Познавательный проект "Мы с природой дружим- мусор нам не нужен"
проект

Горбунова Татьяна Валерьевна

Подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_proekt_dlya_detey_starshey.docx824.7 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект для детей старшей- подготовительной группы  

«Мы с природой дружим- мусор нам не нужен»

Картинки по запросу картинки проектная деятельность

Подготовила: Горбунова Татьяна Валерьевна

Воспитатель первой квалификационной категории

        2019 г.

Девиз проекта

“Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки!”

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема : Экологический педагогический проект «Мы с природой дружим- мусор нам не нужен» для реализации в системе общего дошкольного образовательного учреждения

Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы

Актуальность проекта:

Проблема  загрязнений  территорий  мусором  и  отходами  актуальна  на протяжении многих лет и эта актуальность с каждым годом, если ни сказать с каждым днем стремительно увеличивается.  Маленькая кучка мусора кажется

незначительной, но соединяясь  с  другими  -  становится  стихийным бедствием.  Дело  не  только  в  том,  что мусор выглядит  не  эстетично,  он  в прямом  смысле  слова,  отравляет  нашу  жизнь.  Отходы бытового  и промышленного  характера  –  это  острая  проблема  современного  человека.

Отходы –  это постоянный спутник нашей жизнедеятельности.  Накапливается огромное  количество  твердых,  жидких  и  газообразных  отходов.  Жидкие отходы просачиваются  через грунт и  загрязняют источники  питьевой  воды.

Систематическое  использование  загрязненной  воды  приводит  к  резкому снижению  иммунитета,  люди  чаще  болеют.  Согласно  информации Всемирной  организации  здравоохранения  доля  заболеваний,  которые вызваны  именно  отходами  различного  происхождения,  составляет  порядка 88%.

Наблюдая за детьми и родителями в детском саду, можно заметить, что часто с их стороны проявляется неуважение и бескультурье по отношению к окружающей природе. Очень важно воспитывать  экологическую культуру с раннего детства.

Наша  общая  с  Вами  цель  и  задача  -  защитить  природу  от  вредного воздействия  хозяйственной  деятельности  человека,  снизить  наносимый  ей вред, а значит нам и нашим детям и потомкам. Ежедневно  во  время  прогулки  дошкольники  принимали  и  принимают участие  в  уборке  территории  своего  участка  и  каждый  раз  у  них

возникают вопросы:  откуда  берется  столько мусора?  Куда  отвозят мусор?  и т.д.  Чтобы  ответить  на  эти  недетские  вопросы  и  попытаться  решить «мусорную  проблему»,  был  разработан проект «Мы с природой дружим- мусор нам не нужен». Проект,  направлен  на  работу  с  детьми,  посещающими дошкольное учреждение. Мы понимали, что если мы, совместно, родители и воспитатели,  проникнемся  данной  проблемой,  то  и  у  детей  будем воспитывать  интерес  к  родному  краю,  стремление  к  поддержанию  чистоты на  улицах  и  во  дворах,  к  соблюдению  правил  поведения  на  природе.  Мы уверены, что своим примером сможем  донести до детей важность проблемы

содержания  окружающей  природы  в  чистоте.  Современные  проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при  условии  формирования  экологического  мировоззрения  у  всех  людей, повышения  их  экологической  грамотности  и  культуры,  понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Задачи проекта:

- расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

- формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

- учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Участники проекта: дети старшей- подготовительной группы, их родители ,педагоги.

Тип проекта: информационно – исследовательский

По содержанию: ребенок и охрана природы

По количеству участников: коллективный

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный, две недели

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Для детей: привитие детям экологической культуры;       ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.                                

Для воспитателя:  повышение профессионализма;   внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.

Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация. 

Обеспечение проекта:

Материально  -  техническое  обеспечение:  аудио,  видео  системы,

фотоаппаратура.    

Учебно-методическое  обеспечение:  материал  для  продуктивной

деятельности,  детская  художественная  литература,  картинки  подбор иллюстраций, выставка из бросового материала.

