Консультации для родителей: "Воспитание самостоятельности у детей", "Первый раз в детский сад", "Что мы учимся делать".
консультация (младшая группа)

Карижская Марина Николаевна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание самостоятельности у детей 2-3 лет».

Первые годы жизни ребенка являются важнейшим этапом в его формировании. Уникальность этого периода состоит в стремительности  развития ребенка, что требует пристального внимания и родителей, и педагогов. Чтобы ребенок развивался гармонично, важно последовательно формировать умения и навыки, так как на каждом возрастном этапе имеются периоды, наиболее благоприятные для закладки тех или иных жизненных функций. Игнорирование скрытых (для родителей), но имеющих (с точки зрения специалистов) возможностей может привести к их затуханию. Конечно, что-то можно восполнить позже, но это потребует времени, отведенного природой для формирования других умений и навыков. Всем известно, что любое занятие будет приносить пользу, если взрослые создадут условия для развития малыша, не подавляя его инициативы, удовлетворять детскую любознательность.

 В воспитании самостоятельности у малышей следует начинать с самого простого – самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, убирать игрушки, дружно играть, выполнять несложные поручения взрослых. Активно воздействует на маленьких детей пример взрослых, которым они стараются подражать. Малыши проявляют большой интерес ко всему новому, учатся пользоваться вещами, предметами. Так, если ему не давать возможности самостоятельно пользоваться посудой в боязни, что разобьет, поранится, или не давать пылесос при уборке комнаты в страхе, что будет бояться шума, то он станет пассивным.

 Не следует забывать и еще об одной особенности – дети любят, когда их хвалят, подбадривают, поощряют. Особенно важна похвала в кругу сверстников: «Молодец! Умница! Помощник наш!» и т.п. Такие слова действуют на ребенка положительно, развивают его достоинство и уверенность в себе и своих силах.

Чтобы привить детям положительные навыки, необходимо наличие доброжелательной спокойной атмосферы, дети должны чувствовать рядом с собой заботливого, доброго человека. Любой навык формируется не сразу и при незначительном изменении привычных условий быстро исчезает. Поэтому еще одно важное условие воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста – это постоянство. Только последовательная и систематическая работа вдет к самостоятельному выполнению детьми установленных правил и норм поведения.

Бесспорно и то, что только единство требований, правильная организация и активное сотрудничество могут обеспечить успех в воспитании у малышей самостоятельности, формирование навыков самообслуживания и культуры общения. Обучая ребёнка первым элементарным трудовым действиям, взрослый воспитывает у него важное качество – самостоятельность. Часто дети заявляют: «А я не умею!», хотя они могут выполнить предлагаемые действия (убрать игрушки, снять колготки и т. д., так как знают, что взрослые сами за них всё сделают. Важно, чтобы взрослый в этот момент находился в позиции учителя, помощника, а не обслуживающего, опекающего. Такую позицию необходимо соблюдать на протяжении всего дошкольного возраста.

У детей младшего возраста необходимо сформировать те навыки, которые им посильны и доступны. Малыш учится самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно вешать на стульчик одежду, мыть руки с мылом, вытирать лицо и руки полотенцем, убирать игрушки после игры на место и т. д. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому взрослым необходимо проявить терпение в процессе воспитания самостоятельности у детей, уделить больше внимания и потратить много времени, чтобы добиться цели.

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность, управление действий. Самостоятельные дети отличаются хорошей учебой и навыками для «взрослой» жизни. Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».



Предварительный просмотр:

«Первый раз в детский сад»

 

Для начала нужно признать, что период этот непростой не только для Вашей крохи, но и для всей семьи. Очень обманчивыми могут оказаться первые дни, когда малыш увлечен новыми игрушками и до конца не понимает, что это "всерьез и надолго". "Мы так хорошо начинали,  с удовольствием шел в садик в первые дни, может что-то случилось, тебя кто-то обидел?" Родители думают, что ребенок уже привык, но адаптация еще впереди. Маленькому человеку очень сложно, во-первых, принять новую систему правил, зачастую не имеющую логического обоснования даже для взрослого человека. Во-вторых, понять и поверить, что родители любят его не меньше, чем раньше и обязательно придут за ним. И, в-третьих, привыкнуть самостоятельно засыпать, кушать в незнакомой  обстановке и ходить в туалет по другим правилам  (отличающихся от домашних).

