Адаптация к условиям ДОО: виды, периоды, особенности поведения и проявления эмоций ребенка, создание психологической безопасности, алгоритм постепенного вхождения ребенка в новый коллектив, принципы успешной адаптации.
статья

Позднякова Екатерина Александровна

Материал будет полезен воспитателям групп раннего возраста и родителям детей, начинающих посещать детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_konferentsii.docx58.63 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация к условиям ДОО: виды, периоды, особенности поведения и проявления эмоций ребенка, создание психологической безопасности, алгоритм постепенного вхождения ребенка в новый коллектив, принципы успешной адаптации.

       Содержание:

1. Степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода.

     2. Современные технологии психологической поддержки ребенка и семьи.

3. Источники психологической безопасности в период адаптации.

4. Алгоритм постепенного вхождения в детский сад.

5. Показатели психоэмоциональных уровней и поведенческие особенности ребенка в период адаптации.

6. Внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка

     7. Принципы и критерии успешной адаптации.

8. Согласованность действий родителей и педагогов для обеспечения процесса адаптации.

Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации (Д.Б.Эльконин)

Одной из особенностей современного ритма жизни является то, что родители вынуждены отдавать ребёнка в детский сад в раннем возрасте.

Решение отдать ребёнка в детский сад, в «чужие руки» может спровоцировать у детей тревожность, беспокойство.

Дети раннего возраста не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы.

Появление не характерных для ребёнка невротических симптомов тревожит и пугает родителей.

Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах, напряжённый голос - масса мелочей, которые родители не осознают, но которое моментально считывает подсознание ребёнка.

Передача чувств происходит моментально: ребёнок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

Поэтому одной из важнейших проблем при поступлении ребёнка в детский сад, является проблема адаптации.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.

Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. 

Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется.

В привычную, сложившуюся жизнь, в семье буквально врываются изменения:  чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.      

 Для  ребёнка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и   отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.   

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"? 

С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду

Одним из факторов успешного решения данной проблемы является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь его внимание.

Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям дошкольной организации.

 ЦЕЛЬЮ воспитателя  в период адаптации является:

создание благоприятных психолого-педагогических условий для адаптации детей к дошкольной организации.

Для достижения этой цели, важно выполнение следующих 

ЗАДАЧ:

  • создать для детей атмосферу психологического комфорта;
  • внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями.

Адаптация представляет собой процесс активного приспособления человека к новым социальным условиям.

Вопросы адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации поднимаются и решаются уже не один десяток лет.

 Актуальность их не ослабевает, что отраженно, прежде всего с введением новых требований дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В нормативных актах подчеркивается ответственность дошкольной образовательной организации, в частности, за социализацию и социальную адаптацию ребенка в образовательной организации , что связано со многими аспектами современной жизни:  изменился детский сад, изменились взгляды на образовательный процесс в ДОО и т. Д

В связи с поступлением ребенка в детский сад изменяется его социальная ситуация развития. Ребенок впервые включается в систему общественного воспитания, что сопряжено с определенными трудностями: как в овладении им правилами и нормами поведения, так и в выстраивании отношений с педагогами и сверстниками.

Своевременная подготовка ребенка к посещению детского сада – залог успешной адаптации.

Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам.

Позитивный результат – адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики;

Негативный – стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возрастов ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели. Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие.

Родители должны  быть готовыми  отпустить своего ребёнка и предоставить ему новый уровень самостоятельности.

Сложности с адаптацией бывают из-за нежелания или страха родителей отпустить ребёнка от себя.

Взрослым надо осознать, что детский сад — это совсем не страшно. Ребёнку важно научиться взаимодействовать с другими самостоятельно.

Понятие адаптации

Адаптация (от лат. аdaptatio – приспособление, прилаживание) принято понимать, как  способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

В других источниках адаптация:

  • постепенное изменение, приспособление физиологических процессов, происходящее в органах чувств человека, к особенностям физических стимулов, воздействующих на органы чувств в данный момент времени;
  • приспособление психологических особенностей, а также поведения человека к социальным условиям, социальной ситуации, в которой он оказался в данный момент времени.

Существуют различные виды адаптации

Психологическая адаптация – приспособление психологических свойств, состояний и процессов к условиям, в которых человек оказался.

