Игры в адаптационный период с детьми двух- трёх лет. Картотека игр для педагогов.
картотека (младшая группа)
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявление заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_v_sootvetstvii_s_temperamentom_v_adaptatsionnyy_period.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры в адаптационный период с детьми двух- трёх лет.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявление заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.
«Иди ко мне»
Ход игры. Взрослый отходит от ребёнка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне , мой хороший!». Когда ребёнок подходит. Воспитатель его обнимает:» Ах, какой ко мне хороший Коля пришёл!» Игра повторяется.
« Пришёл Петрушка»
Материал. Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздаёт погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
« Выдувание мыльных пузырей.
Ход игры. Вспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в неё.
Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивлённо спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребёнка выдувать мыльные пузыри.
(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи).
«Хоровод».
Ход игры. Воспитатель держит ребёнка за руку и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГЕЙ!
Взрослый и ребёнок вместе прыгают.
« Покружимся»
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берёт мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Даёт другого мишку и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребёнок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро – быстро покружусь,
Тихо- тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь.
« Прячем мишку».
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребёнку большую игрушку (н-р, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: « Где мишка?», ищет его вместе с ребёнком. Когда малыш найдёт игрушку, взрослый прячет её так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!». Когда ребёнок найдёт его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребёнку.
« Солнышко и дождик»
Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой! – бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
«Поезд».
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз. А вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом. Держась за одежду впереди стоящего. «Поехали»,- говорит взрослый. И все начинают двигаться, приговаривая: « Чу-чу-чу».Воспитатель ведёт поезд в одном направлении. Затем в другом. Потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.
« Хоровод с куклой»
Материал. Кукла средних размеров.
Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берёт куклу за одну руку, другую даёт ребёнку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (н-р, «Весёлую дудочку» М. Красева).
Вариант: игра проводится с мишкой.
«Догонялки»
Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».
Вариант: игра проводится с мишкой.
«Солнечные зайчики»
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!»
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно проводить 2-3 раза.
«Игра с собачкой»
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это пёсик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребёнку. Имя которого названо. Предлагает взять её за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребёнку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребёнка.
« Собирание «сокровищ»
Материал. Корзина.
Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребёнком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое- либо «сокровище» и просит достать его из корзины.
«Делаем коллаж»
Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, верёвочки, кусочки пенопласта, пряжи и т.д.
Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.д.) и передаёт ребёнку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребёнок сумеет сам намазывать клей. Завершённый коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.
Игра способствует развитию творческих навыков.
« Ловись, рыбка»
Материал. Картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и верёвка (для удочки).
Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу верёвки (или тесёмки) привязывают палочку. А к другому – брусок магнита. Воспитатель показывает ребёнку.Как выуживать «рыбок» из коробки. Притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета. То малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу.
После того как будут извлечены все пробки. Взрослый считает их («Вот сколько рыб мы поймали!»), и игра начинается с сначала.
Игра способствует развитию согласованности движений.
Игры для тревожных детей.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движения.
« Кто в кулачке»
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребёнку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придётся помочь ему убрать большой палец в кулак.
Читает стишок и вместе с ребёнком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперёд большой палец.)
«Игра с кистями рук»
Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребёнка повторить их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладыает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках ребёнка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.
Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создаёт определённую последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т.д.
Игры для гиперактивных и агрессивных детей.
Эти игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего. Но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребёнку.
«Покатаемся на лошадке».
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребёнка на колени).
Ход игры.Воспитатель сажает ребёнка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребёнок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (сильнее раскачивает ребёнка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребёнок произносил звук «Н» протяжно, а все звукосочетание – громко и чётко.
Игра развивает речевую активность.
«Дуть во что- нибудь и на что- нибудь»
Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребёнка. Дует на цветок или травинку. Ребёнок повторяет действия взрослого.
«Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок».
Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.
Ход игры. На уровне лица ребёнка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребёнку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребёнок повторяет.
