточное количество солнечных дней. Исходя из этого, в образовательный процесс МБДОУ включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости.
В режим дня группы включены оздоровительные гимнастики: гимнастика для глаз, бодрящая гимнастика после сна, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика, гимнастика для горла, элементы обширного умывания, орошение воздуха соляным раствором; в летний период воздушные, солнечные ванны и водные процедуры в плескательном бассейне.
В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, организуется на открытом воздухе.
В соответствии с действующими СанПиН в группе проводится ООД по физической культуре 3 раза в неделю: 2 организуется в группе, 1 на свежем воздухе во время прогулки в виде подвижных или спортивных игр.
Ежегодно в МБДОУ проводится Неделя Здоровья. Содержание образовательной работы в такие дни направлено на формирование основ культуры здоровья у дошкольников. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, играми, решением занимательных задач, встречами с «персонажами» любимых книг и другое. Итогом Недели Здоровья является проведение совместных мероприятий с родителями: физкультурных праздников, досугов, викторин, конкурсов.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечение Рабочей программы
Образовательный процесс в группе организуется в соответствии с:
- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- правилами пожарной безопасности;
-требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);
- требованиями к оснащенности помещений РППС в соответствии с ФГОС ДО;
- требованиями к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение).
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Формирование элементарных математических представлений | Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: (2-3 года) |
Ознакомление с миром природы | Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста (2–3 года) Наглядно-дидактические пособия Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты». Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками». Серия «Мир в картинках»: «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Насекомые»; «Овощи»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды садовые» |
Образовательная область «Речевое развитие» | |
Развитие речи | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: (2-3 года) |
Приобщение к художественной литературе | Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1–3 г |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |
Лепка, аппликация, рисование | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. |
Образовательная область «Физическое развитие» | |
Физическая культура | |
Игровая деятельность | |
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. (2–3 года). |
3.3. Распорядок дня в младшей группе раннего возраста
Режим группы составлен в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 и утвержден решением педагогического совета МБДОУ.
Режим работы – 10,5 часов, построен с учётом естественных ритмов физиологических процессов детского организма, соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию.
Режим дня в группе имеет рациональную продолжительность и предполагает разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение их пребывания в учреждении.
Режим составлен на холодный и теплый период времени года, каникулярный период в соответствие с СанПиН 2.4.1.3049-13.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 2-3 лет составляет 5,5-6 часов. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов, включая утренний прием детей на улице, а также ООД по физическому развитию, проводимую на открытом воздухе. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - перед уходом детей домой.
Продолжительность дневного сна для детей второй группы раннего возраста не менее 3 часов.
Модель двигательного режима на 2017-2018 учебный год
Режим двигательной активности
Формы работы | Виды занятий | |
Физкультурные занятия | в помещении | 2 раза в неделю 10-15 |
на улице | 1 раз в неделю 10-15 | |
Физкультурно-оздорови тельная работа в режиме дня | утренняя гимнастика (по желанию детей) | Ежедневно 5-6 |
подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 10-15 | |
физкультминутки (в середине статического занятия) | 3-5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий | |
Активный отдых | физкультурный досуг | 1 раз в месяц |
физкультурный праздник | ___ | |
день здоровья | 1 раз в квартал | |
Самостоя тельная двигательная деятельность | самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования | Ежедневно |
самостоятельные, подвижные, спортивные игры | Ежедневно |
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности | |||||
Чтение художественной литературы | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Конструктивно-модельная деятельность | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю |
Игровая деятельность | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Общение при проведении режимных моментов | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Дежурства | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Прогулки | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |||||
Самостоятельная игра | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Познавательно-исследовательская деятельность | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Оздоровительная работа | |||||
Утренняя гимнастика | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Цели и задачи:
- Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечивать детям чувство комфорта и защищенности.
- Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках.
- Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.
- Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.
- Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями и интересами детей.
Сложившиеся традиции группы:
- Круг общения «Утро радостных встреч»
- Ритуал прощания
- Игры на развитие коммуникативных навыков
- Ритуал приветствия на каждой ООД
- Театральная неделя
- День рождения детского сада
3.5. Особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) в группе строится с учетом особенностей детей дошкольного возраста, охраны и укрепления здоровья воспитанников.
РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и педагогов, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (ФГОС ДО п.3.3.2.)
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе предполагает наличие различных пространств для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности:
Развивающая предметно-пространственная среда в группе
Пространство | Оборудование |
Уголок «Маленькие строители» |
|
Уголок художественного творчества |
|
Уголок дидактических игр
| Материалы по сенсорике и математике
|
Книжный уголок |
|
Музыкальный уголок |
|
Спортивный уголок «Маленькие спортсмены»
|
|
Театральный уголок |
|
Уголок сюжетно-ролевой игры |
|
Занимательный уголок
| Центр воды и песка
Уголок природы:
|
Уголок уединения |
|
4.Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация Рабочей программы
4.1.1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована
Рабочая программа
Рабочая программа образовательной деятельности в младшей группе на 2017-2018 учебный год (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с образовательной программой МБДОУ «Детский сад №7 «Радуга», с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (далее - ООП «От рождения до школы), в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС) и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 2-3 лет.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном Учреждении.
- Цель Рабочей программы - создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала, всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка и его позитивной социализации, радостного и содержательного проживания детьми периода дошкольного детства.
4.1.2. Используемые программы
Содержание образовательного процесса выстроено на основе:
- основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
4.1.3. Характеристика взаимодействия
педагогического коллектива с семьями детей
Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье
- Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач
- Создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества
- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях
- Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье
Формы взаимодействия с родителями (законными представителями)
- Анкетирование
- Опрос
- Групповые родительские встречи
- Клуб для родителей
- День добрых дел
- День открытых дверей
- Праздники, утренники, развлечения
- Выставки работ родителей и детей
- Ярмарки
- Смотры-конкурсы
- Проектная деятельность
- Информационно-просветительские (папки-передвижки, папки-ширмы, стенды и др.)
Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Открытость МБДОУ для семьи
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей
- Создание единой РППС, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя средней группы компенсирующей направленности на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа разработана на основе Адаптированной основнойобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения детский сад № 43 &laqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА вторая младшая группа №1 "Солнышко"на 2018-2019 учебный год
Содержание I. Целевой раздел1.1 Пояснительная записка ………………………………………&he...
Рабочая программа воспитателя младшей группы «Непоседы» на 2017 — 2018 учебный год
Рабочая программа для детей младшей группы «Непоседы» (далее - Программа) разработана как составляющая часть основной образовательной программы МБОУ «Песчановская СОШ» &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ на 2018/2019 учебный год
Рабочая программа предназначени для работы воспитателей подготовительных к школе групп детского сада....
Рабочая программа воспитателя средней группы № 7 "Васильки" на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа воспитателя средней группы № 7 "Васильки" на 2018-2019 учебный год...
2019-2020 год Рабочая программа воспитателя, Средней группы (4-5 лет) На 2019-2020 учебный год
Рабочая программа воспитателя,Средней группы (4-5 лет)На 2019-2020 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Ранний возраст группы №7 «Лисята» на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 1-3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа характеризует специфику и особенности организации образо...