Социальная адаптация – приспособление человека к социальным условиям существования, например, к особенностям социальной группы, в которой он оказался в данный момент времени. В другом источнике социальная адаптация – приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов  социализации личности.

Существуют виды социальной адаптации, которые зависят от характера ее осуществления:

  • Добровольная социальная адаптация
  • Вынужденная социальная адаптация

Добровольная адаптация представляет собой ситуацию, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые индивиду средой, принимаются им без сопротивления, если даже для этого необходимо предпринять определённые усилия.

Как правило, эти новые условия не противоречат системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов личности и открывают перед ней новые перспективы и возможности.

 Трудности, неизбежно возникающие в ходе освоения среды, принимаются субъектом адаптации как трудности, через которые надо пройти для получения желаемого.

Вынужденная адаптация -это ситуация, когда характеристики и свойства нового для субъекта социальной среды не соответствуют и противоречат его нормативно-стоимостным установкам. В  то же время человек не может не согласиться с этими характеристиками.

То есть, в отличие от добровольной адаптации, вынужденная адаптация жестко заставляет человека принимать новые условия жизни. Без этого он может не только  не найти себе социальную нишу в новой среде и новые возможности для самореализации, но и потерять имеющиеся.

Адаптация неизбежна когда возникает противоречие между:

  • Нашими возможностями
  • Возможностями среды

Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

  • творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
  • конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
  • избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.

По статистике, 18,2 % детей готовы к посещению дошкольной организ0ации;

6 % – не готовы;

75,8 % – условно готовы.

В связи с этим процесс привыкания к дошкольной организации  проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей.    (по исследованию К. Л. Печоры (1998)

         В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. В  соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.

        Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций.

        У ребёнка меняется  целый ряд сложившихся привычек, перестраивается ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми.

       Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей.

       Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

Характер поведения в адаптационный период зависит от возраста детей

Дети в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми.

  • Сон их становится прерывистым и беспокойным.
  • Нарушается аппетит ребёнка, он часто отказывается от кормления, во время приёма пищи наблюдаются случаи рвотных позывов.
  • Разрушаются ранее приобретённые привычки: ребёнок перестаёт проситься на горшок.
  • Речь  затормаживается.
  • Встречаются случаи, когда дети, начавшие ходить в домашних условиях, в детском саду переходят на ползание.

Можно также отметить и другие регрессивные изменения более глубокого плана:

  • повышение температуры;
  • расстройство функций желудка;
  • изменение кожного покрова и т. п.
  • Мальчики 3–5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период более привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

                         Что влияет на характер адаптационного периода?

  • Уровень здоровья ребёнка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.
  • Предшествующий опыт малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни.
  • Социальные условия проживания ребенка в семье.

(Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых).

Главное для ребёнка – это взрослый.

От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.

В период адаптации следует учитывать потребность ребенка в общении.

Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми.

Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2–3 месяцев.

Вторая группа – это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10–20 дней.

Третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3–10 дней.

Группы адаптации в соответствии с группами по присущим различиям  в поведении и потребности в общении.

К I группе адаптации относятся дети, бездеятельно негативно относящиеся к воспитателю: они беспокойны или сидят в уголке, отвернувшись от всех, и плачут, приговаривая «мама», «где моя мама».

Уговоров воспитателя не слышат.

Это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Для детей II группы свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние, им необходимо постоянное присутствие и внимание воспитателя, только с ним постоянно контактировать, отвечать на все вопросы, но детей, уже посещающих детский сад, первое время сторонятся.

У детей II группы уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

К III группе относятся дети спокойные, у них уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность, устанавливают положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Основные  группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни.

Можно выделить три группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни.

Первая группа - те, для кого процесс адаптации легкий и безболезненный.

Они проявляют интерес к игрушками и деятельности, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные.

Общение родителей с ребенком доброжелательное, уважительное.

Вторая группа - дети, которые адаптируются медленнее и труднее. Периоды интереса к игре сменяются периодами безразличия, капризов.

Не хватает доверия в отношении с воспитателями, другими детьми.

Навыки игры и общения развиты недостаточно. Малоинициативны.  Менее самостоятельные, что-то могут делать сами, но по большей части зависят от взрослого.  