Продукт проектной деятельности:  Изготовление плакатов «Мы хотим жить  на  чистой  планете!»,  «Нет  помойкам!».  Разучивание  песен, стихотворений,  пословиц.  Занятия  по  правам  и  обязанностям  гражданина Российской  Федерации.  Итоговое  мероприятие  «Берегите  наш  посѐлок  от мусора!»  и  презентация  мультфильма  «Мусор  нашей  реке  не  к  лицу»,  в котором  рассказывается  от  имени  реки  Оки,  какая  проблема  возникает  у природы  в  связи  засорением  любимой  реки.  Авторы  этого  мультфильма старались показать, как люди не должны поступать и как должны заботиться об окружающей среде, и не забывать прописные истины.

ЭТАПЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I.  Подготовительный

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей:

формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

 Диагностическое обследование дошкольников по разделу «Экологическое воспитание».

  Выявление проблемы, определение цели и задач;

  Разработка плана реализации проекта «Мы с природой дружим- мусор нам не нужен».

  Составление конспектов мероприятий.

  Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции.

  Анкетирование  родителей  с  целью  определение  у  родителей  уровня экологической культуры

  Знакомство родителей с планом проекта.

  Беседы с детьми по выявлению экологических представлений.

  Подбор  методической  и  художественной  литературы,  наглядного

материала.

  Систематизация и оформление дидактических материалов соответствии с планом проекта.

Гипотеза:  если будет реализован проект, то у детей расширятся знания о своей  малой  Родине,  посѐлке Унъюган ХМАО,  о стране  России  в  целом,  а  так  же,  если  бытовой  мусор сортировать  на  группы,  то  каждую  из  них  можно  перерабатывать  для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

Цель:  совместный  поиск  решения  задач проекта  практическим  путем

(изготовление  предметной  среды  для деятельности,  обогащение

представлений  о  родном  посѐлке, стране, формирование предпосылок поисковой деятельности).

Виды  деятельности:  коммуникативная  (беседы,  разучивание

стихотворений, игровая (дидактические игры,  настольно-печатные, сюжетно-ролевые,  поисково-познавательная  (составление  листовок),  художественно-продуктивная (аппликация, рисование, развитие песенных навыков).

Формы и методы работы с родителями

1. Беседы о важности данной проблемы.

2. Консультации по экологическому воспитанию.

3. Выпуск памятки «Сохраним природу!».

4. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и наглядного

материала.

5. Оформление альбома «Наш любимый посѐлок».

II. Основной

Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение

родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме.

Выполнение проекта.

Познавательное развитие

1. Организация экспериментально-исследовательской деятельности

Д/и «Что за мусор?»

Наблюдение «Что происходит с листьями?»

Опыт «Что будет с мусором?»

  Нахождение  на  участке  детского  сада  мусора: металлический, пластиковый, бумажный.

  Дать  детям  практические  знания  об  изменениях,  происходящих  с

мусором растительного происхождения.

  Дать  детям  практические  знания  об  изменениях,  происходящих  с

мусором различного вида, при захоронении его в почву на длительный

срок.

  Развивать  экологическое  сознание  детей,  исследовательские  навыки,

умение анализировать и делать выводы

2.  Сформировать представления детей  о признака  живого; воспитывать

положительное  отношение  ребѐнка  к  животным  и  растениям  в

специально созданных условиях.

Социально-коммуникативное развитие

Цель  –  познакомить детей с новыми литературными произведениями; на литературных  примерах  учить  понимать  добрые  и  плохие  поступки  по отношению к природе; активизировать и обогащать словарь.

1.Организация серий бесед с детьми

«Откуда берется мусор?»  

  Формировать  представления  об  источниках  бытового  мусора;  дать

детям  представления  о  том,  что  большую  часть  мусора,  составляют

продукты деятельности человека.

«О дождевых червях»

  Продолжить  знакомить  с  особенностями  строения  и  поведения

подземных  обитателей,  показать  их  приспособленность  (  на  примере

дождевого червя) к почвенной среде.

«Что можно сделать, чтобы мусора вокруг было меньше»

  Рассказать  о  некоторых  способах  утилизации  мусора  и  отходов;

убедить  в  необходимости  соблюдения  чистоты  в  доме,  городе,

природе.

«Правила поведения в природе»

  Познакомить  детей  с  основными  правилами  поведения  на  природе,

способствовать уважительному отношению к ней.

2. Дидактические игры

«Как вести себя в лесу»,

«Что вырастет из семян»,

«Собери картинку»,

«Найди сходства предметов»

  Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения

в природе.

