Консультация для воспитателей «Использование обучающих игр в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зубковская Елена Павловна

Зубковская Елена Павловна, воспитатель I КК,

МБДОУ – детский сад №27«Сказка», муниципального образования  г.Саяногорск

 

«Использование обучающих игр в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

 

Игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей,

ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых.

Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

 В.А. Сухомлинский.

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом[3].

В условиях реализации ФГОС ДО, игра приобрела особую значимость и является средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Игры обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Игра для ребенка – это жизнь, самая настоящая жизнь, невыдуманная, как кажется нам, взрослым, малыш искренне верит в происходящее. Связь игры и реальности очень важна, только таким образом ребенок сможет в дальнейшем применить опыт, полученный в ходе игры, в жизни. В наше время – время перемен, пришли  новые веяния и в российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему, учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитанника.

Потребность детей в игре, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих с курочкой мамой. Действия их подражательны, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей. Такая самостоятельная активность позволяет ребёнку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, самого себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства своей активности. Но игра – это, прежде всего свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых [5].

ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы.

Исходя из этого, можно вывести несколько основных видов детских игр:

  • сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, помогают овладеть определёнными умениями и социальными навыками. Играя, дети пробуют себя в различных ситуациях, приобретают знания о том, как строятся взаимоотношения людей, учатся общаться со сверстниками, «примеряют» на себя различные социальные роли;
  • дидактические игры – еще одна разновидность игровой деятельности детей. Это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Игры из этой категории построены по определенным правилам, которым ребенок должен следовать, кроме того, проводят их с использованием различных материалов, способствующих лучшему восприятию происходящего, а также повышающих у ребенка интерес к игре. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки;
  • логоритмические и пальчиковые игры, а также  игры с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные, такие как лото, домино, шашки; игры с правилами, требуют  от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливыми, честными, уступчивыми [6].
  • подвижные игры, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр  дети учатся объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий.

В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам, понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию;

  • игры с предметами, то есть такие игры, в ходе которых малыш непосредственно взаимодействует с теми или иными вещами;
  • интеллектуальные игры – игры, которые способствуют умственному развитию, у дошкольников это могут быть различные головоломки, загадки, игры на развитие смекалки, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают соревновательный характер и проходят в форме викторин и интеллектуальных конкурсов[2].

Все игровые методики, так или иначе, затрагивают перечисленные виды игр, ведь они являются базовыми. Так или иначе, но игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «…для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но, в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…»        

        Нет ничего гармоничнее играющего ребенка… Сила этой гармонии, настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг [4].

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. Игры – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт[1].

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.

 

Список литературы:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Каличенко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.: Высшее образование, 2004.
  3. Коротаева Е.В. Обучающие  технологии  в  познавательной деятельности. М., 2003.
  4. Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре. – М., 1982.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.
  6. Рыжкова И. Учимся играя. // Дошкольное развитие. – 2004.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Зубковская Елена Павловна, воспитатель I КК,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

– детский сад №27«Сказка» муниципального образования  г.Саяногорск

«Использование обучающих игр в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей,

ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых.

Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

 В.А. Сухомлинский.

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом[3].

В условиях реализации ФГОС ДО, игра приобрела особую значимость и является средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Игры обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Игра для ребенка – это жизнь, самая настоящая жизнь, невыдуманная, как кажется нам, взрослым, малыш искренне верит в происходящее. Связь игры и реальности очень важна, только таким образом ребенок сможет в дальнейшем применить опыт, полученный в ходе игры, в жизни. В наше время – время перемен, пришли  новые веяния и в российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему, учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитанника. 

Потребность детей в игре, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих с курочкой мамой. Действия их подражательны, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей. Такая самостоятельная активность позволяет ребёнку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, самого себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства своей активности. Но игра – это, прежде всего свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых [5].

ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы.

Исходя из этого, можно вывести несколько основных видов детских игр:

  • сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, помогают овладеть определёнными умениями и социальными навыками. Играя, дети пробуют себя в различных ситуациях, приобретают знания о том, как строятся взаимоотношения людей, учатся общаться со сверстниками, «примеряют» на себя различные социальные роли;
  • дидактические игры – еще одна разновидность игровой деятельности детей. Это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Игры из этой категории построены по определенным правилам, которым ребенок должен следовать, кроме того, проводят их с использованием различных материалов, способствующих лучшему восприятию происходящего, а также повышающих у ребенка интерес к игре. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки;
  • логоритмические и пальчиковые игры, а также  игры с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные, такие как лото, домино, шашки; игры с правилами, требуют  от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливыми, честными, уступчивыми [6].
  • подвижные игры, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр  дети учатся объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий.

В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам, понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию;

  • игры с предметами, то есть такие игры, в ходе которых малыш непосредственно взаимодействует с теми или иными вещами;
  • интеллектуальные игры – игры, которые способствуют умственному развитию, у дошкольников это могут быть различные головоломки, загадки, игры на развитие смекалки, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают соревновательный характер и проходят в форме викторин и интеллектуальных конкурсов[2].

Все игровые методики, так или иначе, затрагивают перечисленные виды игр, ведь они являются базовыми. Так или иначе, но игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «…для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но, в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…»        

        Нет ничего гармоничнее играющего ребенка… Сила этой гармонии, настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг [4].

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. Игры – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт[1]. 

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.

Список литературы:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Каличенко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.: Высшее образование, 2004.
  3. Коротаева Е.В. Обучающие  технологии  в  познавательной деятельности. М., 2003.
  4. Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре. – М., 1982.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.
  6. Рыжкова И. Учимся играя. // Дошкольное развитие. – 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

«… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Эрик Берн...

Консультация для воспитателей "ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС".

laquo;… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»Эрик Берн...

Использование алюминиевой фольги в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО.

Расширить представления педагогов об использовании фольги в различных областях образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС...

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"

Приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков является важным. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает "расти...

Консультация для педагогов "Развивающие возможности ЛЕГО-конструирования в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО"

В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях....