Практика создания буктрейлеров совместно с детьми в условиях дошкольной образовательной организации
статья
В статье представлен опыт включения буктрейлеров в работу воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации.
Содержание статьи будет полезно тем педагогам, которые хотят внедрить инновационные технологии в свою деятельность: здесь представлен подробный алгоритм, основанный на опыте ГДБОУ детский сад №143 Невского района Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_praktika_sozdaniya_buktreylerov.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика создания буктрейлеров в условиях дошкольной образовательной организации
(Алгоритм представлен на основе опыта детского сада №143 Невского района Санкт-Петербурга)
Актуальность необходимости повышения интереса к детскому чтению сейчас неоспорима: современный мир и его цифровые гаджеты давно проникли во все сферы жизни человека, порой заменяя ему чтение книг. Этот вопрос касается как и взрослых, так и детей, причем нередко родители сами становятся инициаторами использования ребенком гаджетами, объясняя это тем, что таким образом он развивается, тем самым чтение книг дома уходит на второй план.
Конечно, кардинально изменить ситуацию чтения книг дома педагоги не могут, однако в рамках детского сада повлиять на интерес к чтению книг мы способны, и наш опыт по внедрению технологии медиапроектирования это доказывает.
Необходимость перехода на новую ступень развития в дошкольном учреждении обусловлена пересмотром содержания, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий, создающих условия для профессионального роста педагогов, творческих и инновационных процессов в управлении качеством дошкольного образования [3].
Технология медиапроектирования – это инновационная педагогическая технология, предназначенная для повышения читательской активности школьников, развития читательской грамотности, организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях.
Буктрейлер – видеоролик рекламного характера, рассказывающий в произвольной художественной форме о книге. Включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам с помощью визуальных средств.
Использование технологии медиапроектирования в отношении детей решает следующие задачи: привлечение внимания к художественной литературе, развитие самостоятельности и инициативности, формирование предпосылок учебной деятельности, развитие речи, творческого потенциала детей, реализация потребности детей в общении друг с другом, воспитание нравственных качеств личности, развитие умения работать в команде и сотрудничать друг с другом; в отношении родителей: укрепление сотрудничества между ДОО и родителями воспитанников, способствование вовлечению родителей в образовательную работу ДОО, повышение осознанности родителями значимости своей роли в воспитании детей.
Дошкольное детство, а именно старший дошкольный возраст, - это особый возрастной период, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой). Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка [2].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы, творческого потенциала и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности [1].
В детском саду №143 Невского района Санкт-Петербурга с февраля по июнь 2020г. в рамках работы федеральной инновационной площадки «Проектирование инфраструктуры детского чтения в условиях дошкольной образовательной организации» проводилась апробация внедрения технологии медиапроектирования в работу с детьми старшего дошкольного возраста (см. табл.1).
Таблица 1
Алгоритм создания буктрейлеров в условиях ДОО
Подготовительный этап | |
Работа с родителями | Семинар «Современные технологии и чтение – взаимоисключающие или взаимосвязанные понятия?» |
Этап реализации | |
Демонстрация готового буктрейлера | Обсуждение с детьми |
Создание собственного буктрейлера |
|
Заключительный этап | |
Распространение созданного детьми совместно с педагогом буктрейлера | Просмотр созданного буктрейлера другими детьми |
Работа началась с подготовительного этапа, в рамках которого состоялось знакомство родителей с понятием «буктрейлер». На семинаре была представлена презентация о буктрейлере, были показаны примеры роликов из интернета (в частности, из проекта «Книгобум»). Кроме этого, состоялось обсуждение с родителями темы снижения мотивации к детскому чтению и перспективах использования технологии медиапроектирования с детьми для повышения интереса к книгам у детей, после чего родители поддержали идею включения буктрейлеров в образовательную работу.
Следующий этап – этап реализации, начался с демонстрации готового буктрейлера детям. На данном этапе педагогами решается задача стимулирования интереса к конкретной книге. В подготовительной группе нами был выбран видеоролик к книге А. Гайдара «Чук и Гек», т.к. буктрейлер этого произведения отвечал следующим требованиям: продолжительность ролика не более 3 минут, наличие сюрпризного момента, удерживающего внимание детей, характерный эмоциональный посыла героя.