Со стороны родителей наблюдается нестабильность в общении: доброжелательные, рассудительные обращения сменяются окриками, угрозами или ослаблением требовательности, невниманием.

Третья группа - дети, которые с трудом приспосабливаются к новому для себя быту.

Как правило, несамостоятельные, неконтактные.

Привычные к нестабильности в режиме дня.

Быстро устают.

Игровые навыки не сформированы.

В опыте таких детей - проявление авторитарности, жестокости, или, наоборот, лишнего либерализма со стороны взрослых, что вызывает страх, недоверие к воспитателю или полное игнорирование его и других детей.

Сон, аппетит - плохие или вовсе отсутствуют.

Высокая заболеваемость еще больше замедляет привыкание к новой обстановке и новым требованиям.

Что еще влияет на процесс адаптации ?

На процесс адаптации ребёнка влияют:

  • достигнутый уровень психического и физического развития;
  • состояние здоровья;
  • степень закаленности;
  • сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками;
  • личностные особенности самого малыша;
  • уровень тревожности и личностные особенности родителей.

Адаптация– мощный стресс для ребенка. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме, которые  происходят на всех уровнях и во всех системах.Видна надводная часть айсберга, а это поведение ребёнка, которое приводит взрослых в смятение.  В новом детском коллективе ребёнок постоянно находится как под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Стресс, ощущаемый ребёнком в период адаптации, идентичен по силе стрессу космонавта, отправляющегося в полет.

На процесс адаптации влияют следующие факторы:

  • Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации.
  • Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой сон и аппетит дети хуже справляются с трудностями адаптационного периода, у них возникают стрессовые состояния, и, как следствие, они часто болеют.
  • Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации.
  • Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой сон и аппетит дети хуже справляются с трудностями адаптированного периода, у них возникают стрессовые состояния, и, как следствие, они часто болеют.

Врачи и психологи различают три степени адаптации:
легкую, среднюю и тяжелую.

Критерии степени тяжести адаптации:

  • эмоциональное состояние ребенка;
  • его отношение со сверстниками;
  • отношения со взрослыми;
  • сон и аппетит;
  • частота и длительность острых заболеваний.

СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Легкая адаптация (от 1 до 16 дней).

– Нарушение сна нормализуется в течение 1–16 дней;

– аппетит восстанавливается по истечении 10 дней;

– эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние) приходят в норму за 20–30 дней;

– взаимоотношения со взрослыми и двигательная активность не изменяются;

– функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2–4 недели, заболеваний не возникает.

Основные симптомы исчезают в течение месяца (2–3 недель).

Средняя адаптация (от 16 до 32 дней).

Сон и аппетит восстанавливаются в течение 16–32 дней, речевая активность – в течение 30–40 дней, эмоциональное состояние – за 30 дней.

Двигательная активность значительно не нарушается и приходит
в норму за 30–35 дней.

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Ребёнок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5–7 дней, есть признаки психического стресса;

Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

  • Тяжелая адаптация  (Усложненная  адаптация) (от 32 до 64 дней).

Сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка:

  •  устойчивым снижением аппетита (может возникнуть рвота при приеме пищи), резким нарушением сна;
  • избеганием контактов со сверстниками, стремлением к уединению, проявлением агрессии.

Характерны плач, пассивность, волнообразная смена настроения. Происходит изменение речевой и двигательной активности, задерживается психическое развитие. Ребенок заболевает в течение первых 10 дней и неоднократно заболевает в течение всего периода адаптации.

Может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

  • Очень тяжелая адаптация (дезадаптация) (от полугода и более).

Решается вопрос о целесообразности пребывания ребенка в ДОО.

Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне у ребёнка.

Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, учёными специально разработан и уточнён целый ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребёнка, адаптирующегося к новому организованному коллективу, и создан эмоциональный профиль или портрет (ЭП) ребёнка, впервые поступившего в обычный детский сад.

 Эмоциональный профиль  включает следующие показатели.

1. (ЭП) Отрицательные эмоции

 Встречаются  в основном у каждого ребёнка, впервые адаптирующегося к новому организованному коллективу.Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен.