Готовимся правильно!

* Уточняем режим дня и меню в садике. Дома переходим на похожее меню заранее.
* Узнаем, высаживают ли ребенка на горшок, как и когда это делается, проигрываем эту ситуацию несколько раз дома. Еще лучше - в гостях попросить чужого человека(например приятельницу)сводить малыша в туалет, ведь именно такая ситуация ожидает его в скором времени.
* Учим ребенка самостоятельно засыпать. Лучше всего выработать какой-то ритуал отхода ко сну, что-то привычное должно помочь крохе расслабиться.

* Учим ребенка навыкам самообслуживания

* Прививаем навыки общения не только с детьми, но и с взрослыми
* Закаливаем ребенка

* Подробно и позитивно рассказываем о том, что малыш будет делать в садике, никогда не допускаем негативных реплик о садике в его присутствии
* Заранее приучаем ребенка к маленьким разлукам, объясняем, куда и зачем мы уходим, когда вернемся
* Покупаем ребенку новый рюкзачок, сандалики и др. атрибуты для садика
* Играем в "садик", рассказываем, как сами ходили в сад.

В период адаптации

* Организуем спокойный и уверенный уход. Тревога на нашем лице или слезы могут испугать ребенка. Не спрашиваем разрешения уйти.
* Сочувствуем малышу при утреннем расставании, ведь он переживает по-настоящему! Прижимаем к себе, гладим, обнимаем и целуем.
* Уменьшаем нагрузку на нервную систему ребенка: меньше телевизора, гостей, пораньше спать и пр.

* После садика организуем игры на снятие напряжения, активные тактильные игры.
* Стараемся увеличить тактильный контакт с ребенком, чтобы компенсировать его отсутствие в период пребывания в садике.
* Организуем "разгрузочные" дни (когда забираем малыша пораньше или вообще прогуливаем 1 день в садике).

* Организуем качественное общение дома. Придумываем свои собственные ритуалы, например, читать на ночь книжку, в выходные посещать парк и т.д. Это для ребенка своеобразные точки стабильности (приучение к режиму).

* Применяем технику активного слушания, объясняем малышу то, что он чувствует, говорим, что любим его также сильно как и раньше
* Играем "в садик". В игре ребенок расскажет и покажет нам все, что происходит в садике.

* Никогда не опаздываем, забирая ребенка из садика
* Иногда приносим своей любимой детке маленькие сюрпризы, так малыш будет знать, что мы помним о нем в период отсутствия
* Поддерживаем иммунитет ребенка, например, даем ему бифидо и лактобактерии в первые два-три месяца.

* Рассказываем сказки о маленьком зайчике (медвежонке, мальчике), который боялся ходить в детский сад, а потом подружился, научился, достиг...
* Не используем следующие фразы: "ты уже большая (ой), как не стыдно плакать", "если будешь так реветь уйду вообще", "не пускаешь меня, значит не будет денег на новые машинки (куклы)".

* Не обманываем ребенка, не подводим его, выполняем обещания. Выполняем все поручения воспитателя!

Таким образом, мы выяснили, что детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Для малыша это будет первым расставанием с близкими людьми, следовательно, первым большим испытанием, которое он встретит самостоятельно. Даже если Ваш ребенок уравновешен, весел и с ним не возникает никаких проблем, его надо подготовить к посещению садика. Обычно адаптация проходит быстро, однако к поступлению ребенка надо готовить, чтобы стресс не был болезненным.

Свое решение о посещении детского сада надо сообщить малышу с радостью, преподнести ему это как награду: "Ты у меня уже достаточно вырос, ты пойдешь в садик, у тебя будет много друзей. Воспитатель тебе даст цветные карандаши, краски, ты будешь рисовать красивые рисунки, а потом ты покажешь их мне".