Знакомить детей с готовым буктрейлером целесообразно как в процессе НОД, так и в режимных моментах. Мы демонстрировали буктрейлер «Чук и Гек» во второй половине дня, предоставляя возможность детям высказаться после просмотра, поделиться впечатлениями. Детям необходимо задать вопросы, ответы на которые помогут педагогу ясно понять, появился ли интерес у детей к этой книге или нет:
- назовите название книги и ее автора.
- кто является главными героями книги?
- как вы думаете, о чем эта книга?
- как вы считаете, что могло произойти потом? (вопросы варьируются в зависимости от сюжета буктрейлера)
вам интересно было бы узнать, что случилось дальше?
Основываясь на нашем опыте, мы выявили следующие возможные трудности, с которыми может столкнуться педагог:
1) Неготовность детей к просмотру видеоролика (эмоциональная/физическая усталость детей, выбор некомфортного для детей времени для демонстрации буктрейлера), возможное решение – перед демонстрацией буктрейлера проанализировать условия и обстановку, в которых будет происходить просмотр, обратить внимание на эмоциональное состояние детей;
2) Содержание буктрейлера низкого качества (например, слишком долгий по времени/ однообразный сюжет/ плохо смонтированный ролик и т.д.), возможное решение – ознакомиться с различными буктрейлерами и выбрать тот, который отвечает всем необходимым требованиям, а именно соответствие содержания книги и видеоролика возрасту детей, буктрейлер оптимальной длительности, высокое качество видео (HD), эмоциональность героев в ролике, совмещение нескольких используемых средств монтажа: музыкальное сопровождение, яркие зрительные образы, анимация, быстрота смены картинки, динамика сюжета.
3) Возникновение ситуации, в которой некоторые дети будут уже знакомы с представленной в ролике книгой, возможное решение – спросить у этих детей, понравилась ли им книга, где и с кем они ее читали, когда впервые с ней познакомились, могут ли они посоветовать другим детям ее прочитать и почему?
После просмотра буктрейлера дети проявили интерес как к самому видео («А что это за видео?», «Как зовут эту девочку?», «Кто снимал видео?»), так и к книге («Что это за книга?», «Эта девочка принесет нам эту книгу?»). На этом этапе педагогу необходимо в доступной для детей форме объяснить им, что такое буктрейлер (к примеру, можно провести аналогию с трейлером фильма), а также важно дать понять детям, что создавать буктрейлер могут все желающие.
В последующие три недели детям демонстрировалось 3 различных буктрейлера, соответствующих вышеперечисленным требованиям. Репертуар книг отбирался с учетом программного содержания «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой). После просмотра буктрейлеров педагоги читали эти книги с детьми, создавали различные продукты (использовалась лепка героев, рисование детьми полюбившихся из книги сюжетов, создание книг и др. виды творчества).
Параллельно велась работа с родителями: в электронном виде родителям отправлялись ссылки на рекомендуемые к просмотру дома с детьми буктрейлеры. Это позволило повысить чувство осознанности родителями значимости своей роли в воспитании детей, а также способствовало вовлечению родителей в образовательную работу ДОО. Приходя в детский сад, воспитанники с интересом рассказывали друг другу, какие буктрейлеры они видели дома, что в свою очередь стимулировало детей к обсуждению книг.
Возможные трудности:
- низкая активность самого воспитателя и его недостаточное педагогическое мастерство (важно отметить, что высокие результаты возможны только в случае постоянного поощрения воспитателем каждого проявления интереса к книгам детей и родителей), возможное решение: проведение индивидуальных и групповых консультаций, практико-ориентированных семинаров/мастер-классов для педагогов.
- Недостаточное включение родителей в процесс (причинами может быть то, что родители не до конца убеждены в эффективности работы технологии медиапроектирования или общее отсутствие доверия к воспитателям), возможные решения: установить доверительные отношения с родителями посредством различных форм общения, либо переход к следующему шагу (создание собственного буктрейлера педагога с детьми).
Постепенно дети стали интересоваться, могут ли они сами снять буктрейлер на видео (это выражалось в таких фразах, например, как «Мама сказала, что мы тоже можем снять буктрейлер дома, а в детском саду?», «В этом буктрейлере снимаются дети в детском саду, а мы можем такое сделать в нашем саду?»).
На данном этапе педагогу важно услышать мнение каждого ребенка, быть внимательным по отношению ко всем, ведь в подобных детских вопросах просматриваются их первые попытки проявить себя и свою самостоятельность. Наш опыт показывает, что наступление данного этапа не стоит торопить, ведь одна из задач включения технологии медиапроектирования – это поддержание детской инициативы, а она не может инициироваться по одному желанию взрослого.
