Возрастные особенности ребенка 4 - 5 лет
консультация (средняя группа)
Возрастные особенности ребенка 4 - 5 лет
Возраст 4 – 5 лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 172.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности ребенка 4 - 5 лет
Возраст 4 – 5 лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляются:
- Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении.
- Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают.
- Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п.
- Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
- Интерес к ровесникам. От внутри семейных отношений ребенок переходит к более широким отношениям со сверстниками. Совместные игры становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением (игры в магазин, в войну, разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют. Все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
- Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
- Эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.
Вам как его родителям важно:
- Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помните, что запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
- По возможности вместо запретов предлагайте альтернативы. Например: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги (ватмане)». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его злость и обиду по этому поводу.
- Говорите ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают его поступки. Вместе с ним разбирайте сложные этические ситуации. А главное, сами живите в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
- Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерная критика, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, мстительность, страх перед наказанием, а также пассивность, неуверенность и отсутствие инициативы.
- Не стоит при ребенке рассказывать страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем и почвой для страхов. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами (в сказке, игре, рисовании)
- Чрезмерная опека в семье, постоянное нахождение ребенка рядом с взрослым, предупреждение каждого его самостоятельного шага способствует формированию страхов у ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности. Не дает сформироваться адекватной защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.
- Предоставьте ребенку возможности для проявления его творчество и самовыражения. По возможности не оценивайте творчество ребенка ни положительно, ни отрицательно – пусть он оценит это сам.
- Обеспечьте ребенку возможность совместной игры с другими детьми. Такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Помните, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками.
- Помните, что ребенок уже способен долго и увлеченно заниматься тем, что ему интересно, и ему бывает очень трудно прервать свою игру. Поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать ребенка заранее.
- Будьте открытыми к вопросам ребенка, интересуйтесь его мнением, стимулируйте его самому находить ответы на интересующие его вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности ребенка 2-3 лет
Кто он - ребеенок 2-3 лет? Над этим вопрсосм задумывается каждый, у кого есть ребенок....

Возрастные особенности ребенка 3 лет.
Кризис 3 лет, как предупредить нежелательное поведение ребенка. Советы родителям....

Возрастные особенности ребенка 3-4 лет
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром....

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА.
"Консультирование родителей в детском саду (индивидуальные особенности детей)"....

Доклад на родительском собрании на тему: «Возрастные особенности ребенка 2-3 лет»
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальны...

Консультация для родителей "Возрастные особенности ребенка четвертого года жизни"
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...