  Обогатить  представления  детей  о  стадиях  роста  хорошо  знакомых

растений, о цикличности роста и развития на каждой стадии.

  Обогатить  представления  детей  о  растениях  (их  названии,  частях,

отличительных признаках).

  Упражнять  в  дифференцировании  ребѐнком  понятий  «травы»,

«кустарники»,  «деревья»  и  формировать  у  них  обобщающее  понятие «растения»

Художественно- эстетическое развитие

1. Конструирование из бросового материала

2. Рисование на тему охраны окружающей среды

Цель –

  Учить конструировать поделки из бросового материала

  Прививать желание стать другом природы, беречь и защищать еѐ.

Организация работы с родителями

-  Изготовление буклетов «Как вести себя в природе»

-  проведение родительских собраний экологической направленности  

-  участие  родителей  в  эколого-оздоровительных  походах  с  целью  охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;

-  совместное озеленение территории детского сада;

-  тематические  выставки  поделок  из  природного  материала,  рисунков  о природе, сделанных совместно родителями с детьми; изготовление кормушек для птиц из бросового материала

  Тематическая  экскурсия  по  территории  детского  сада и  за  еѐ  пределами

«Чистый участок детского сада».

  Сбор фотоматериалов на тему «Уборка территории детского сада»

  Беседы с детьми.

  Игры -эксперименты.

  Организация двигательной деятельности детей.

  Чтение  художественной  литературы.  Изучение  литературы  по  теме проекта  

  Беседы:  «Страна  где  я  живу»,  «Мой поселок»,  «Папа,  мама,  я  –  дружная семья», «Какие обязанности ты выполняешь?».

  Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.

  Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды

бытовым мусором;

  Формировать навыки экологически грамотного поведения

подрастающего поколения.

  Создать презентацию: «Жалобная книга природы»;

Разработать консультацию и газету для родителей «Прикоснись к

природе сердцем»;

Подготовка родителей к работе.

Практическая деятельность

Задачи  этапа:  формирование  элементарных  экологических  знаний  и

представлений  детей  и  родителей,  а  также  начала  основы  экологического образования через проведение следующих форм деятельности:

  анкетирование родителей;

  наблюдения и экологические экскурсии по улицам   нашего поселка,

вблизи детского сада;

  показ презентации, слайд шоу;

  познавательное чтение;

  детская деятельность «Новая жизнь ненужных вещей»

  лаборатория (опыты и эксперименты);

  выпуск экологический газеты;

  экологические, подвижные, дидактические игры; проведение выставки «Мусорная фантазия»

III Итоговый этап:

Задачи  этапа:  обобщение  опыта  и  определение  результата  практической деятельности педагогов.

Подведение итогов

Диагностическое  обследование  дошкольников  по  разделу  «Экологическое воспитание».

Мониторинг экологической воспитанности детей

  Обсуждение результатов экспериментально-исследовательской работы.

  Получение достоверных данных об уровне развития знаний ребенка и его воспитанности в области экологической культуры

Планируемые результаты и критерии оценки эффективности.

В результате реализации данного проекта внутри детского сада будет создана

система  развития  дошкольников,  участвующих  в  инновационной

деятельности,  собран  пакет  теоретического  и  практического  материала  по теме развития экологической культуры у дошкольников.

Ожидается,  что  разработанный  и  проведенный  комплекс мероприятий

проекта будет способствовать:

  Повышению уровня экологической воспитанности детей.

  Формированию  у  детей  осознанной  экологической  культуры,

представлению о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья и всего живого на Земле. Привитию бережного отношения к природе.

  Развитию  экологического  сознания  детей,  исследовательских  навыков, умения анализировать и делать выводы.

Проведение  экологической  викторины  «Природа  вокруг  нас».  И  выставка совместных работ детей и родителей «Мусорная фантазия»

Перспективный план реализации проекта

«Мы с природой дружим – мусор нам не нжену»

№  Мероприятия  

1.  Экскурсии по улицам поселка.

Ознакомление со свойствами бумаги.

Экспериментальная деятельность

«Изготовление новой бумаги»

2.  Беседа «Помогите природе». Ознакомление

детей со свойствами пластмассы.

3.  Зеленый патруль «Чистый участок детского

сада». Ознакомление детей со свойствами

металлических предметов.