После того, как у детей проявится интерес к созданию собственного буктрейлера, следует совместно с детьми прояснить, ДЛЯ ЧЕГО мы будем создавать этот видеоролик. В нашем случае прозвучал ответ детей: «Чтобы показать его другим ребятам, чтобы они захотели прочитать эту книгу». Далее следует наметить этапы создания видеоролика, а именно: (1) выбор книги; (2) написание сценария; (3) визуализация сценария, «оживление»; (4) съемка и видеомонтаж.
- этап. Выбор книги.
В нашем случае выбор книги пал на «Цветик-семицветик» В. Катаева. Данную книгу принесла почитать нам девочка из этой же подготовительной группы. Оказалось, что имя главной героини книги совпадает с ее именем, поэтому мама купила ей эту книгу, сказав, что Женя очень похожа на девочку из этого произведения не только именем, но и характером. Заинтересовавшись книгой, Женя принесла ее в детский сад, где все остальные дети познакомились с этой историей. Книга вызвала бурный отклик у ребят, несколько дней подряд в рамках самостоятельной деятельности они рисовали и создавали цветик-семицветик и дарили друг другу. Поэтому совершенно естественно, что при выборе книги все ребята единогласно приняли решение остановиться именно на «Цветике-семицветике».
Рекомендации для педагогов при реализации 1 этапа создания буктрейлера совместно с детьми:
Решение о выбранной книге может лежать как на педагоге, так и на ребенке – важно, чтобы у всех участников создания творческого продукта эта книга вызывала эмоциональный отклик, который послужил бы основой для желания сделать буктрейлер на эту книгу.
- этап. Написание сценария.
Так как это был первый буктрейлер, то большая роль при написании сценария принадлежала педагогу, который предложил свою идею сценария, а дети, согласившись с ней, добавляли ее своими предложениями. Все, что говорили дети, педагог фиксировал на листе бумаги.
Рекомендации для педагогов при реализации 2 этапа создания буктрейлера совместно с детьми:
Необходимо написать текст (сценарий), который станет основой творческого продукта. На этом этапе важно помнить, что не стоит раскрывать весь сюжет книги, красивая, загадочная недосказанность – вот, на чем нужно сделать акцент. Это необходимо, чтобы ребенку непременно захотелось узнать, как будут развиваться события в книге, которую анонсируют в сюжете буктрейлера. Это достаточно сложная задача для дошкольников, поэтому на данном этапе главная роль отводится педагогу (можно использовать готовые аннотации к книгам, зачастую они являются прекрасными сценариями для буктрейлеров).
Однако не стоит забывать, что создание буктрейлера – это совместное творчество с детьми, поэтому, учитывая, что в само понятие «трейлер» входят самые яркие моменты из продукта (фильма, книги, спектакля и т.д.), можно учесть желания воспитанников показать в буктрейлере самые, по их мнению, захватывающие сюжеты из книги, тем самым стимулируя их речевую деятельность (умение строить связные предложения, наполнение речи художественными образами, эпитетами, развитие монологической речи и т.д.).
- этап. Визуализация сценария, «оживление».
На данном этапе, основываясь на просмотрах других буктрейлеров, дети уже имели представление о том, как может выглядеть буктрейлер: где-то использовались театрализованные постановки, где-то слайды, где-то кадры из мультфильмов, с музыкой и без музыки и т.д. Так как сценарий к «Цветику-семицветику» предполагал слова автора, то выбор детей пал на театрализацию. При этом возникла трудность: все хотели стать автором и произносить главные по сценарию слова. Было принято решение на следующий день провести своеобразный «кастинг»: все дети выучили слова и демонстрировали свое умение выразительно их пересказывать публике, после чего ребята проголосовали и набравшие большинство голосов честно заслужили свою роль в буктрейлере.
Остальные ребята не остались «за бортом»: кто-то из ребят взял на себя функции костюмера, визажиста, кто-то придумывал «декорации» и создавал из бумаги главный атрибут видеоролика – цветик-семицветик. Некоторые ребята не изъявили желание участвовать в создании буктрейлера, педагог в этом случае не настаивал, т.к. это тоже проявление самостоятельности ребенка.
Рекомендации для педагогов при реализации 3 этапа создания буктрейлера совместно с детьми:
На данном этапе необходимо выбрать способ визуализации. В рамках детского сада мы рекомендуем использовать следующие способы:
- Техника перекладки.
