"Сказка в экологическом развитии"
презентация к уроку (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_skazki.pptx | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Сказки являются эффективным средством воспитания. Чтение сказок помогает ребенку развивать навыки речи, вырабатывает в нем внимательность и усидчивость. Экологическая сказка –литературное произведение, отражающее природные явления, объекты, взаимосвязи и взаимозависимости в фантазийной форме. Формирует экологическое, гуманное отношение к природе. Н.А. Рыжова
Актуальность: В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.
Экологические сказки В чем особенность экологических сказок? Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения. Почему они интересны детям? Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе. Какова их роль? Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
Экологическая c казка необходима для развития… внимания оценивать поступки героев ребенка думать память речь мышления ребенка Сказка необходима для развития…
Чему учат экологические сказки? Экологические сказки учат: познавать окружающий мир ; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе ; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Классификация сказок Авторские экологические сказки Народные В.Бианки Э.В. Померанцева о животных, 2) волшебные, 3) авантюрно-новеллистические, 4) бытовые; В.Я. Пропп волшебные, 2) кумулятивные ("цепочная"), 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические 5 ) небылицы , 6) докучные сказки. Д. Мамин-Сибиряк А. Толстой Р. Киплинг Н.Сладков Е. Пермяк К. Ушинский Н. Рыжова
Методологически подходы В. В. Гербова Н.А. Рыжова А.А. Петрикевич Чтение сказки Чтение сказки Чтение и восприятие содержания сказки на основе сопереживания и сочувствия объектам природы Драматизация – основное условие. Вопросы по содержанию сказки Обсуждение текста по вопросам Повторное чтение с установкой на пересказ Задания: экскурсии, художественное творчество, экологические акции, опытно-исследовательская деятельность, игровая деятельность: игры с макетами, дидактические игры, народные игры, игры-драматизации. Пересказ (целиком, по частям, по ролям и т.д.) Последующая работа: инсценировки, игры-драматизации, художественное творчество и т.д.
Для того чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней некоторое время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать не только творческий потенциал детей дошкольного возраста, но и его психические процессы.
Этапы Сопереживание живому Сочувствие живому Формирование навыков природоохранной деятельности на основе глубинного понимания и эмпатии к живому по аналогии с человеком
Экологические сказки: «Сова» «Хвосты» «Чьи это ноги?», «Хитрый Лис и умная Уточка» «Как муравьишка домой спешил» «Чей нос лучше?» «Сорока» «Мышка» «Козёл» «Ёж» «Лиса» «Заяц» «Кот Васька» «Сова и кот» «Грибы» «Муравей»
Серая Шейка 2. Лесная сказка 3. Сказка про славного царя Гороха 4. Упрямый козел Алёнушкины сказки 1. Присказка 2. Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост 3. Сказочка про Козявочку 4. Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост 5. Ванькины именины 6. Сказка про Воробья Воробеича , Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу 7. Сказка о том, как жила-была последняя Муха 8. Сказочка про Воронушку - чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку 9. Умнее всех 10. Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке
« Откуда у кита такая глотка» «Откуда у верблюда горб» «Откуда у носорога шкура» «Как леопард стал пятнистым» «Слоненок» «Приключения старого кенгуру» «Как появились броненосцы»
«Как медведя переворачивали» «Синичка необыкновенная» « Вороний сигнал» « Лесные шорохи » « Бюро лесных услуг » « Песенки подо льдом » « Еловая каша » « Домашняя бабочка » « Лесные шорохи» « Заячий хоровод» « Весенние ручьи» « Вежливая галка» « Овсянкины советы» « Медведь и Солнце» «Как огонь воду замуж взял» «Мать-мачеха» «Про торопливую куницу и терпеливую синицу» «Удочерённая яблонька» «Шумливое море» «Некрасивая елка» «Раки» «Птичьи домики» «Толковая муха»
«Ветер и солнце» «Жалобы зайки» «Не ладно скроен, да крепко сшит» «Петух да собака» «Плутишка кот» « Бишка » «Мышки» «Козёл» «Лиса и гуси» «Петушок с семьёй» «Коровка» «Ворона и рак» «Жила-была река» «Чей дом лучше» «О чём шептались камешки» «Как медведь дом потерял» «История одного пруда» «травинка – путешественница»
Вывод На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений. Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников"
Сообщение из опыта работы...
Конспект открытого занятия по разделу «Познание» (экологическое развитие) в старшей группе на тему «Экологическая сказка «Ручеёк».
конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Экологическая сказка "Ручеек"...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию для детей подготовительной группы по теме: «Путешествие в сказку»
В конспекте использовались элементы технологии ТРИЗ...
Презентация "Волшебные сказки" (Экологическое развитие)
Презентация для детей средней группы в рамках проекта "Овощи и фрукты".Знакомство детей с овощами и фруктами через сказки. Дать представление об их пользе для человека....
Конспект (экологическое развитие)в старшей группе на тему «Экологическая сказка «Ручеёк».
Программное содержание - Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе,Развивать познавательные способности детей, учить устанавливать причинно - следственные связи, посредством использо...
Экологическая сказка по познавательному развитию "Три поросенка"
Проблема экологии и охраны окружающей среды является важным аспектом в воспитании молодого поколения. Как понять дошкольнику в игровой форме, как нельзя поступать с природой. Предлагаем вашему в...
Отчет по самообразованию на тему : "Сказки как средство развития экологической культуры у дошкольников"
laquo;Мир природы ребенка - это прeжде всего мир природы, с бeзграничным богатством явлeний, с нeисчерпаeмой красотой.Здесь, в природе, вечный источник дeтского разума»В.Сухомлинский...