Методическая разработка. Методика педагогической поддержки игровой деятельности детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

В раннем дошкольном возрасте совместная игра воспитателя с детьми, которая направлена на освоение игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры, — это сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация. В этих играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Малыши повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми. Ведущую роль осуществляет воспитатель. Воспитатель, прежде всего старший друг, наставник, партнер, помощник («Я рядом», «Мы вместе»). Поэтому задача воспитателя, педагога - развивать и поддерживать в детских играх любознательность, живой интерес, инициативу. Помочь детям в организации игры, развить интерес к разным профессиям. Расширять кругозор ребенка, прививать уважение к труду. Не предлагать готовые сюжеты игр, а развивать детское воображение, самостоятельность, пусть дети свободно выражают свои мысли и чувства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почепко И. Г., воспитатель

ГБОУ начальная школа - детский сад №662 Кронштадтского района

Санкт-Петербурга

Методика педагогической поддержки игровой деятельности

 детей раннего возраста. (из опыта работы)

Жизнь детей 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Ребёнок быстрее, чем взрослый, осваивает мобильный телефон и компьютер. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни, телепередачи, выезжает за границу на отдых, ходит с семьей в кафе, ориентируется в марках автомобилей и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребёнок по-прежнему ориентирован на самоценные детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть. В современных условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у детей самостоятельности и творчества. Еще издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст - возрастом игры. И это не случайно. Почти всё, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, называют игрой. Игра — это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношение между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности и так далее. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую решаются все образовательные задачи, в том числе и обучение.

В раннем дошкольном возрасте совместная игра воспитателя с детьми, которая направлена на освоение игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры, — это сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация. В этих играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Малыши повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми. Ведущую роль осуществляет воспитатель. Воспитатель, прежде всего старший друг, наставник, партнер, помощник («Я рядом», «Мы вместе»). Поэтому задача воспитателя, педагога - развивать и поддерживать в детских играх любознательность, живой интерес, инициативу. Помочь детям в организации игры, развить интерес к разным профессиям. Расширять кругозор ребенка, прививать уважение к труду. Не предлагать готовые сюжеты игр, а развивать детское воображение, самостоятельность, пусть дети свободно выражают свои мысли и чувства. В высказываниях великих педагогов К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.

Педагоги опираются на 2 известные методики педагогической поддержки игровой деятельности:

  • Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. - метод поэтапного формирования способов игры. Они сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ:
  • Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребёнок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
  • Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
  • Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
  • На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

2) С.Л. Новосёлова Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Е.И. Касаткина - метод комплексной поддержки самодеятельных игр, который включает 4 компонента:

  • Обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
  • Обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
  • Создание развивающей предметной среды;
  • Активизирующее общение взрослых с детьми.

Сюжетно-ролевая игра для малышей имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания, игра для них это форма познания окружающего мира. Сюжетно-ролевая игра имеет 3 структурных компонента: сюжет, содержание и роль.

1) Сюжеты ролевых игр разнообразны. Условно их делят на: бытовые, производственные, где отражается профессиональный труд людей и общественные игры.

2) Содержание ролевых игр меняется в зависимости от глубины представлений детей о деятельности взрослых. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается детьми с помощью роли, которую он на себя берёт.

3) Роль – это главный компонент игры. Роль уже появляется у детей раннего возраста. На третьем году жизни у малыша растёт стремление действовать самостоятельно, как взрослый.

Дети раннего возраста играют недолго 5-10 минут. Но эти минуты бесценны для развития детей. Прежде, чем начать игру, педагогу надо установить с малышами эмоционально-положительный контакт. Показывать игровые действия, руководить игрой, но мягко и ненавязчиво. Затем наблюдать за игрой детей, проявлять интерес к их действиям, поощрять и радоваться тому, как малыши хорошо играют. Можно выделить несколько этапов или уровней развития сюжетно-ролевой игры.

На первом этапе основным содержанием игры являются действия с предметами. Действия детей однообразны, часто повторяются. Самостоятельная игра кратковременна. Проводиться работа по развитию игровых умений в виде специальных игр, которые носят обучающий характер. Такие игры рассчитаны на совместную игру воспитателя и детей, показ игровых действий с игрушками и предметами заместителями. Здесь воспитатель выступает инициатором проведения игры: начинает игру, продумывает её ход и диалог между персонажами. Старается вовлечь малышей в игру, вызывает их на разговор, добиваясь максимальной активности детей. Обучающие игры проводятся и индивидуально, и фронтально.

На втором этапе развития сюжетно-ролевой игры основным содержанием игры остаются действия с предметами, но эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью. Одна и та же игра повторяется многократно. На этом этапе детей объединяют в небольшие группы.

На третьем этапе воспитатель подключается к игре как партнёр - носитель дополнительной информации. Надо использовать тематику игр, интересующую каждого малыша. Детский интерес помогает расширить тематический круг игр. Разнообразие ролей, привлекающие детей, позволяют пополнить игровой опыт всех детей группы. В ходе совместных игр своими вопросами и репликами воспитатель активизирует речь детей.

На четвертом этапе ближе к трем годам жизни дети начинают сами объединяться в группы. Л.С. Выготский подметил, что в раннем возрасте ребёнок идёт от действия к мысли. И объединение детей в этом периоде в сюжетно-ролевой игре получает новое качество. Они начинают понимать, что всем вместе можно сделать игру весёлой и интересной. На этом этапе я стараюсь научить детей взаимодействовать друг с другом.

Предметно-развивающая среда и поддержка самостоятельной игровой деятельности. Дети, переступившие порог группы оказались в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению, но и его развитие.

Под развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную творческую деятельность детей всей группы. В групповых помещениях для маленьких воспитанников, создается добрая, уютная атмосфера. пространство делится на зоны для разных видов детской игровой активности.

Наполняемость предметной развивающей среды в группе обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса, соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Предметная развивающая среда способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

3) доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребёнка;

4) возможность у ребёнка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности. Обеспечение ребёнка материалами и оборудованием в группе не угрожает физическому и психическому здоровью.

В группе создаются зоны для игр, такие как: «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строитель». Так же сенсорный, театральный, музыкальный, физкультурный, книжный уголок, уголок художественного творчества и уголок природы.

Таким образом, будет ли игра у дошкольника ведущим видом деятельности, зависит от педагогов. А для этого нужно совершенствовать своё педагогическое мастерства, уметь организовать и обогатить игровую деятельность ребёнка, выделить время и место для игры в течение дня, вовлечь дошкольника в игру и достичь её уровня в соответствии с возрастом ребёнка.

Список использованной литературы

1. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников. – М.: «Линка-Пресс», 2016.

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: «Линка-Пресс», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста

Методические разработки совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русских народных сказок...

Методическая разработка комплексного музыкального занятия для детей раннего возраста "В гости к кукле Маше"

Комплексное музыкальное занятие с элементами пальчиковой гимнастики. Основные задачи:1.Формировать устойчивый интерес к различным видам музыкальной деятельности. 2. Способствовать развитию мелкой мото...

Методическая разработка:Проект педагогической поддержки ребенка с низкой самооценкой.

Проект для детей с низкой самооценкой. Разработан в соответствии с главными принципами психолого-педагогической поддержки. Автор: Шиловская Ольга Сергеевна....

«Методика педагогической поддержки игровой деятельности старших дошкольников»

Детская игра –  это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Игра признается ведущим для развития ребенка-дошкольника видом деятельности. В то же время ни один вид д...

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

В данном материале говорится о самом главном для малышей восприятии в маленьком мире. Сенсорное развитие является очень восприимчивым периодом для малышей. В течении всег дошкольного периода является ...

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается позна...