« ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка
Знакомство ребенка с его правами стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении, поэтому опыт правового воспитания и образования дошкольников невелик, однако наработки в данной сфере все - таки имеются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_vospitanie_detey_dou.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития воспитанников
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
« ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитатель: Титова И.И.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ « ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Знакомство ребенка с его правами стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении, поэтому опыт правового воспитания и образования дошкольников невелик, однако наработки в данной сфере все - таки имеются. Так, для формирования
у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить для детей: ролевые, театрализованные
и дидактические игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.[10] Организовывать для них: проблемно-поисковую деятельность (работа в группе по решению ситуаций
и задач, разработка совместных с воспитателем или даже с родителями проектов и так далее); продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов, их презентация). В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы
и поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев.[11] Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев. Не рекомендуется в работе
с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы. Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав
и свобод человека.
Прежде чем преступить к знакомству ребенка с его правами, педагог должен четко определить для себя следующие задачи своей деятельности: знакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека; развивать уважение и терпимость
к людям независимо от их социального происхождения, расовой
и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и так далее); способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово); развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека; разъяснять общественные нормы и правила поведения. Для решения поставленных задач эффективнее организовывать работу в трех направлениях: педагогические кадры, родители и дети.
Для реализации создания системы работы по правовому воспитанию
и образованию дошкольников, в ДОУ должно быть сделано следующее: разработана система планирования; обеспечено научно-методическое сопровождение этого направления; подготовлены дидактические материалы; определено содержание работы; созданы формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса. Необходимо также помнить, что для решения поставленных задач по правовому воспитанию рекомендовано рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание
в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами
и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.
Это что касаемо теории. Рассмотрим теперь, как дела обстоят на практике. В 2002 году Московским Комитетом образования с учетом высокой социальной значимости правового воспитания детей опубликовано пособие группы исследователей под руководством Т.Н. Дороновой "Защита прав
и достоинства маленького ребенка". Это пособие бесплатно распространено
в дошкольных учреждениях г. Москвы для знакомства с ним всех педагогов системы столичного дошкольного образования. В пособии, подробно изложены аспекты работы ДОУ с семьей по обеспечению защиты прав маленького ребенка и реализации положений Конвенции.
Весной 2002 года Московский Комитет образования провел совещание
по данной проблеме. В своем выступлении профессор С.А. Козлова коснулась и проблемы знакомства самих детей с их правами. Она подчеркнула, что это - сложная работа, которая только начинается. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия "право", которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Вместе
с тем более 5 лет существуют программы и пособия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по знакомству с правами человека и правами ребенка. Среди их авторов наиболее популярны
С. Шабельнин и А. Усачев.
С одним из способов правового воспитания и образования дошкольников можно познакомиться на примере одной московской школы. В ней, опираясь на соответствующие пособия и технологии для работы с младшими школьниками, а также учитывая особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста, коллективом дошкольного учреждения была начата работа по знакомству детей с правами ребенка. Было решено, что ввести ребенка в проблему поможет «старая сказка на новый лад». Было необходимо выбрать хорошо знакомую детям сказку, достаточно актуальную, в которой сюжет отражает определенные социальные явления. Выбор остановился
на сказке А. Толстого «Приключения Буратино». Так появилось на свет продолжение истории о Буратино, который пришел на помощь детям
и куклам из Страны Дураков, где никто не имел представления о правах человека, а тем более – о правах детей. Чтение этой сказки и стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав человека вообще и прав ребенка
в частности.
Опираясь на ведущий, в педагогике дошкольного образования, принцип наглядности, педагоги стремились создать доступный восприятию детей иллюстративный материал, с помощью которого можно было бы обсудить
и закрепить представления о каждом положении Конвенции. Использование комплектов плакатов, предложенного в журнале «Обруч», показало, что они сложны для восприятия детей и недостаточно интересны им, в связи с чем, педагогический коллектив детского сада начал собственную разработку серии демонстрационных плакатов. При этом возник ряд проблем. Например, изображение неблагополучных и страдающих детей является для ребенка большой психологической нагрузкой. Кроме того, иллюстрирование сказки, как это было задумано вначале, без реплик персонажей, которые дети сами прочитать еще не могут, показало неприемлемость использования таких плакатов. В результате обсуждений было решено изображать на плакатах сказочных, антропоморфных животных, которые соблюдают права своих детенышей. Работа с плакатами для рассмотрения с детьми позволяет подробно обсудить каждое право и закрепить полученные представления детей.
После того как детьми были усвоены основные положения Конвенции, педагоги перешли к проблемным занятиям – размышлениям. Цель этих занятий в том, чтобы каждый ребенок поставил себя в воображаемой ситуации на место обижаемого и «проиграл» возможные варианты поиска помощи и самозащиты.
Завершающий цикл занятий спланирован как интерактивная ролевая игра
с детьми.
Параллельно проводилась работа с родителями. Прежде всего, проводилось анкетирование, которое позволяло выявить их отношение к нарушению прав ребенка, их юридическую и психолого-педагогическую грамотность
и компетентность. Затем проводился цикл бесед и встреч с родителями.
Таким образом, педагогическая технология, предлагаемая нашему вниманию в данном примере, складывается из следующих блоков:
1. Введение ребенка в проблематику прав ребенка, их перечень осуществляется через дидактическую сказку;
2. Закрепление и уточнение полученных представлений через работу с наглядным иллюстративным материалом, плакатами или книгой;
3. Цикл занятий, формирующих личное отношение каждого ребенка и предлагающих ему «проиграть» возможные ситуации нарушения прав и адекватных способов поведения в них;
4. Заключительная ролевая игра.
Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов. Определяя при этом следующие формы их взаимодействия: сюжетно-ролевые игры; конкурсы; инсценировки; дискуссии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание дошкольников
Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”
Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....
Занятие по правовому воспитанию дошкольников
Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....
Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"
Данное занятие разработано в рамках работы с дошкольниками по правовому воспитанию Содержит множетсво интересных игр...
Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников
Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми старшего возраста....
Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"
Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....
Основы правового воспитания дошкольников
Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Этот вопрос всегда сто...