«Оживление» создается посредством покадровых фотографий передвижений отдельных картинок персонажей или предметов из книги на каком-либо фоне. Особенно ценно, если эти иллюстрации будут нарисованы самими детьми, но также можно использовать и распечатанные версии картинок.
- Предметная анимация.
В этом случае используются приемы театрализации: дети перевоплощаются в героев книги или используют настольный театр. При этом записывается видео происходящего.
- Раскадровка.
Раскадровка представляет собой покадровое фотографирование отдельных листов, которые иллюстрируют тот или иной сюжет книги. В этом случае целесообразно отдельно записать (например, на диктофон в телефоне) звуковое сопровождение, т.е. озвучку этих сюжетов.
Обращаем внимание на то, что при подготовке визуализации посредством вышеперечисленных способов все дети могут быть задействованы (по их инициативе).
- этап. Съемка и видеомонтаж.
Кто должен проводить съемку: педагог; кто должен проводить видеомонтаж: человек (педагог или кто-то из родителей воспитанников), который владеет простейшими навыками ИКТ-технологий.
Рекомендации для педагогов при реализации 4 этапа создания буктрейлера совместно с детьми:
Для монтажа отснятого материала проще всего использовать программу Windows Movie Maker (у большинства пользователей ПК она уже установлена на компьютерах). Эта программа обладает интуитивными кнопками управления, которые позволяют даже неопытному пользователю ПК создать видео за несколько минут: друг за другом расположить необходимые фото- и видео-кадры, добавить звуковую дорожку (записанную ранее на диктофон озвучку или простую, подходящую под сюжет, музыку). Также по желанию можно добавить надписи в начале и в конце буктрейлера (например, название буктрейлера и имена его создателей).
Важно помнить, что продолжительность буктрейлера должна быть не более трех минут!
После того, как видеоролик «Цветик-семицветик» был готов, педагог продемонстрировал детям результат их труда на экране в группе детского сада. Дети были очень воодушевлены, они испытали восторг и настоящую бурю эмоций: ведь все, кто принимал участие в создании буктрейлера, увидели «плоды» своей работы в готовом видеоролике. Иначе говоря, дети смогли почувствовать себя самостоятельными, их инициатива была поддержана из-за чего они стали чувствовать себя увереннее, они стали смелее высказывать свою точку зрения, чувствуя эмоциональную поддержку педагога, развили социально-коммуникативные навыки: стали легче и с большим удовольствием работать в команде, прислушиваясь к мнению остальных и осознавая при этом равноценность этих мнений.
Заключительным этапом стало обсуждение педагога совместно с детьми, дети какой группы должны увидеть этот буктрейлер, после чего готовый видеоролик был передан выбранной группе, таким образом технология медиапроектирования начала внедряться в работу остальных групп.
Почему мы использовали в детском саду именно эту инновационную технологию для стимулирования интереса к чтению книг? Дело в том, что применение буктрейлера в дошкольной образовательной организации затрагивает практически все образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие (работа в группе детей, умение сотрудничать с детьми, договариваться, распределение ролей), познавательное развитие (создание условий для развития любознательности детей, поиск вариантов решений проблемных ситуаций, поддержание детской инициативы), речевое развитие (построение связных предложений, работа над выразительностью речи, развитие монологической и диалогической речи), художественно-эстетическое развитие (создание условий для развития творческих навыков, работа над положительным восприятием художественных произведений, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства).
Используемые источники:
- Воронина Л.В., Толмачева Ю.С. Роль метода проектов в развитии креативности старших дошкольников // Педагогическое образование в России. 2014. №1.
- Токмакова О.Е. Современные технологии в работе с педагогами и родителями дошкольного учреждения // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. https://fgos.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
Всероссийский журнал "Воспитатель" Статья: «Организация совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях дошкольной образовательной организации»
laquo;Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного ...
«Организация совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях дошкольной образовательной организации» (из опыта работы)
laquo;Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного ...
Особенности профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации
В статье впервые предпринимается попытка рассмотреть особенности профилактики жестокого обращения с детьми в условиях дошкольной образовательной организации, а также определены возможности для организ...
СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...
Досуговая деятельность с детьми средней группе в условиях дошкольной образовательной организации
Разнобразная деятельность детей средней группы....
ГАРДЕНОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (статья)
Статья. Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организацииАвтор: Радионова Людмила ВладимировнаОрган...