Дидактическая игра на тактильное восприятие для детей 2 – 3 лет (ранний возраст) «Волшебные крышечки»
методическая разработка
Дидактическая игра на тактильное восприятие для детей 2 – 3 лет (ранний возраст)
«Волшебные крышечки» https://yadi.sk/i/czuWhKbg64uVag
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_na_taktilnoe_vospriyatie_dlya_detey_2.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей. Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.
Цель: - Учить детей узнавать предметы по характерным признакам, нахождение, сравнение и определение отличий знакомых предметов на ощупь по длине, величине, ширине; - определение и нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь, нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.
Задачи: Формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру. Развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности. Воспитание положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира.
Новизна . Новизна заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Научная новизна состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста через использование дидактических игр на тактильное восприятие.
Материалы для изготовления: 1. Одинаковые крышечки из - под шоколадной пасты. 2. Картон. 3. Тактильный материал: текстильная застёжка (липучая лента), ковролин , разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая ткань, гобелен, мех), дермантин , бисер, бусинки, пуговицы, нитки для вязания, атласная лента, шнурки и др. В каждом доме найдутся необходимые материалы для игры. Эстетичность: все крышки ровные, одного размера, с закругленными краями, приятные на ощупь. Относительно небольшой размер (среди доступных крышек самые крупные): достаточно небольшие для компактного хранения и достаточно большие для тактильного восприятия .
Способ изготовления: Вырезаем из картона кружочки, чтобы они четко входили в крышки; По шаблону кружков вырезаем тактильный материал. По два кружка из материала; Наклеиваем материал на картонный кружок и закрепляем внутри крышки при помощи клея. Сшить для игры яркий красочный мешочек.
Правила игры: Положить все крышечки в непрозрачный мешочек и попросить ребенка вытащить крышечку с гладкой фактурой и т.д. Педагогу следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности рук. 1. Для начала изучите с ребенком все крышки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые. 2. Затем положите в мешочек несколько пар крышечек и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек. Если малыш еще не дорос до такой игры, можете играть в классическую игру «Волшебный мешочек ».
Варианты игры: 1) «Угадай, из чего сделан предмет» Цель: определение фактуры материала при прикосновении. Материал: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, пластмасса, липучая лента, нитки для вязания, бусины, бисер, пуговицы, декоративное камни, атласная лента, шнурки). Ход игры : на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, кладет ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан. Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой, разной величины, длины и ширины и т. д.
2) «Найди пару» (с открытыми или закрытыми глазами). Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы. Ход игры: предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д .), какой геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник), предметы (бусины) и предложить найти одинаковые по ощущениям. Ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой; Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка.
3) «Найти логическую пару крышек». Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы, но разные по цвету. Ход игры: предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они на ощупь, цвет (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям. Ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой, а также найти отличия по цвету; Ощупать крышку и описать свои ощущения словами. Подбор нужного слова (округлый, ребристый, мягкий и т.д.), цвет - расширяет словарный запас. К одной крышке постараться подобрать как можно больше соответствующих прилагательных, описывающих тактильные ощущения, или существительных, которые могут быть похожими на ощупь, но отличия по цвету. Ощупать крышку и найти ей пару из имеющихся картинок или предметов .
Затем выбранные предметы/картинки можно убрать и предложить ребенку вспомнить пары, ощупывая крышки.
4 ) «Найди не похожие крышечки» Цель: найти непохожие по тактильным ощущениям крышки с тканями, например, мех и кожа) Ход игры: предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие, колючие – мягкие и т. д.
5) «Угадай на что (кого) похоже» («Кто я?»). Цель: находить ассоциации тактильным ощущениям. Например: Колючий, как ёж, пушистый, как лиса, гладкий - лягушка.
6 ) "Большой-маленький ". Цель : находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы, но разные по размеру, величине. Ход игры : в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: пуговица (декоративный камень, бусины) большая (маленький ( ая )) и т. д.