4.  Показ презентации «Жалобная книга

природы». Ознакомление детей со

свойствами резины.

5.  Тематический день «Волшебная экология

души». Экологическая акция «Мой чистый

двор».

6.  Ознакомление детей со свойствами стекла.

Дидактические игры.

7.  Экспериментальная деятельность

«Рассортируем мусор», «Мусор в земле»,

«Как ветер разносит мусор».

8.  НОД «Мусор – это хорошо или плохо?»  ,

9  Правила поведения в природе. Выпуск

плаката «Берегите природу!»

10.«Новая жизнь ненужных вещей»

- работа дома с родителями

изготовление поделок из бросового

материала

11.  Открытие выставки « Мусорная фантазия»

Игры.

1.«Что я видел?»

Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных

материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел

из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?»

Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

2.«Расскажи о предмете»

Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.

Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал

выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют

правильность определения свойств и качество материала.

3.«Что лишнее?»

Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о

видах материалов; развивать внимательность.

Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых

изготавливаются из одного материала, а один из другого.

Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют

лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех,

и объясняет почему.

Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать

вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.

4.«Отгадай материал»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.

Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а

знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко

мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?

5.«Хорошо-плохо»

Цель: активизировать способность определять свойство и качество

материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками

материала и его назначения.

Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и

отрицательные признаки.

6. «Найди друзей»

Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.

Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из

такого же материала.

7. «Наоборот»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить

словарь ребенка.

Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство

или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его

противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).

8.«Что из чего»

Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

Оборудование. Мяч.

Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и

говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.

Оценка эффективности проекта

Экологический проект - универсальное средство для экологического воспитания дошкольников. В основе проекта лежит экспериментально-исследовательская деятельность, дети на своем собственном опыте выявили, что мусор нужно уметь сортировать, так как многие вещи могут быть сделаны из вторичного сырья. Для поддержания чистоты нужно в первую очередь самому следить за чистотой.

Перспективы развития проекта.

• создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

• совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов

по теме проекта;

• участие 100% детей и сотрудников ДОУ в работе по созданию чистой

экологической зоны на территории ДОУ.

• привлечение к благоустройству и озеленению территории родителей

Список использованной литературы

  1. Бондаренко Т.Л. Экологические занятия с детьми 5-6 лет,- Воронеж, 2002.
  2. ГульянцЭ. К. Что можно сделать из природного материала, - М.: Просвещение, 1984.
  3. Концептуальные подходы к дошкольному экологическому воспитанию и образованию / под ред. дпн. профессора Т. М. Носовой. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.
  4. Коробко В.И., Бычкова В.А. Твёрдые бытовые отходы. Экономика. Экология. Предпринимательство.- М., 2012.
  5. Мазурина А. Ф. Наблюдения и труд в природе, - М.: Просвещение, 1976.
  6. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве, - М.: Новая школа, 1995.

Фото отчетC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПДД сентябрь\IMG_20191011_093528.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПДД сентябрь\IMG_20191018_153908.jpg


C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПДД сентябрь\IMG_20191011_084906.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПДД сентябрь\IMG_20191014_150835.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПДД сентябрь\IMG_20190919_110816.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПДД сентябрь\IMG_20191011_093540.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПДД сентябрь\IMG_20191004_170630.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПДД сентябрь\IMG_20191004_170523.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПДД сентябрь\IMG_20191022_154156.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПДД сентябрь\IMG_20191022_154108.jpg


C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПДД сентябрь\IMG_20190919_110527.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПДД сентябрь\IMG_20191004_174108.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПДД сентябрь\IMG_20191003_111459.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ПДД сентябрь\IMG_20190925_112021.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

СЛАЙД 1.                          Экологический проект«Мы с природой ...

Проэкт по экологии "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен".

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Экологический проект: " Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Экологическая социально-значимая акция по защите природы "Мы с природой дружим - мусор нам не нужен"

               ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ АКЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРИРОДЫ                      ...

Проект: "Хранители природы" " Мы с природой дружим - мусор нам не нужен!"

"Мы с природой дружим ,мусор нам не нужен!"- девиз нашего проекта.Цель проекта: сформировать знания о разнообразных видах деятельности по защите окружающей среде. Дать представление о видах бытовых от...