Ребенок  подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит, как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя, похожий на глухонемого или на пришельца с неизвестной нам планеты. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы. О сне вообще не стоит говорить. И вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая «белку в колесе». Как вихрь, вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день. Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного плача. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время, у ребенка все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. К сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда ребенок во власти новизны. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребёнок поддерживает «новичков», пришедших в группу, и составляет «плачущий дуэт» или же просто «подпевает» в хоре. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребёнка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

      2. (ЭП) Страх

Обычный спутник отрицательных эмоций, их «сослуживец», «компаньон» и «друг». Навряд ли удастся встретиться с ребёнком, который не испытал его хотя бы раз, во время адаптации к детсаду. Ребёнок, впервые придя в детский коллектив, во всем видит  лишь скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится в нем самом.

Чего боится ребенок?

  • неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми;
  • новых воспитателей, а главное, того, что родители забудут о нем, уйдя из сада на работу;
  • что родители предали его, что не придут за ним вечером, чтобы забрать домой.

Очень часто педагоги и родители невольно сами провоцируют его глобальный страх. И этот страх – источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.

3. (ЭП) Гнев

Возникает на фоне стресса. У ребёнка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент ребёнок, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребёнок похож на «ахиллесову пяту» и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.

     4. (ЭП) Положительные эмоции

Противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их.  Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда ребёнок как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Чем легче адаптируется ребёнок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребёнка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, – главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода

     5. (ЭП) Социальные контакты  

Коммуникабельность ребёнка – это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольной организации у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводящие лишь в «гордом одиночестве». На смену этой «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая то, что ваш ребёнок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми. Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребёнку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент ребенок, обычно плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Ребенок готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру, пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Они назойливы, невыносимы и «жалят» посильнее роя пчел. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один. Как только малыш сможет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль – и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребёнка.

6. (ЭП) Познавательный интерес

       Верный «друг» всех положительных эмоций. Как и они, познавательная  деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. Эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. «Почемучка» словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако, как только он проснется или, в конце концов, вы все-таки «разбудите» его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

7. (ЭП) Социальные навыки  

       Под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько, что может «растерять» почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как будто бы младенца. Он «не умеет» одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить «спасибо».  Ну, словом, маленький дикарь.

        Однако же по мере адаптации ребёнка к условиям организованного коллектива он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

     8. (ЭП) Особенности речи

     У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь в сторону        регресса, не прогрессируя. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. Предложения из многосложных становятся односложными. В ответах на вопросы – «телеграфный стиль». Такая речь – итог тяжелой адаптации.  При легкой – она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребёнка пополнение его активного словарного запаса.

      9. (ЭП) Двигательная активность

Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребёнок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребёнка.

     10. (ЭП) Сон

Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час ребенок,  как «ванька-встанька».Его не успеешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребёнок начинает засыпать. Но этот сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием ребенка или внезапным его пробуждением. Порою кажется, что ребенка преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизор, где ясно видит, что с ним происходит.  Однако фильм имеет только страшное начало, конец ребенок боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребёнок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

    11. (ЭП) Аппетит

Чем менее благоприятно адаптируется ребёнок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребёнок объявляет голодовку.  Гораздо реже ребенок  впадает вдруг в другую крайность и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим «волчьим» аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета. На фоне стресса ребёнок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

      Необходимо также знать, что у ребёнка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин возможно кратковременное повышение температуры. Обычно в этих случаях врач говорит об «адаптационных свечах». Такие «свечи» лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода.

Фазы  адаптационного периода

Острая фаза  «Шторм»  в ответ на комплекс новых воздействий все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Повышаются возбудимость, тревожность, возможно увеличение агрессивности или уход в себя. Плохие сон, аппетит, настроение.

Физиологическая и психологическая буря длится от 2-3 дней до 1-2 месяцев (у отдельных детей).

 Подострая фаза «Шторм утихает» - период неустойчивого приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние воздействия. Малыш продолжает присматриваться к новому окружению, пытается участвовать в совместной деятельности, становится более активным, заинтересованным, уравновешенным.  

Этот период более длительный, чем первый, - от 1 недели до 2-5 месяцев.

Фаза компенсации «Штиль» - период относительно устойчивого приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реагирования на новые условия жизни, режим дня, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать контакты, принимать реальное участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизируются сон, аппетит, настроение.

Этот период длится от 2-3 недель до полугода.      

