Проект "Учусь играЯ"
проект
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 218 компенсирующего вида»
660005, город Красноярск, ул. Краснодарская, д. 3А, тел. 224-75-30
Номинация: Лучший образовательный проект
Детско-родительский проект «Учусь играЯ»
Сроки выполнения проекта: 2018 - 2020гг.
Красноярск
2019 г.
Аннотация:
Данный проект представлен как одна из форм взаимодействия всех участников образовательной деятельности. Плодотворные результаты в коррекционной деятельности невозможны без сближения двух важных социальных институтов семьи и детского сада. Существует проблема нехватки информации для родителей о содержании коррекционной деятельности и понимания ведущей деятельности детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста нуждаются в специально организованной коррекционной деятельности в игровой форме и подбором специализированного демонстрационного материала. От уровня овладения игровых навыков зависит результат и качество продуктивно-творческой, познавательной, трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Авторы-разработчики:
Петина Марина Владимировна - заместитель заведующего по УВР МБДОУ №218 тел:
Говядинкина Ирина Александровна - учитель–дефектолог (тифлопедагог) МБДОУ №218 тел:
Тухто Ирина Анатольевна – воспитатель МБДОУ № 218 тел:
Пятибратова Ирина Павловна – воспитатель МБДОУ № 218 тел:
Суть рассматриваемых вопросов
Дети дошкольного возраста нуждаются в организованной образовательной деятельности по формированию пространственных представлений. От уровня сформированности пространственных представлений зависит результат и качество продуктивно-творческой, познавательной, трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Предназначение данной методической разработки
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей общеобразовательных и компенсирующих групп, а также узких специалистов ДОУ в рамках инклюзивного образования.
Источник практического опыта, положенного в основу разработки
Учение о взаимодействии общего и специфического в формировании пространственных представлений (Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева)
Положение о ведущей роли обучения в процессе развития (Л.С.Выгодский)
Возможные сферы приложения предлагаемого вида методической разработки: данная методическая разработка с заявленной целью может видоизменяться от поставленных задач и использоваться в образовательных областях в других формах детской деятельности.
Образовательные области:
«Познавательное развитие» - клубный час, игра-путешествие;
«Физическое развитие» - совместный с родителями спортивный досуг;
«Социально-коммуникативное развитие»- квест;
«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность;
«Речевое развитие»- досуговая деятельность.
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст рассматриваемся, как сенситивный период для развития всех компонентов пространственных представлений. Актуальность и универсальность предлагаемого конспекта «Добудем пирог для Карлсона», в том, что он может быть использован в работе со здоровыми детьми, а также в коррекционной работе с детьми со специфическими образовательными потребностями в рамах инклюзивного образования, что является обязательным требованием к дошкольному образованию при реализации ФГОС ДО.
Данная методическая разработка с точки зрения реализации ФГОС ДО способствует поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфичных для них видах деятельности, дает возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности общения. Конспект образовательной деятельности обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Настоящая методическая разработка может быть полезна воспитателям общеобразовательных и компенсирующих групп, а также узким специалистам ДОУ в работе с детьми по формированию пространственных представлений, в связи с недостаточностью разработанных методических пособий по данной теме.
Новизна и особенность предлагаемой разработки в сравнении с другими, в том, что игровое действие с детьми происходит на всей территории детского сада, а не ограниченно помещением групповой комнаты.
Структура занятия мобильна и трансформируема, позволяет каждому ребенку проявить инициативу и самостоятельность: в ходе мероприятия дети исходя из собственной мотивации, могут изменять очередность игровых заданий. При этом педагогическая цель занятия будет достигнута.
Еще одна особенность, конспект является полифункциональным: изменяя образовательные задачи конспекта, появляется возможность преобразования из непосредственной образовательной деятельности в деятельности разных видов и культурных практик (например, заменив развивающую задачу, на задачу физкультурной направленности, мы преобразуем занятие в игру-соревнование).
Цель: Активизация интереса и желание детей старшего дошкольного возраста исследовать территорию детского сада, используя пространственные модели.
Задачи:
- Формировать у детей понимание соотношения месторасположения зданий, малых форм, дорог, тротуаров на территории ДОУ с пространственными моделями;
- Побуждать детей словесно обозначать направления, начерченные на пространственных моделях;
- Стимулировать детскую инициативу, самостоятельность в процессе продуктивного взаимодействия детей друг с другом, предлагая проблемные ситуации, проблемные вопросы.
Образовательные области: (интеграция образовательных областей): «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Предварительная работа: Совместно с детьми изготовление макета ДОУ. Работа с пространственными моделями, отображающими территорию групповой комнаты и здания ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда: оформление игровой зоны тремя гелиевыми шарами, пространственной моделью с вложением записки. Накрытые обеденные столы, где по центру выставлено большое блюдо для пирога.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Используемое оборудование, материалы: белое большое блюдо, три гелиевых шарика, записка от Карлсона, пространственная модель макет - ДОУ, схемы – маршруты территории ДОУ в различных вариантах – 5 штук на обороте цифры от 1 до 5, стрелки пяти цветов, фото здания ДОУ разделённого на 5 частей.