7 ) «Противоположности» (слова - антонимы). «Много – мало», «Один – много», «Твёрдый – мягкий», «Колючий – пушистый», «Большой – маленький», «Длинный – короткий», «Широкий – узкий» и т. д.
8 ) «Найди и покажи» Цель: нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога. Материа л: непрозрачный мешочек, на крышках мелкие предметы (пуговицы, бусины, декоративные камни, ленты разной длины и ширины, шнурки и др.). Ход игры : игра проводится в парах. У каждого участника - непрозрачный мешочек, наполненный крышками с предметами (бусины, пуговицы, декоративные камни, ленты разной длины и ширины, шнурки). Игроки должны как можно быстрее найти на ощупь и достать названный педагогом предмет . 9 ) «Гладкая – шершавая» Цель : определение различных качеств поверхностей на ощупь. Материал : набор крышек с гладкой и шершавой поверхностью. Ход игры : на столе находится набор крышек. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать крышки с предметами, тканями и разложить их на две группы по признаку: гладкие и шершавые.
10) «Что изменилось?» Ребенок с открытыми или закрытыми глазами ощупывает последовательность из 3 и более крышек, придумывая и проговаривая вслух «историю», каждое слово которой соответствует крышке по тактильным ощущениям. Затем крышки перемешиваются и ребенок воссоздает последовательность на ощупь, вспоминая «историю». Ребенок сначала ощупывает последовательность из крышек с закрытыми глазами, проговаривая/не проговаривая вслух свои ощущения. Затем пара крышек меняется местами или все крышки перемешиваются. Ребенок, используя тактильную память, с закрытыми глазами повторяет прежнюю последовательность.
Информационные ресурсы: 1. Гончарова В. Сказочный мир через настоящие очки: Методические материалы для работы со слабовидящими детьми. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32с. 2. Гусева М.Р., Дмитриев В.Г., Плаксина Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работы/под. ред . – М.: Просвещение, 1978,-93 с. 3. Дидактические игры на развитие сенсорного опыта детей раннего возраста (автор не указан) http://semisvetik29.ucoz.ru/seminar/prilozhenie_2.pdf 4. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2007,– 80 с. 5. Кондрацкая В.Н. Игры на тактильное восприятие. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/02/21/igry-na-taktilnoe-vospriyatie 6. Мельникова Е.П. Дидактические игры для развития тактильных ощущений. http://pandia.ru/text/80/219/12854.php 7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр . и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с. 8. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. – М.: АРКТИ,2007, 88с. 9. Юрченко Е. Н . Я иду играть. Развивающие игры и упражнения для детей. - Новосибирск, 2007, 144 с.
Ожидаемые результаты. Ожидаемые результаты по сенсорному воспитанию детей раннего возраста: Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления через тактильные ощущения, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Волшебный кубик»
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Волшебный кубик» для использования детьми младшего дошкольного возраста. Эта игра – направлена на непосредственное восприятие пред...
Дидактическая игра «Разговор по телефону». для детей группы раннего возраста (2-3 лет)
пОЗНОВАТЕЛБНОЕ РАЗВИТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА...
«Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»
Добрый день Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить свою работу по теме «Тактильное восприятие у детей младшего возраста через тактильную книгу».Что такое Развивающая книжка — ...
Проект На тему: «Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»
Актуальность ...
Дидактическая игра на тактильное восприятие детей младшего дошкольного возраста."Волшебные крышечки".
Дидактическая игра "Волшебные крышечки" разработанна, для развития тактильных ощущенний у детей младшего дошкольного возраста. Пособие предназначенно для развития мелкой моторики...
Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста».
Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста»....
Методическая разработка. Дидактическая игра «Кто где живет?» Для детей группы раннего возраста
Дидактическая игра для детей группы раннего возраста. "Кто где живет?"Цель:Формировать экологические знания. Формировать наблюдательность. Знает и умеет различать домашних и диких животных.У...