Адаптация малышей к детскому саду.
методическая разработка (младшая группа)

Проблема адаптации ребенка к детскому саду всегда остро стоит перед педагогами  младших групп. Достаточно много приходящих из дома детей с тяжелой степенью адаптации. Чтобы привыкание  к детскому саду было максимально безболезненным, нужно, прежде всего, обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_malyshey_k_dou.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема адаптации ребенка к детскому саду всегда остро стоит перед педагогами  младших групп. Достаточно много приходящих из дома детей с тяжелой степенью адаптации. Чтобы привыкание  к детскому саду было максимально безболезненным, нужно, прежде всего, обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие ребёнка. Испробовав на практике различные формы, методы, приемы,  я пришла к выводу, что наиболее действенной формой являются театрализованные игры, сценки,  представления, которые обыгрываются  с помощью игрушек, любимых детьми, персонажей, эмоционально воздействуют на ребенка в период адаптации.

Поэтому первостепенной задачей для меня стало создание  предметно-пространственную среду в группе. В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности.

Оборудование расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, чтобы ребенок легко включался в игровую ситуацию.  У детей младшего дошкольного возраста при поступлении в детский сад наблюдаются различные негативные проявления, объединяемые понятием: «адаптационный синдром». Малыши часто испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, утрачивают усвоенные ранее умения, социальные навыки, угасает познавательная, речевая активность . Чтобы избежать отрицательных последствий  адаптационного периода, я предлагаю использовать элементы театрализованной деятельности, она  является как панацея в этой ситуации.

Плач ребенка, его обиды и огорчения постепенно перерастают в положительные эмоции, когда на помощь приходит театральная кукла.

Кукла может всё, или почти всё. Она творит чудеса; веселит, обучает, развивает творчество детей, корректирует их поведение. Как театр, который начинается «с вешалки», так и день в прихожей начинается с игры – представления. Это и Петрушка, пришедший в гости и весёлая Маша и медведь и т. д.

Занятие, завтрак и обед, прогулка, режимные моменты – везде можно использовать кукол «с живой рукой» . Куклу можно смастерить самостоятельно, главное требование - это, чтобы кукла была яркой, веселой.

На данном этапе театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой ( накормим куклу, покачаем, уложим спать  и др. несложными сюжетами.)

В период адаптации для установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки«Ладушки-ладушки»«Идет коза рогатая»«Сорока-сорока»«Киска-киска», на помощь приходит художественная литература замечательных поэтов В. Степановой, М. Дружининой, А.Барто, З. Александровой и др. детские народные потешки, песенки, сказки. Такое внимание к художественному слову не случайно, так как дети с раннего возраста учатся слушать стихи , потешки, сказки. малыши с удовольствием повторяют небольшие забавные стихотворения, сопровождая свою речь простейшими движениями, договаривать слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников, их речь заметно активизируется, они уже могут вступать во взаимодействие друг с другом, с воспитателем. В двухлетнем возрасте малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный и музыкальный материал используется многократно. Это даёт возможность ребятам хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения В подготовке к творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени знакомых животных и птиц.  Очень важно, чтобы воспитатель был эмоционален. Он показывает на сколько разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, движения. В результате дети приобретают необходимые навыки для создания того или иного образа. У них появляется интерес к театрализованной деятельности, дети с удовольствием  импровизируют в драматизации  сказок «Курочка ряба», «Теремок», «Рукавичка». Нравится малышам настольный театр. Он прост и доступен, не требует определенных умений, дети сами действуют с игрушками персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, и т.д., пытаются передать характер героя мимикой, изменяя интонацией). Очень часто, в конце различных упражнений использую изготовленную мною, мягкую подушку – солнышко, на слова:

 Солнышко, появись!

Светлое, лучистое,

Покажись

Достаю из корзины солнышко. По очереди дети обнимают солнышко, передавая друг другу,  а я говорю: «Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Саше… И вы, ребята, нежно обнимите его и подарите ему свою любовь и ласку».

Особая роль отводится работе с родителями. Ребёнок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. По этому я регулярно привлекаю родителей  воспитанников к участию в театрализованных занятиях, праздниках. Работа с родителями ведётся последующим направлениям: помогают в составлении текста, в изготовлении декораций, костюмов. О пользе театральных приемов в воспитании детей рассказываю на родительских консультациях, собраниях,  круглых столах.

Работа с семьей строится на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Благодаря этому родители оказывают помощь в адаптации ребенка к детскому саду и в дальнейшем обогащают свои собственные знания и представления о том, как возможно осуществлять художественно – эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.

Применяя театрализованные игры в работе с детьми младшего возраста, особенно в период адаптации я получила следующие результаты: увеличилось количество детей с легкой адаптацией, снизилось количество детей с тяжелой адаптацией, т.е. в начале адаптационного периода эмоциональное благополучие детей было низким -12 человек ( 53%) лишь у 2 детей (4,6%)уровень эмоционального благополучия был высоким, т.е. адаптация протекала легко. В конце адаптационного периода никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта. В большинстве своем  15 человек (65 %) ощущают себя комфортно в группе, в детском саду а у 8 человек (35%)отмечен высокий уровень эмоционального благополучия.

Таким образом, очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, преодолевать страхи. Быть более общительными, коммуникабельными, дружелюбными, добрыми, весёлыми и интеллектуальными, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация малыша к детскому саду

Если вы решили отдать ребенка в дошкольное учреждение осознайте, всю серьезность этого шага и для ребенка, и для вас. Очень важно, чтобы этот переход  был мягким, плавным, бестравматичным....

"Адаптация малышей в детском саду"

Ранний возраст - это в буквальном  смысле - НАЧАЛО. Ребенок только входит в мир отношений, он неопытен и доверчив. Наша задача - помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто заботится...

Рекомендации по облегчению периода адаптации малыша к детскому саду.

Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение. Рекомендации для родителей и воспитателей....

Консультация для родителей «Несколько полезных рекомендаций для успешной адаптации малыша к детскому саду».

Рекомендации для родителей по смягцению процесса адаптации малыша к детскому саду....

Адаптация малыша к детскому саду

В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побе...