Среда взаимодействия "взрослый-ребенок": внеситуативно-личностное общение, совместная познавательно - исследовательская и творческая деятельность.
Среда взаимодействия "ребенок-ребенок": деятельность в группе, в парах, в микрогруппах.
Среда отношения к миру, другим людям, к себе: выражает свои эмоции и чувства, анализирует, принимает решения, планирует.
Планируемый результат: дети с интересом исследуют территорию детского сада, легко ориентируются по заданному маршруту, используя пространственные модели.
Примерный ход деятельности
1 часть Мотивационно-побудительный этап в групповой комнате.
Педагог вводит детей в игровую комнату, где накрыты обеденные столы, а по центру выставлено большое круглое блюдо. Педагог переводит взгляд на оформленную гелиевыми шарами игровую зону, там же выставлен макет детского сада с вложенной запиской.
Педагог выжидает реакцию детей. Дети первые находят макет, обсуждают между собой, что это за здание на макете.
Педагог: Ребята, что это (удивленно, указывая на макет)? Макет чего? Как же вы решили, что это макет нашего детского сада? (педагог выслушивает ответы детей).
Основной этап
Педагог мотивирует детей на описательный рассказ и сравнительный анализ, с опорой на пространственную модель (макет детского сада) и представления детей о здании ДОУ. (Здание двухэтажное, серого цвета, три входа, один из них центральный, 10 веранд с прогулочными участками, тропинки, приусадебный участок, физкультурная площадка, с большим количеством белых окон и т.д.)
Один из воспитанников на макете находит записку и обращается к умеющему читать ребёнку или к педагогу за помощью в прочтении.
Педагог читает записку: «Привет, малыши! Сегодня я летал над вашим садиком и фотографировал его! Я понял, что он у вас самый красивый! С деревьями, горками, квадратным бассейном по центру, а уж сколько у вас игровых участков! Но пока я летал, очень проголодался. Мотор мой заглох, и мне пора бы подкрепиться. А ваш повар пообещал меня угостить пирогом с повидлом, только если я подарю ему фотографию вашего детского сада. Мотор мой не запускается, да и сил уже нет! (печально) Сижу на крыше и ничего не могу сделать. Можете мне помочь? Пожалуйста!
Педагог обращается к детям: Ребята, вы поможете Карлсону? (ответы детей)
Педагог дочитывает записку: Оставляю вам шарики. Вы скорей, скорей летите, фото сада соберите!
Педагог удивляется и ждет, когда кто-нибудь из детей выскажет, что на шариках, мы долететь не сможем.
Педагог: Тогда что же мы будем делать? Раз вы решили помочь Карлсону, нужно что-нибудь придумать. Как же мы сфотографируем детский сад? (выслушивает варианты ответов)
Воспитатель выслушивает мнения детей и подводит итог: из окна мы сможем сфотографировать только территорию детского сада, а самого здания видно не будет. Дети предлагают выйти на улицу.
2 часть на территории детского сада.
Педагог с детьми выходит на улицу через центральный вход. У входа на асфальте лежат пять стрелок (желтого, красного, синего, зелёного, оранжевого) цветов, направленных в разные стороны в веерном порядке. На конце стрелок выложены карточки с цифрами по порядку от 1 до 5.
Педагог: Ой, какие яркие стрелки! Сколько их много! Как вы думаете, для чего же они?
Дети осматривают стрелки и берут в руки карточки с цифрами, на обороте которых изображена схема маршрута. Один из воспитанников замечает это.
Педагог: Почему стрелки разного цвета? И что это за цифры? А уж не Карлсон ли это подготовил для нас испытание? Ну что же мы с вами с этими маршрутами будем делать?
Педагог выслушивает мнения детей, при этом сам берет в руки одну из схем и пытается её прочитать. Дети подсказывают, что можно по стрелочкам указанным на схемах дойти до конечного пути.
Педагог: Что же Карлсон хотел нам подсказать этими схемами? Он же просил просто сфотографировать детский сад? Мы с вами отправимся по маршрутам?
Дети выбирают как они пойдут по пяти маршрутам и какой маршрут будет первый.
Педагог: Это вы здорово придумали, что мы отправимся с первого маршрута все вместе, ведь вместе будет проще разгадывать выдумки Карлсона.
Один из воспитанников, в чьих руках находится схема № 1, выполняет роль проводника.
Педагог произносит имя воспитанника – проводника и просит проговаривать направления движения по заданной схеме, чтобы остальные дети не сбились с пути.
Педагог: Ну, вот и конец первого маршрута, для чего же мы пришли на ваш прогулочный участок?