Адаптация у каждого ребёнка проходит с соблюдением некоторых индивидуальных особенностей.
Но и воспитателям, и родителям – словом всем взрослым, которые окружают ребёнка в этот период, необходимо помнить, что причиной изменений в поведении и общем состоянии становится отнюдь не упрямство, а страх перед новым. Так же как и взрослые, дети боятся, не умея контролировать свои реакции.

А значит, задачи родителей и педагогов – поддержать ребёнка на сложном пути взросления.

Как понять, что взаимодействие  воспитателей с детьми не продумано и детям в группе  плохо?

  • поведенческие реакции ребенка нормализуются лишь к 60-му дню пребывания в дошкольной организации.
  •  наблюдается замедление нервно-психического развития, он часто болеет
  • нет прибавки в весе, не увеличивается рост в течение 3–6 месяцев.

 Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинства вновь поступивших ребятишек.

Признаки психоэмоционального напряжения ребенка.

  • Трудность засыпания и беспокойный сон.
  • Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла.
  • Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
  • Рассеянность, невнимательность.
  • Беспокойство, непоседливость.
  • Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним.
  • Проявление упрямства.
  • Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора, ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).
  • Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия).
  • Игра с половыми органами.
  • Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук.
  • Снижение массы тела или, напротив, появление симптомов ожирения.
  • Повышенная тревожность.
  • Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Варианты адаптационного воздействия.

При отработке системы управления процессом адаптации используются следующие варианты адаптационного воздействия, зависящие от степени активности воспитанников:

  • усвоение и подчинение распорядку дня;
  • обновление развивающей среды, при которой используются нешаблонные формы и методы ее «привлекательности»;
  • создание устойчивых ритуалов, традиций как важных факторов ускорения приспособляемости ребенка.

Чтобы избежать осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, осуществляется постепенный переход ребенка из семьи в дошкольную организацию.

Работа проводится в несколько этапов

Этап I. Подготовительный (апрель–май).

Работа с родителями:

1) знакомство с группой во время постановки на очередь;

2) ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;

3) анкетирование:

  • социальное;
  • медицинское;

4) знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:

  • состояние здоровья;
  • уровень развития;
  • коммуникабельность;
  • сформированность предметной и игровой деятельности;
  • наличие навыков самообслуживания;

5) предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми (от 2 до 5 дней).

Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в детский сад.

Медико-психолого-педагогическая служба:

прогнозирует течение адаптации по проведенному анкетированию;

выявляет группу «риска»;

разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов;

разрабатывает последовательность приема детей в группу;

определяет длительность пребывания ребенка в адаптационном периоде.

Этап II. Наблюдений (июнь–август):

  • Поэтапный прием детей в группу;
  • Постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
  • Наблюдение за поведением детей;
  • Консультирование родителей;
  • Разработка индивидуального режима для каждого ребенка;
  • оформление листов адаптации, оценка уровня нервно-психического развития детей.

Этап III. Анализ и выводы (сентябрь–октябрь).

1) Обработка результатов:

  • анализ листов адаптации;
  • анализ индивидуальных карт развития.

2) Выявление детей с тяжелой степенью адаптации.

3) Индивидуальная работа с детьми.

4) Рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми.

5) Внесение изменений в существующую модель работы.

Внешние и внутренние источники угрозы
психологической безопасности ребенка

Внешние источники угрозы психологической безопасности ребенка:

  • Манипулирование детьми.
  • Индивидуально-личностные особенности персонала.
  • Межличностные отношения детей в группе. Враждебность окружающей среды.
  • Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания.
  • Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.
  • Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.
  • Неправильная организация общения.
  • Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
  • Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.

Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка:

  • Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье.
  • Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.
  • Отсутствие автономности.
  • Индивидуально-личностные особенности ребенка.
  • Патология физического развития.

Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, то есть вводит в заблуждение, в мир иллюзий.

(Взрослые обманывают ребенка. Это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания)

Алгоритм постепенного вхождения ребенка в детский сад:

1-й шаг – приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

2-й шаг – приход ребенка вместе с родителями в группу
во время свободной игровой деятельности;

3-й шаг – ребенок остается один на 1–2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;

4-й шаг – ребенок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2–3 часа;

5-й шаг – ребенок остается один с завтрака до обеда;

6-й шаг – ребенок остается и на сон, но сразу после сна его забирают родители;

7-й шаг – ребенок остается один на целый день.

