консультация для родителей "Особенности детей 2 - 3 лет"
консультация (младшая группа)

Степанова Марина Алексеевна

Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_detey_2.docx43.87 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 2-3 лет.

В возрасте 2-3 лет детям важно много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

Важно освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей тесно связано с развитием мозга и речи, а в дальнейшем с навыками письма.

Ребенку важно как можно шире осваивать речь, для развития мышления, выражения мыслей и для установления контакта ребенка с миром. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

Особо важным для детей в этом возрасте является игра. Ребенку важно играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Не стоит забывать, что ребенку необходимо продолжать выстраивать отношения со взрослыми, так как ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе». Необходимо помогать ребенку в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи слезами, злостью, криками, бросание предметов.

Детям в 2 года важно иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: ему хочется всего и сразу, ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. И ребенку в этом возрасте важно только то, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Дорогие родители, вам как его родителям ребенка 2-3 лет важно знать и понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через постоянное исследование нового. Будет хорошо, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

Для развития мелкой моторики важно предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого! Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их.

В 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество. Поэтому чаще разговаривайте с малышом, читайте ему сказки, книжки, обсуждайте то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.   Относитесь к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности старайтесь понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить. Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны.

Родителям стоить понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени, не торопите его в выборе какого либо решения. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

Развитие речи.

  • Примерно, с двух с половиной (а иногда и раньше) ребенок уже осмысленно называет близких по имени, а себя упоминает от первого лица.
  • Ближе к 3-м годам ребенок добавляет к прилагательным нужные окончания.
  • Уже понимает значение собирательных существительных ("одежда", "овощи" и пр.), но сам их пока не упоминает в своей речи. К 3-м годам ребенок уже может делать некоторые описания, к примеру, может рассказать про любимое лакомство.
  • Также его сознанию становятся доступными слова, обозначающие абстрактные понятия: жарко-холодно, светло-темно. И ориентиры в пространстве: спереди-сзади, близко-далеко и пр.

Память, внимание, мышление

  • Правильно складывать пирамидку, матрешку.
  • Узнавать предметы по их составляющим (например, крыша домика).
  • Складывать пазлы из 2-4 частей.
  • Узнавать и называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
  • Понимать значения слов «одинаковые», «похожие», «разные».
  • Называть предметы, которых не хватает рисунку (хвостик у зайчика, колесо у машины).
  • Из трех предметов выбирать нужный по описанию.
  • Рассказывать по памяти про содержание увиденных рисунков (например, на каких музыкальных инструментах играют детки)
  • Помнить, что делал с утра, днем, вечером.
  • В этом возрасте ребенок активно тренирует свою память, учиться концентрироваться, ставить перед собой цель что-то запомнить, найти по картинке, ответить на вопрос взрослого.

Математика

к 3 годам ребенок способен:

  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
  • Считать предметы от 1 до 5, отвечать на вопрос: «Сколько всего?»
  • Знать, сколько пальцев на руках, ушей у собаки, лап у лисички и т.д.
  • Различать понятия «много», «мало», «один», «ни одного».
  • Сравнивать 2-3 предмета разной длинны, высоты и ширины.
  • Понимать слова «сверху», «снизу».
  • На данном этапе закладываются основы знаний про количество предметов, их размеры и форму. Ребенок должен помнить, что предметы считаются с лева на право, при счете числа нельзя пропускать и называть дважды.

Графические навыки

  • Ребенок начинает пользоваться разными графическими средствами: мелом, красками, карандашами, фломастерами; учиться проводить линии, рисовать кружочки, раскрашивать рисунки.

Развитие мелкой моторики

  • Малыш должен уметь проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.
  • Также должен уметь рисовать округлые предметы. 
  • Малыш должен уметь аккуратно раскрашивать картинки.
  • Ребенок должен уметь выполнять простые движения пальчиковой гимнастики.

Развитие чувств

  • Ребенку уже на втором году жизни были доступны такие чувства, как радость, любовь, гнев, страх, недовольство, ревность, обида и т. п. На третьем году внешние проявления этих чувств становятся ярче и разнообразнее.
  • Радуясь, ребенок прыгает, хлопает в ладошки, громко смеется; испугавшись чего-либо, бежит, прячется, закрывает лицо руками; обидевшись на кого-либо, ребенок отворачивается, отказывается разговаривать. Более богатой становится и мимика ребенка, отражающая его переживания. Значительно сложнее и разнообразнее становятся причины, вызывающие чувства.
  • В этом возрасте ребенку доступны уже и эстетические переживания. Ему нравится нарядное новое платье, красивый бант.