Дети обегают территорию прогулочного участки и находят подвешенный к веранде один из элементов фото детского сада. Выясняют, что изображено на фото.
Ребята, что же это? (педагог выслушивает предположения детей). Я бы сама не догадалась, что это часть фотографии детского сада! Ай да Карлсон, ай да выдумщик. Но ведь это не целое фото Детского сада, о котором нас просил Карлсон. (выдерживает паузу, тем самым активизируя детей на рассуждения. Дети предлагают пройти по маршруту № 2).
Педагог вместе с детьми возвращаются на исходную позицию к центральному крыльцу.
Педагог: Ну, а сейчас по какому маршруту пойдем? Дети выбирают маршрут. Один из воспитанников берёт на себя роль проводника и оречевляет направление передвижения.
Группа детей совместно с воспитателем подходят к бассейну. Сбоку борта бассейна один из воспитанников находит прикреплённую вторую часть фотографии детского сада. Дети рассматривают фото и определяют, какая часть здания изображена на этом элементе.
Мне уже не терпится узнать, куда же приведут нас следующие схемы. А вам? Тогда – за дело!
Педагог с детьми отправляется на исходную. Дети выбирают маршрут и проводника. Проводник проговаривает направления движения по схеме и приводит группу детей к дереву на приусадебном участке. Дети ищут элемент фото.
Педагог: Какие же вы молодцы! Настоящие следопыты! Сколько уже элементов мы нашли? Не устали? Отправимся дальше?
Педагог с детьми отправляются к центральному входу. Дети выбирают маршрут и проводника. Проводник ведёт группу по схеме и проговаривает повороты и ориентиры. Группа детей подходят к физкультурному участку. Дети ищут элемент фото. Четвёртый элемент фото прикреплен к шведской стенке. Дети обсуждают и оречевляют сходство здания на фото и реального здания ДОУ.
Педагог: (устало) Ребята, а сколько маршрутов нам осталось пройти? (удивленно и радостно) Всего один! Ну, тогда скорее, не терпится найти последнюю картинку!
Педагог с детьми отправляются к центральному входу. Дети выбирают проводника и отправляются по последнему маршруту. Проводник ведёт группу по схеме и проговаривает повороты и ориентиры. Группа детей подходит к центральной клумбе. Дети ищут элемент фото. Под камнем находят пятый – последний элемент фото.
Педагог: Ну что ж ребята, все маршруты пройдены? Что же дальше делать с этими фотографиями? (Выдерживается пауза, пока один из воспитанников не догадается собрать пять элементов в одну единую картинку). Карлсон наверное проголодался, да и у нас подходит время обеда.
А Что же нужно сделать с этой фотографией? Для чего она нужна Карлсону? (ответы детей по воспоминаниям послания – записки от Карлсона).
Педагог: действительно! Нам нужно отнести фотографию садика нашему повару и обменять на пирог с повидлом.
Дети совместно с педагогом составляют в рамку 5 элементов фото и получают целое изображение здания детского сада.
Рефлексивный этап
Педагог: Как же здорово, что у нас были такие внимательные проводники и поисковики. Мы нашли все пять элементов! (радостно восклицает педагог) Мы помогли Карлсону? Как мы это сделали? (педагог выслушивает эмоциональные высказывания детей).
Педагог: Ну, кто пойдёт к повару?
Дети выбирают того, кто понесёт на кухню фотографию детского сада в рамке и обменяет её на пирог с повидлом. Воспитатель выслушивает предложения детей, поощряет и поддерживает детскую инициативу, при необходимости принимает просьбу помощи от воспитанников.
Повар выдает детям пирог и просит сначала пообедать, а пирог оставить на десерт. Дети несут пирог в группу и выкладывают на большое блюдо в центре обеденного стола, переключаются на другой режимный момент: переодевание, мытьё рук и обед с последующим десертом. Угощение для Карлсона остаётся на блюде и во время сон часа убирается с заменой на записку «Спасибо за помощь! Пирог был очень вкусный! До скорых встреч».
Содержание методической разработки
Титульный лист……………………………………………………….1
Аннотация…….……………………………………………………….2
Пояснительная записка……………………………………………….3
Примерный ход деятельности……………………………………….5
Содержание……………………………………………………………9
Список рекомендуемой литературы…………………………………9
Приложение № 1 фото ДОУ из 5 элементов..……………………..10
Приложение № 2 фото пространственной модели ДОУ………....11
Приложение № 3 маршрут 1 …………………..…………………..12
Приложение № 4 маршрут 2.…………………………………........14
Приложение № 5 маршрут 3 ……..………………………………..16
Приложение № 6 маршрут 4 …………………………………..…..18
Приложение № 7 маршрут 5……………………………………..…20
Список рекомендуемой литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.- 1966. № 6.
4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. – М.: Город, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...