Последовательность в реализации всех этапов алгоритма, шаг за шагом, минутка разлуки плюс еще одна и так далее – залог успешного вхождения малыша в детский сад.

Если эти минутки расставания мамы с ребенком будут в виде целенаправленной организованной деятельности, то малышу некогда будет вспомнить о том, где сейчас находится мама.

Постепенная адаптация включает  несколько периодов.

Первый период «мы играем только вместе».

       На данном этапе мама и ребёнок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребёнка. Она, под руководством педагога, побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все предложенные игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребёнок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.

Второй период: «я играю сам, но ты будь рядом».

  Постепенно ребенок начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры, игрушки и само занятие вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребёнок уже может спокойно себя чувствовать на занятии, подходить к детям, играть и заниматься рядом с ними. В случае необходимости мама или педагог приходят ему на помощь.

Третий период: «иди, я немножко поиграю один».

Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре и принимает педагога как своего друга. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребёнка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребёнка на момент возвращения мамы.

Четвертый период:

«мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».

 И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться  на занятии один и спокойно отпускает маму. Ура!

Опыт показывает, что после такой адаптации  ребёнок, впервые приходящий в обычную группу без мамы, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей.

Наличие у детей возможных навыков,
облегчающих адаптационный период
при поступлении в детский сад.

  • Навыки самообслуживания:
  • самостоятельно ест ложкой, умеет пережевывать пищу;
  • перед едой моет руки;
  • пользуется носовым платком, салфеткой во время приема пищи;
  • своевременно просится на горшок;
  • снимает расстегнутые и развязанные части своей одежды, обувь (шапку, варежки, носки и т. д.), пытается одеваться без застегивания;
  • узнает свои вещи;
  • совместно с взрослым складывает игрушки в ящик или
    в пакет.
  • Индивидуальные особенности:
  • любит, когда читают книжки;
  • рассматривает картинки;
  • любит слушать музыку;
  • любит рисовать, так как умеет.
  • Навыки общения:
  • понимает обращенную к нему речь;
  • по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку;
  • понимает слова «нельзя», «надо»;
  • любит играть с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;
  • обладает положительным опытом общения с посторонними взрослыми.
  • Игровая деятельность:
  • самостоятельно делает несложные постройки из кубиков;
  • повторяет в игре за взрослым увиденные действия;
  • выполняет знакомое движение под музыку;
  • играет с различными предметами, объединяя в одной игре два несложных действия (сажает в коляску и катает куклу);
  • использует в игре предметы-заместители (кружок вместо тарелки, кусочек меха вместо кошки).

Типичные ошибки родителей  во время адаптации  ребенка к ДОО.

  • Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на посещение детского сада;
  • Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, так как дома ребенок охотно соглашается идти в детский сад;
  • Родители не оценивают плаксивость как вероятность нормального состояния дошкольника в период адаптации к детскому саду;
  • Многие родители не готовы к тому, что надо проявить терпение в этот сложный период для малыша;
  • Родители сами пребывают в состоянии обеспокоенности, тревожности: думают, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы»;
  • Родители не всегда согласны с тем, что дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы или папы, и это еще больше усиливает детскую тревогу;

Трудности  безболезненного  вхождения в ДОО

Отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: медицинских, педагогических, психологических, юридических и т. д.

• В образовании родителей детский сад должен выступать фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Но одной из распространенных трудностей является то, что воспитатель может быть профессионалом в своей области, но не уметь передать свои знания.

• Мотивы и потребности в образовании у родителей и воспитателей разные.

• Воспитатели невысоко оценивают педагогическую компетентность родителей. Свою помощь родителям персонал видит в следующем: советы, собрания, рекомендация литературы и т. д. Таким образом, взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимно вежливым, односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.

• Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребенком и взрослым в детском саду и дома.

• Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи и отодвигают их на вторые и третьи места.

Организованная деятельность по адаптации ребенка к ДОО  должна представлять собой целостную модель.

Выстраивая ее, необходимо включать всех участников этого процесса: и педагогов, и родителей, и детей.

ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ ЛЕГЧЕ ПРОЙТИ ПРОЦЕСС

АДАПТАЦИИ К ДОО

  • Дайте понять ребенку, что в группе ему рады, готовы заботиться  о нем, уделять ему внимание.
  • Создайте ребенку комфортные условия для пребывания в ДОО.
  • Помогите ребенку получать удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками.
  • Обеспечьте стабильность педагогического состава на весь период адаптации ребенка, не переводите ребенка из группы в группу.
  • Предоставьте ребенку щадящий режим пребывания на весь период адаптации.
  • Обсуждайте процесс адаптации детей к ДОО на педагогических советах.
  • Выработайте единые требования к организации воспитательного процесса для всех детей.
  • Согласуйте требования с родителями для поддержания воспитательного процесса в домашних условиях.

ПРИНЦИПЫ успешной адаптации ребенка  к ДОО

Принцип гуманизма как основополагающий.

Главное не навредить ребенку.

Приход ребёнка в дошкольную организацию  – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности.

Принцип природосообразности и индивидуализации

  • предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации;
  • учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желания   и т. д.

Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь прежде всего от ребёнка. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.

Принцип оздоровительной направленности

Означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.

Принцип индивидуального подхода

Создание  специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.

Принцип взаимодействия семьи и дошкольной организации

Акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья – дошкольная организация», взаимодополнении усилий организации адекватными усилиями семьи, и наоборот.

Принцип профессионального сотрудничества означает Согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.

Принцип анализа и самоанализа  (рефлексивный принцип)

 Предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом,  за личностным ростом участников взаимодействия.

Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов: 

 целенаправленность, систематичность, плановость;

 дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

 возрастной характер взаимодействия с родителями;

 доброжелательность, открытость.

Формы организации  общения  педагогов и родителей  (Л. В. Белкина):  

  1. Информационно-аналитические (анкетирование, посещение на дому). Основной задачей являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

2. Познавательные (беседы, родительские собрания, родительские клубы). Способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи. Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей, – это в первую очередь, общение на основе диалога, открытость, искренность  в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. 

3. Наглядно-информационные (папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды, консультации, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь», присутствие родителей во время адаптационного  периода в группе и укороченное время пребывания ребёнка в группе в этот же период).

Решают задачи ознакомления родителей  с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОО, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания,
объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОО, с деятельностью педагогов и т. п.

Взаимодействие педагогов с родителями может быть не прямым , а через газеты, организацию выставок, размещение информации на сайте ДОО, группы и чаты  в социальных сетях.

Выводы:

  • Течение периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении.
  • Привыкание у детей зависит от того, что именно  меняется у ребенка в связи  с переходом в новые условия.

Дети труднее  привыкают, если меняется их кормление и привычная для них температура помещения.

(обычно тяжело реагируют, если меняются приемы проведения кормления, укладывания, бодрствования)

  • Тяжесть привыкания зависит  от предшествующих условий воспитания детей в семье.
  • Адаптация  детей  зависит  от индивидуально-типологических особенностей нервной системы ребенка.
  • Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки их нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям.

«Хорошее настроение – лучший рецепт против плохого поведения.
Не осуждайте малышей за плохое поведение – то есть за плохое настроение.
Ищите тот шаг, который приведет его к хорошему настроению, и поведение исправится». (В.Т.Иванова)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 10 - детский сад комбинированного вида «Капелька».

Доклад на тему:

Адаптация к условиям ДОО: виды, периоды, особенности поведения и проявления эмоций ребенка, создание психологической безопасности, алгоритм постепенного вхождения ребенка в новый коллектив, принципы успешной адаптации.

 

                                                  Подготовила воспитатель Позднякова Е.А.

2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности поведения и проявление эмоций у ребенка адаптирующегося к новому организационному коллективу

поможет родителям разобраться в причинах легкой  адаптации детей к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Презентация "«Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОО как условие охраны и укрепления психического здоровья детей»

Презентация "«Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОО как условие охраны и укрепления психического здоровья детей»...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Игры как условие создания психологически безопасной образовательной среды в ДОУ.

Игры как условие создания психологически безопасной среды в ДОУ....

Презентация на тему: "Развитие эмоционального интеллекта детей, как одно из условий создания психологически безопасной образовательной среды"

В презентации рассматриваются вопросы развития эмоционального интеллекта детей, как условие создания психологически безопасной образовательной среды....