Для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок пойдет покупать их вместе с Вами.

Продумайте, кто будет приводить и уводить ребенка. В первые дни это обязательно будет делать конечно же, мама.

Накануне напомните малышу, что завтра он идет в группу, и ответьте на все вопросы ребенка.

После того как ребенок освоился, уходя обязательно попрощайтесь с ним и уточните, во сколько Вы его заберете. Например: "Ты пообедаешь, и я за тобой приду". В противном случае ребенок не сможет сосредоточенно заниматься чем-либо, поскольку будет без конца оглядываться, проверяя, тут ли его мама.

Не следует рассказывать ребенку о том, что интересного случилось, пока он был в группе, иначе малыш может решить, что самое интересное происходит без него.

Дома необходимо создать спокойную обстановку, чтобы ребенок мог передохнуть, приходя из детского сада: ведь там он  расходует много энергии как эмоциональной, так и физической, переполняется впечатлениями, новыми сведениями и к вечеру устает.

Пусть после ужина он занимается тихими играми, побудет один немного, успокоится. Любые гости, даже если это Ваши друзья, будут для него помехой, потому что он устал от общества чужих людей. А если Вы посвятите малышу немного времени, ему будет хорошо - он так соскучился по родителям.

Необходимо постоянно проявлять интерес к его делам, внимательно выслушивать все, что он Вам будет рассказывать о садике. И храните его рисунки и поделки, которые он принесет домой. Помните: любознательность и энтузиазм ребенка зарождаются и поддерживаются с помощью любви и поощрения.

Если ребенок захочет отнести воспитательнице подарок, поддержите его желание. Если ему захочется привести к себе домой своего маленького друга по детскому саду, считайте, что для Вашего ребенка уже нет разницы между его жизнью дома и жизнью в саду.

Принимать ли всерьез слезы ребенка при расставании? Многие дети, которые довольны своей жизнью в группе, с трудом могут перенести сам момент расставания с мамой. Если ребенок эмоционально напряжен и напряжение возрастает, посоветуйтесь с воспитателем, может быть, она сразу, как только ребенок появится в группе, даст ему интересное дело. Тогда он будет занят важной и интересной работой и отвлечется от неприятной ситуации прощания. Если это не помогает, пусть ребенка провожает в детский сад другой родитель.

Полная адаптация ребенка к детскому саду обычно наступает через два-три месяца. В течение всего этого периода родителям надо быть очень осторожным, чтобы у малыша не сложилось впечатление, что с его прежней до детсадовской жизнью покончено навсегда.

Постарайтесь установить дружеские отношения с воспитателями детского сада, регулярно беседовать с ними. Они наверняка расскажут вам о ребенке то, чего вы не знаете.  В саду дети часто говорят о том, что их беспокоит. Это позволит вам своевременно отреагировать на возникшие у вашего ребенка трудности.

Не забывайте, что ребенок будет общительным, если сами родители общительные. И быстрее переживет период адаптации, если будет чувствовать, как сильно поддерживает его вся семья!



Предварительный просмотр:

«Что мы учимся делать»

Сколько раз каждый из нас поражался тому, как быстро летит время! Кажется, что совсем недавно ваш малыш делал первые шаги и произносил первые слова, а теперь совсем близко пора, когда ваш ребенок, перешагнув порог школы, станет первоклассником. Для него и для вас наступит период ответственной и трудной работы: изо дня в день узнавать новое, учиться думать и рассуждать, строить свои отношения со сверстниками. И, конечно, каждого родителя не могут не волновать вопросы: как сложится школьная жизнь ребенка? Как он будет учиться? Готов ли он к школьному обучению?  

Что может и что должна сделать семья, чтобы школьные годы стали для ребенка радостным и счастливым периодом взросления, познания, труда?

