Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. (Самообразование)
методическая разработка (младшая группа)
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, воображения, эмоций, речи; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovanie_di.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 88 комбинированного вида Приморского района
Санкт – Петербурга
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
(на 2019/2020 учебный год, II младшая группа)
«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
воспитателя:
БОЛДАКОВОЙ
ЮЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ
квалификационная категория: высшая
стаж работы в должности: 8 лет
2019
Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- изучить и проанализировать методическую психолого-педагогическую литературу, другие источники по данной теме, повысить свой уровень знаний
- составить подборку дидактических развивающих игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста
- использовать развивающие игры по формированию элементарных математических представлений на занятиях, прогулках, во время совместной и самостоятельной деятельности
- повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах математического развития своих детей
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Предполагаемый результат:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений.
Этапы самообразования:
1.Подбор и изучение методической литературы по теме (Сентябрь, в течении года)
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования (в течение года)
3.Формирование опыта по теме, внедрение в практику: (в течение года)
- Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста
- Работа с детьми
4.Представление опыта работы по теме. (Май 2020)
Перспективный план работы по теме самообразования
«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
на 2019 – 2020 учебный год
1 этап – Подготовительный - Методический
Методическая работа: (Сентябрь)
- Выбор и определение темы самообразования
- Планирование работы по теме самообразования
- Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, изучение опыта коллег
- Мониторинг знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции
- Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста
- Знакомство, изучение, анализ литературы, видео- и аудиоматериалов
- Консультации со старшим воспитателем по выбранной теме
Изучение методической литературы по данной проблеме: (сентябрь-октябрь, в течение года)
- Ознакомление с нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
1. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 .
2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989.
3. Е. В. Сербина «Математика для малышей»/ Издательство: Москва Просвещение, 1992.
4. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» ТЦ «Учитель», 2006г.
5. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006.
6. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005.
7. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006.
8. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,»– М.: 2006.
9. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.
10. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду», 3-е издание. – М., 2006.
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя»
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня
Интернет-ресурсы:
- http://dohcolonoc.ru
- http://nsportal.ru;
- http://www.edu.ru;
- http://www.detskiysad.ru;
- http://www.moi-detsad.ru;
- http://ivalex.ucoz.ru.
2 этап – Основной – Практический
Работа с детьми:
Сроки | Содержание работы | Использование д/игр |
сентябрь | Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях | Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки». |
октябрь | Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства. | Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики». |
ноябрь | Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. | «Найди пару», «Разложи по коробочкам». |
декабрь | Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов. | д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?» |
январь | Знакомство с понятиями «один», «много». | Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат». |
февраль | Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше). | Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы». |
март | Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством. Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже). | Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам». |
апрель | Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством. | Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме». |
май | Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др. Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел. | Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек». Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек». |
Методическое обеспечение:
- Обогащение развивающей среды, изготовление дидактических игр.
- Создание картотек
- Использование д/игр на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми
Работа с педагогами:
Составление картотеки игр по развитию математических представлений. | ноябрь |
Консультация для педагогов «Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников» | январь |
Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Развивающие пособия своими руками». | март |
Отчёт по теме самообразования, | май |
Работа с родителями:
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | В течение года |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед. | В течение года |
Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста», «Дидактических игры по математике дома» | Ноябрь |
Папка-передвижка «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов». | Январь Апрель |
3 этап – Заключительный – итоговый
Работа с детьми | Мониторинг математического развития детей группы | сентябрь 2019 – май 2020 |
Работа с родителями | Анкетирование «Мой ребенок - математик!» | Апрель 2020 |
Работа с педагогами | Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете, буклет | Май 2020 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойч...
План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...
План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Гузаеровой Флёры Талгатовны на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания нов...
План по самообразованию Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»2021-2022гг
План по самообразованию Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2021-2022гг...
Перспективное планирование по самообразованию педагога по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Перспективное планирование по самообразованию педагога по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...
План по самообразованию «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...
План по самообразованию. Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...