Игра способствует развитию речевого аппарата.
«Книжка- угадайка»
Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.
Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу ( на правой стороне) картинки с изображением известных ребёнку редметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребёнок старается догадаться, что изображено на картинке.
Игра развивает воображение и логическое мышление.
«Забава с увеличительным стеклом»
Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).
Ход игры. На прогулке воспитатель даёт ребёнку травинку. Показывает, как смотреть на неё через лупу. Предлагает ребёнку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д.
Игра развивает наблюдательность.
« Прогулки по очертаниям разных фигур»
Материал. Широкая плотная лента на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т.д. Воспитатель показывает ребёнку. Как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берёт малыша за руку, идёт вместе с ним и поёт на любой мотив: «Мы идёи по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Мы идём покругу, тра-ля-ля».Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребёнком пройти по ним пятясь назад, боком на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т.д.
Игра способствует развитию представлений о предметах.
«Вместе с мишкой»
Материал. Игрушечный медвежонок.
Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребёнком, н-р: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, тебе нравится пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.
Такие действия формируют у ребёнка навыки сюжетной игры.
«Чертим разные фигуры»
Материал. Принадлежности для рисования ( бумага, мягкие цветные карандаши).
Ход игры. Воспитатель садится с ребёнком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем даёт ребёнку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему: « Какая получилась хороша картинка». Таким же образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии, и каждый раз повторяет: «Какая получилась хорошая картинка». Затем предлагает ребёнку действовать карандашом самостоятельно.
Каждый раз, начиная игру, воспитатель берёт карандаш другого цвета – это поможет ребёнку разлиать цвета.
Подобные игры способствуют развитию творческих навыков.
«Игра с куклой»
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребёнку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т.д. Предложите причесать её, умыть, накормить и т.д.
« Собираем игрушки»
Пригласите ребёнка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите её в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить её в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем. Мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля. Их на место убираем»
Дети 2-3- летнего возраста ещё не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребёнка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
«Передай колокольчик»
Материал. Колокольчик
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребёнка, называя его по имени ( или показывая рукой).
«Зайка»
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребёнок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поёт песенку:
Зайка,зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встаёт и выбирает ребёнка, называя по имени, а сам встаёт в круг. Игра повторяется.
«Позови»
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними яркий мяч. Вызывает одного ребёнка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: « Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовёт: « Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовёт следующего ребёнка.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
«Мяч в кругу»
Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
«Всё дальше и выше»
Материал. Яркий мяч.
Ход игры. Ребёнок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч. Упражнение повторяется с другим ребёнком.
« Бегом к дереву»
Ход игры. В двух- трёх местах участка – к дереву, к двери, к скамейке – привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребёнку: «Я хочу побежать к дереву». Берёт его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребёнком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать.
После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т.д.
Хвалит ребёнка, когда он достигнет места назначения.
« Еле-еле-еле»
Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поёт:
Еле-еле, еле-еле Раз и два, раз и два
Завертелись карусели, Вот и кончилась игра!
А потом. А потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу всё быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.
« Мы топаем ногами»
Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чём говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем, Мы руки подаём. (Дети берутся за руки, образуя круг.)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.
«Мяч»
Ход игры. Ребёнок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает»Друг весёлый, мячик мой. Всюду он со мной! 1, 2, 3, 4, 5. Хорошо мне с ним играть! После этого «мячик» убегает, а взрослый догоняет его.
« Огуречик – огуречик…»
Ход игры. На одном конце площадки – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт.
(При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет)
Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остаётся взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдает за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как...
Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама...
Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет....
Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет
Для малышей в возрасте от 2 до 3 лет физическое воспитание особенно значимо. В ежедневном режиме дневной сон остается главным у...
Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет
Игры в адаптационные...
Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет
игры для детей 2-3 лет...
Игры в адаптационный период с детьми двух - трех лет
Игры в адаптационный период с детьми двух - трех лет...