Итак, для того, чтобы ваш ребенок хорошо усваивал школьный материал, его надо много чему научить, особенно в дошкольном возрасте. Родителям необходимо понять, что учить ребенка надо так, чтобы стимулировать не только умственное, но и психическое развитие. О том, чему и как учить дошкольника, написано немало, и все же мы довольно часто сталкиваемся с удручающим фактом: родители плохо представляют себе, что же именно они должны делать.

У них нет четкой программы действий, а значит, отсутствует и необходимая последовательность. Родители теряются в потоке разнообразной информации, начинают метаться: чему учить? Какую книжку прочитать? Какую игру лучше приобрести? В какой детский сад отдать своего малыша? И так до бесконечности: вопросы, вопросы, вопросы. А бедные дети с четырех-пяти лет, вынужденно, под давлением родителей пишут палочку, выучивают числовой ряд, заучивают наизусть длинные непонятные им стихотворения и многое, многое другое. Но что это дает для их психического развития, для развития основных познавательных процессов: восприятия, мышления, самостоятельной речи?

Очень часто педагоги и психологи сталкиваются с печальным явлением, когда не в меру способный, по мнению родителей, ребенок шести лет прекрасно считает аж до ста, но не может сосчитать десять лежащих перед ним спичек. Почему так? - спросите вы. Отвечаем: ребенок дошкольного возраста еще не способен осознать, что счет - это не способ получить похвалу родителей, а средство определения количества. Не менее печальное зрелище - знание ребенком букв, не связанное со звуко-буквенным анализом слова, а тем более с умением составлять из отдельных букв слоги и слова. Такие знания могут стать серьезным тормозом на пути не только к овладению грамотой, но и к успешному освоению школьной программы в целом.

Так чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребенка надо учить всему, не только непосредственно тем навыкам, которые необходимы в школьном обучении: чтению, письму, счету, - но и всем тем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: правильно использовать предметы, окружающие его, именно действию, а не сухим знаниям о том или ином предмете или явлении.

С чего же начинается обучение и подготовка ребенка к школе? Конечно же с семейного воспитания. Помните народную мудрость: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу"? В повседневном общении с детьми закладываются семена будущего характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Пренебрежение этим зачастую обходится очень дорого! Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение или, что еще хуже, нежелание учиться - результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентации, которые в ней усваиваются.

Все родители без исключения заботятся о том, чтобы их ребенок ни в нем не нуждался, был сыт, обут и одет. Многие не жалеют времени и сил, чтобы научить своего трехлетнего сына или дочь писать, читать и считать, ошибочно полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако для полноценного воспитания этого вовсе не достаточно. Столь же ревностно должны мы заботиться о том, чем мы заполняем ум, сердце и душу ребенка, ибо от этого во многом зависит его психологическое развитие, а значит, его становление как личности.
          Развивать познавательные способности ребенка - это не значит            дать ему "готовые" знания, умения и навыки; речь, прежде всего, идет о том, чтобы выработать у ребенка потребность в этих знаниях, определить возможные способы их получения, научить думать и рассуждать.                      От того, насколько у школьника развиты познавательная активность и самостоятельность, зависит и успешность его обучения.

Можно ли ставить такую сложную задачу применительно к дошкольнику? Конечно можно! Именно в период дошкольного возраста закладывается своеобразная база данных, которая будет необходима ребенку на протяжении всего обучения.

Познавательный опыт ребенок приобретает прежде всего в разнообразной деятельности. Каждый ее вид вносит свой, особый вклад в развитие ребенка. Как же это происходит? Первая самостоятельная деятельность дошкольника - предметная. Она вводит его в мир вещей, созданных руками человека, и помогает понять, для чего они нам нужны. Овладение предметными действиями - первый шаг в освоении материальной культуры. Однако родителям следует помнить, что так будет, только если предмет используется по своему функциональному назначению, лишь при этом условии ребенок станет полноценно постигать свойства предметов, их отношения, одновременно развивая восприятие, представление, а следовательно, и мыслительные операции.