Труд

  • Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: расставить по местам игрушки, перед обедом расставить тарелки, салфетницы, разложить ложки.
  • Необходимо создавать условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности дети могли использовать накопленные знания и опыт: дети могут раздеться, завернуть рукава, вымыть руки, если одежда удобна.
  • Важна и оценка, поощрение ребенка, привлечение внимания посторонних к проявлениям его самостоятельности.

Туалет

  • В этот возрастной промежуток необходимо, чтобы ребенок полностью перешел на пользование горшком. Вообще период перехода от памперсов к самостоятельности имеет очень разные временные границы у разных детей. Проситься на горшок он начинает тогда, когда в его действиях появляется осознанность. А приучают все по-разному, но чаще все-таки изначально принудительно, т.е. периодически делать подходы к горшку, пока у ребенка это не отложится на сознательном уровне. К 3-м годам явление "мокрых штанов", конечно, допустимо, но в редких случаях.

Притча «О воспитании»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности.

Памятка для родителей: знания и умения детей 2-3лет. 


1.Знать цвета: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный. Назови, покажи, найди, что такого же цвета.


2.Знать формы предметов: круг (шар), квадрат (куб). Назови, найди. Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один; различать большие и маленькие предметы.

3.Развитие речи: 
-начинает употреблять сложные придаточные предложения 
-проговаривает почти все звуки 

- слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

- пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

- появляются вопросы: Где? Куда? Почему? Когда? 

4. Окружающий мир. Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, вилы транспорта.

•  Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату.

•  Знать имена членов своей семьи и персонала группы.

•   Вместе со взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб и т. и.

5. Деятельность: 

- Концентрировать внимание, т.е. выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут
-собирают пирамидку с учетом величины, складывать картинку из 4-х частей
-находят «домики» фигуркам, используя зрительное сравнение («Вкладыши») 
-с помощью пластилина и карандаша изображает простые предметы по показу (использовать прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии)

- С предметами быта: самостоятельно одевается-раздеваться; ест самостоятельно, аккуратно

- Игра: появляются элементы сюжетно-ролевой игры 
-Двигательная сфера: поднимается и спускается с лестницы; самостоятельно, ходить и бегать не наталкиваясь, изменяя направления , прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед   
-Память: Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.

-Общение: любознателен, любопытен, доволен, когда хвалят, переживает, когда ругают, получает удовольствие от общения с взрослыми, эмоционально отзывчив. 

Уважаемые мамы и папы, помните!


1.
Развитие речи – главное в этом возрасте. Для этого необходимо делать ежедневно и многократно: 
-пальчиковую гимнастку, зарядку для язычка и губ 
-повторять звуки и слова, четко проговаривая и глядя ребенку в лицо 
-читать стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки 
-следить за своей речью, не подделываться под детскую речь 
-отвечайте на все вопросы ребенка, но конкретно и коротко. 

2.Ведущим процессом является восприятие. Для этого необходимо: 
-окружать ребенка игрушками, предметами, с которыми можно действовать – катать, кидать, разбирать, собирать, складывать, трогать, нюхать, слушать, пробовать. 


3.Ведущий вид деятельности – игра. Обыгрывайте с ребенком разные ситуации, предлагайте выполнить то или иное задание от лица игрушки, для игрушки, например, пусть свое недовольство поведением ребенка высказывает любимый медвежонок. 


4.Ребенок стремится к 
самостоятельности – удовлетворяйте эту потребность. Все, что ребенок может делать – пусть делает сам. 


5.
Помните! Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. 


6.
Будьте последовательны в требованиях, не бойтесь сказать «Нет». 


7.
Хвалите ребенка за хорошее поведение. 


8.Ребенка можно отвлечь, берегите его нервную систему. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Консультация для родителей детей 6-7 летнего возраста "Подготовка детей к школе"

Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок в 1 классе, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником... По крайней мере, без троек. И изучение иностранных...

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...