«Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)
выполненная работа за год по теме самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразования на тему
«Русские народные сказки как средство развития
связной речи старших дошкольников»
за 2019-2020 учебный год.
МДОУ «Детский сад «Василек»
р.п. Мулловка»
Воспитатель: Жилина Е. В.
«Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хороши, либо целиком плохи. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем».
(Л. Ф. Обухова).
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Моя работа была ориентирована на формирование образности речи детей подготовительной к школе группы в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи с этим мы слушали и рассказывали сказки, ставили инсценировки. С помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал. Русские народные сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу я строила на следующих основных принципах:
- на тщательном отборе материала;
- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- активном включения детей в игровые действия ;
- использование развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды.
Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Задачи:
1. работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь
2.обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;
3.развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость
4.воспитывать любовь к художественной литературе.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:
1.наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
2.словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
3.Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Мною был составлен перспективный план работы на весь учебный год и работа велась в соответствии с планом.
В процессе реализации плана самообразования с детьми была организована
ООД: «Что такое сказка», «В гостях у сказки», «Путешествие в волшебную страну», «Сказочный сундучок, откройся» и д.р.
В течении года с ребятами проводилась досуговая деятельность: «Путешествие в сказочную страну», «Перевирание сказки», «Викторина сказок», «Дарите людям доброту»; играли с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку».
Неоднократно были организованы выставки детских рисунков6 «Мы рисуем сказку», «В гостях у сказки», «Моя любимая сказка».
В дни самоизоляции родителям с детьми было предложено прослушать сборник русских аудиосказок. Произведения полны сказочных мотивов, стилевых оборотов. Герои вдохновили детей и их семьи на творчество. Родителями был представлен фотоотчёт. Так же родителям была предоставлена картотека игр с детьми по сказкам. Такие игры, как «Узнай сказочных героев», «Из какой сказки эти сказочные герои», «Кто где живет?», «Козлята и зайчик», «Чья песенка?» и др.
Итоговым мероприятием была организованная образовательная деятельность в онлайн режиме «Путешествие по любимым сказкам», где детям было предложено рассказать эпизод из любимой сказки и нарисовать её.
В группе был оформлен уголок «В гостях у сказки», в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок.
Также была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками. Подобраны раскраски по теме.
Для родителей в течение года по теме самообразования тоже проведена большая работа. Даны консультации ( «Сказка ложь - да в ней намёк», «Мама, почитай мне сказку», «Сказка в жизни ребенка», «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»); анкетирование для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»; акция «Подари детям книгу».
Для педагогов нашего детского сада даны консультации: "Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников", «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»; семинар-практикум для педагогов «Обучение детей пересказу русских народных сказок».
После проведённой работы в течении года по моей теме самообразования можно смело сказать, что русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития связной речи старших дошкольников, имеет ценное влиянии на всестороннее развитие ребенка. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные. На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. Многие из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки.
Я также заметила, что речь детей улучшилась по сравнению с началом учебного года. Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении школьной программы в будущее.
В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все
виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного
творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и
патриотическое воспитание ребёнка.
В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по речевому развитию детей средствами устного народного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование на тему: «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....
Презентация для родителей: "Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников"
Презентация подготовлена для проведения семинара с участием родителей....
Методическая разработка «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....
Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников
Презентация на тему: "Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников"...
Перспективный план по самообразованию на тему: Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников
В данном материале представлен перспективный план работы по развитию речи посредством художественного слова, а именно русской народной сказки....
Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников».
Автор попытался обозначить роль сказок в развитии речи дошкольников....