Овладение предметными действиями сначала происходит в 
игре. Постепенно ребенок учится замещать недостающие предметы другими, но похожими (градусник - палочкой, мыло - кубиком), затем любыми другими, наделяя их соответствующей функцией, и, наконец, словами. Так развивается воображение, способность абстрагироваться от конкретной ситуации и моделировать      новую, представляемую действительность. Позднее на этом твердом фундаменте строится познавательная деятельность ребенка.

Научите ребенка играть - сначала просто оперировать предметами, подражая реальным действиям, их логике и последовательности. Следующий этап - ребенок уже умеет самостоятельно действовать, разыгрывать целые сюжеты, основная цель которых - отражение видения ребенком отношений между другими людьми: семейных, деловых и т. д. Только на этом этапе игрового развития ребенка действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы - заменяться другими, с помощью которых можно изобразить нужное действие. Пройдя весь этот игровой путь, ваш ребенок приобретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии, он получит необходимые знания об окружающих его предметах, явлениях, человеческих отношениях, что будет способствовать развитию мышления и воображения.

Первые виды продуктивной деятельности ребенка - 
изобразительная и конструктивная. Создавая своими руками что-то новое - будь то рисунок, поделка из пластилина, постройка из кубиков, - он стремится как можно правдивее отразить окружающий мир, а это, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию восприятия, пространственных представлений.              В становлении познавательных способностей ребенка важную роль играет  труд, вбирающий в себя все виды деятельности.

Приобщиться к нему можно совершенно различными способами - это самообслуживание, хозяйственные и бытовые дела, работа на природе, изготовление различных поделок, овладение навыками ремесел. Воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться, воспитаны ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями.

Трудовое воспитание начинается в семье. Дома и на улице люди, окружающие ребенка, заняты различным трудом; вещи, с которыми ребенок соприкасается, являются результатом труда; значение труда в жизни людей должно               быть в полной мере осознано ребенком. Уважение к любому труду и к человеку, занятому делом, нужно воспитывать целенаправленно и последовательно           с малых лет, оберегая детей от лени и эгоизма. К.Д. Ушинский                 говорил: "Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой".

Труд ребенка должен пополнять опыт умения организовать деятельность, должен научить помогать другим, заботиться о близких. Помогите своему ребенку пережить радость хорошо выполненного дела: "Посмотри, как стало светло и чисто", "Видишь, как блестит вымытая посуда", "Как хорошо,      что ты помог бабушке: теперь она может отдохнуть и поиграть с тобой". Перед сном поговорите с ребенком о том, как прошел день, что он успел сделать,     что нового узнал, попросите рассказать о ярких впечатлениях и событиях.       Так постепенно у дошкольника будет формироваться эталон любой деятельности и самостоятельная оценка ее результатов.

Все виды познавательной деятельности ребенка позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а значит, развивать их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в какой-то степени изменять его. Однако, чтобы это произошло, родителям необходимо соответствующим образом организовывать любую деятельность ребенка: нужно вместе с ним определить ее цель, продумать возможные способы достижения этой цели, спланировать последовательность действий, контролировать себя во время работы, уметь правильно и объективно оценить полученный результат. Приобретение подобных навыков планирования собственной деятельности необходимо ребенку в процессе школьного обучения.

Для правильного развития и воспитания ребенка родителям очень важно создать эмоциональный комфорт, от них требуется постоянное внимание к своему поведениию и к поведению своего малыша, терпение, гибкость, чуткость и тактичность, стремление и умение понять мотивы поведения ребенка в том или ином случае. Несдержанность, окрики, брань взрослых порождают не только чувство обиды, недоверия, несправедливости, но и состояние тревожности, неуверенности в себе, что может оказать пагубное влияние на дальнейшее обучение ребенка вне дома, в общеобразовательных учреждениях.

Мы радуемся, что ребенок любит рисовать, лепить, конструировать, играть с кубиками, в куклы и машинки, - малыш занят, и родителям этого достаточно. Но часто ли вы задаете себе вопросы: что дают ему эти занятия? Как он играет, конструирует, лепит, рисует, работает? Какие затруднения при этом испытывает? Доводит ли начатое дело до конца? Между тем наблюдение за игровой деятельностью ребенка может сыграть решающую роль в познавательном развитии ребенка и подготовке его к школе. Не мешая ребенку, не подавляя его инициативы, понаблюдайте за ним, чтобы тактично помочь    ему осознать и обогатить его деятельность, организовать занятия, направить их в нужное русло умственного развития.

Вот малыш играет с куклой: одевает, раздевает, кормит. Обратите его внимание на смысл этих действий: раздевает, чтобы уложить спать или искупать; одевает, чтобы пойти в гости или на прогулку; кормит, воспитывает и т. д. Проявите свою фантазию и разбудите фантазию малыша - это поможет вам и ему выработать свою модель семейного поведения.

Перед рисованием спросите его, что он хочет изобразить и что нужно для   этого - краски, карандаши, фломастеры; почему он хочет выбрать именно     этот цвет, а не какой-то другой. Обсудите завершенный рисунок: что удалось     а что не получилось, причем важно, чтобы ребенок сам обратил внимание        на  то, что получилось, а что - не очень.

Теперь поговорим об эмоциях и воле дошкольника. От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы, иначе она может сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.

                Если ребенка воспитывают правильно, то уже к шестилетнему возрасту он не только усваивает основные нравственные понятия, но и приучается действовать в соответствии с ними.

Существенно изменяется представление ребенка о самом себе, о своем "Я": он начинает иметь более четкое представление о своих возможностях, понимать, как относятся к нему окружающие и чем объясняется это отношение. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение - ребенок в ответ на замечание взрослых уже не плачет, не бросает занятие, а старается исправить ошибку, найти новые способы завершения начатого.

             Ребенок-дошкольник часто сталкивается с различными трудностями - интеллектуальными, бытовыми, поведенческими. Но, каков бы ни был     характер деятельности, вызвавшей те или иные затруднения, их можно     условно разделить на две группы:

- во-первых, это такие проблемы, с которыми ребенок просто не может справиться самостоятельно, в силу своего возраста;

- во-вторых, это такие проблемы, которые ваш ребенок может преодолеть самостоятельно, используя свой прошлый опыт или действуя путем собственных проб и ошибок.

Главная задача родителей в первом случае - тактично, не настаивая, помочь малышу справиться с возникшей трудностью, объяснить, направить; а во-втором - так же чутко и гибко подтолкнуть ребенка к решению проблемы, заставить его использовать накопленный ранее опыт.

Однако взрослым необходимо помнить, что оценка всех действий ребенка должна быть в максимальной степени объективной и точной, потому что ребенок в возрасте 5 - 6 лет видит себя глазами других людей, и их отношение служит для него основой, эталоном самооценки. В этот период ваш малыш нуждается в сопереживании и понимании со стороны взрослых - родителей и воспитателей, одновременно он со своей стороны начинает оценивать поступки других людей, их характер и поведение, поэтому для родителей очень важно именно в этот период укрепить свой авторитет в глазах малыша.

К 6 - 7 годам у ребенка возникают такие чувства, как стыд, если тот или иной его поступок не соответствует принятым в семье нормам морали, и гордость, если поступок им соответствует, а особенно, если он связан с преодолением определенных трудностей и препятствий. Поэтому родителям необходимо очень внимательно наказывать или поощрять ребенка, от этого в будущем будет зависеть его стремление к хорошим поступкам.

Именно в этом возрасте у ребенка возникает осознанная потребность в общении с другими детьми. Он учится соотносить свои поступки с действиями товарищей, считаться не только со своими, но и с их желаниями и интересами, оценивать поступки сверстников и ориентироваться на их оценку. В этом возрасте зарождаются настоящие дружеские отношения, - родителям важно именно научить ребенка дружить, в каких-то случаях уступать, а в каких-то отстаивать свое мнение. Эти навыки требуются для облегчения прохождения такого важного испытания в жизни первоклассников, как жизнь в абсолютно новом школьном коллективе.
Умение общаться и находить общий язык не только со взрослыми, но и со своими ровесниками - еще одно необходимое условие развития и подготовки детей к школе.

Нужно сказать, что стремление к общению у дошкольника основано на потребности познания другого человека, незнакомых людей и сравнении себя с ними. По тому, каков ваш ребенок среди незнакомых людей, можно судить не только о его характере, привычках, но и о просчетах родителей в его воспитании. Ведь родители и другие близкие - первые люди, которые не только удовлетворяют его потребность в общении, но и дают ему эталон поведения. Поэтому взрослые обязаны заботиться о должном эмоциональном                        и эстетическом уровне общения ребенка, о том, чтобы научить                          его сопереживать и доброжелательно относиться к собеседнику.

Еще одно немаловажное условие готовности ребенка, на которое необходимо обратить особое внимание родителей, - это воспитание у малыша желания учиться. Для этого прежде всего сами родители должны четко понимать,     зачем их ребенок идет в школу, - не за пятерками и хорошим аттестатом,            а за знаниями, умениями и навыками.

Школьные годы - часть жизни ребенка, и поэтому важно, чтобы она была наполнена не только счастьем познания, приобщением к сокровищам мировой культуры, но и радостью общения, напряженного труда и в то же время творчества. Именно этому и нужно обучить вашего ребенка прежде всего.

В школе ребенок должен не только получить необходимые знания и умения, но и научиться самостоятельно добывать новые, видеть и творчески решать возникающие проблемы. К этому тоже необходимо приучать дошкольника на доступном для него уровне. Желание и умение учиться, радость от получения новых знаний - основа ответственного отношения к обучению. Как справедливо отмечал автор "Педагогической поэмы" А.С.Макаренко: "Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до пяти лет не воспитали как нужно, потом придется перевоспитывать".
Учитывая многие факторы обучения дошкольника, можно убедиться в том, что психологическая подготовка детей к школе совершенно необходима, a "pyководить" психическим развитием ребенка нужно с самого раннего детства.

Первое и самое главное условие психической подготовки ребенка к школе - сотрудничество с окружающими его взрослыми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Причем под сотрудничеством следует понимать таким образом организованную совместную деятельность ребенка и взрослого, в процессе которой последний передает свой социальный опыт в разных его формах, а первый его перенимает и делает своим. Поэтому взрослый должен уметь смотреть на себя и свою жизнь глазами ребенка, постоянно заботясь не только о том, что и как он передает ребенку, но и о том, чтобы малыш захотел усвоить передаваемое.

У многих детей трудности вхождения в школьный коллектив связаны с тем, что они вовремя не научились строить межличностные взаимоотношения, не умеют подчинять свои желания и поступки требованиям взрослых и интересам своих товарищей. Не привыкшие считаться с чужим мнением, дети становятся эгоистичными, упрямыми, капризными, недоброжелательными по отношению к своим одноклассникам и иногда даже к учителю. Если ребенок нерадостен, импульсивен, тревожен, то причина кроется, как правило, в эмоциональной атмосфере семьи, в неуважительном и нетерпимом отношении друг к другу.

В заключение хотелось бы снова привести цитату А.С. Макаренко: "Воспитательный процесс - процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные, ша...

Консультация для родителей Воспитание привычек нравственного поведения детей

Консультация для родителейВоспитание привычек нравственного поведения детей Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагог...

Консультация для родителей"Воспитание патриотических чувств у детей"

Консультация для родителей«Воспитание патриотических чувств»Воспитатель первой квалификационныйкатегории Соколова Марина Викторовна           Патриоти...

Консультация для родителей"Воспитание патриотических чувств у детей"

Консультация для родителей«Воспитание патриотических чувств»Воспитатель первой квалификационныйкатегории Соколова Марина Викторовна           Патриоти...

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу»

Для чего детям воспитать чувство патриотизма, предлагается родителям задания и ситуации для воспитания у детей нравственно -патриотических чувств к родному городу....

Консультация для родителей: "Воспитание любви к родному краю в семье и детском саду"

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с г...

консультация для родителей "Воспитание культурно-гигиенических навыков детей первой младшей группы"

Культурно-гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми....