"Приобщаемся к музыке дома"
статья
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приобщаемся к музыке дома.
Каждый родитель хочет видеть в своем ребенке всесторонне развитую личность.
Устраивая ребенка в детский сад, родители надеятся на образовательный процесс,
который положит начало долгому пути развития.Одним из этапов этого процесса
является приобщение к миру искусства с помощью музыки.
Каждый ребенок идет к музыке своим путем. Нужно помочь детям полюбить музыку. Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Наши праздники – это незабываемые спектакли, в которых участвуют все: и дети, и взрослые! Помощь семьи в этом процессе бесценна.
Уважаемые родители:
- Ищите везде музыку: дома, в городе, в лесу, на берегу моря и реки;
- *Создайте дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;
- Приобретайте музыкальные игрушки ( погремушки, гармошки, бубны, музыкальные книги, дудочки, музыкальное пианино и т.д.) и изготавливайте их сами;
- Поощряйте любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, пойте и танцуйте вместе с ним, сочиняйте песни, танцы;
- Если вы владеете игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте, как можно чаще музицируйте, аккомпанируйте своему малышу;
- Посещайте со своим ребенком музыкальные сказки, театры, концерты.
А мы, педагоги стремимся воспитывать у детей любовь и интерес к музыке, помочь каждому показать свои способности в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично, почувствовать радость.
Я, как музыкальный руководитель, очень рада за наших детей: они растут веселыми, здоровыми, музыкальными детьми. Я уверена в том, что приобщившись к музыке и танцу в детстве, они не вырастут равнодушными, черствыми людьми. Наш совместный труд приносит радость и счастье не только детям, но и родителям, а результат этого труда – яркий, красочный, незабываемый праздник.
Хотелось бы, чтоб и дома дети слышали музыку.
Примерный список классических произведений:
- Бах И. «Шутка».
- Брамс И. «Вальс».
- Вивальди А. «Времена года».
- Кабалевский Д. «Клоуны».
- Кабалевский Д. «Петя и волк».
- Лядов А. «Музыкальная табакерка».
- Моцарт В. «Турецкое рондо».
- Мусоргский М. «Картинки с выставки».
- Свиридов Г. «Военный марш».
- Чайковский П. «Детский альбом».
- Чайковский П. «Времена года».
- Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета).
- Шопен Ф. «Вальсы».
- Штраус И. «Вальсы».
- Детские песни:
- «Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский).
- «Бу-ра-ти-но» ( из к/ф «Буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников).
- «Все мы делим пополам» ( М. Пляцковский, В. Шаинский).
- «Где водятся волшебники» ( из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков ).
- «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев).
- «Крылатые качели» ( из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков).
- «Песенка бременских музыкантов» ( Ю. Энтин, Г. Гладков).
- «Песенка о волшебниках» ( В. Луговой, Г. Гладков).
- «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего», Ю. Энтин, Е. Крылатов).
- «Танец утят» (французская народная песня.
«Музыке надо учить всех детей,
как учат математике или географии»
Д.Б.Кабалевский.
Невозможно, чтобы только особо талантливые дети могли получать радость от общения с музыкой. Более того, детям с более слабыми данными музыка нужна особенно.Также как особенно нужно плавание и физические упражнения ослабленному ребенку.Начать надо с самого простого: чаще привлекать внимание детей к популярной музыке, песням, обмениваться впечатлениями о прослушанном, ходить на концерты, рассказывать им о музыкантах, композиторах. Очень полезно обучение на общедоступных инструментах /аккордеоне, металлофоне…/, пение в хоре. Ведь музыкальный слух, каким бы плохим он не был, поддается развитию. Можно сказать без преувеличения, что совсем немузыкальных детей практически нет. Музыкальность – это целый комплекс способностей; какие то из них обязательно присутствуют у ребенка. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слуховым и голосовым аппаратом. Другие ничего не могут спеть, но зато ритмично произносят песню, обладают живым и острым ощущением ритма, что тоже является признаком музыкальности. Немузыкальные взрослые – это как раз те дети, способности которых вовремя не выявили и поэтому загубили.
Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. И неудивительно, что музыкальному воспитанию, которое способно оказать большое облагораживающее воздействие на подрастающего человека, в нашей стране уделяется большое внимание. Важным звеном в этой системе – является музыкальное воспитание в семье. Однако, здесь, как показывает практика, еще далеко не все обстоит благополучно. Из бесед с родителями видно, что многие родители на обучение детей музыке смотрят по-разному. Одни считают, что не стоит учить ребенка музыке, если у него нет особых данных. У других родителей хорошие способности малыша развиты чуть ли не в гениальные. « Мальчик исключительно одарен» - постоянно говорят домашние. Состояние это можно назвать « звездным синдромом» и встречается оно, к сожалению, не так уж редко. «Чудо – ребенка» приводят в музыкальную школу, и тут возникают родительские разочарования и обиды. А страдает от этого ребенок, внимание которого занято уже не столько музыкой, сколько недовольными взрослыми. Если даже ребенок действительно особо одарен, надо очень осторожно расточать похвалы в его адрес, ни в коем случае не ставить в положение, обособляющее от коллектива. Об этом часто говорят и также часто забывают. Ведь цель музыкального воспитания не только в обучении игре на музыкальных инструментах, и тем более не в подготовке музыкантов – профессионалов. Главное, чтобы ребенок полюбил музыку.
Давайте, проверим себя!
Анкета.
Попробуйте ответить на вопросы анкеты и определите, как обстоит дело с музыкальным воспитанием в вашей семье:
- Слушаете ли вы с детьми музыку?
- Обмениваетесь ли впечатлениями о прослушанной музыке?
- Поете ли с детьми?
- Есть ли у вас дома детский музыкальный инструмент:
- Играете ли вы сами на каком либо инструменте?
- Любители вы серьезную музыку?
«Музыка начинается в семье»
«Хорошие родители важнее хороших педагогов»
Из книги Л.Р. Мадорского
«Хорошие родители важнее хороших педагогов». Именно так выразился видный пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Здесь закон строгий и почти не знающий исключений. Потому что именно папы и мамы должны «заразить ребенка любовью к музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, наконец, если нужно, отвести в музыкальную школу, кружок, студию». Мать и отец, искренне любящие музыку и занимающиеся самообразованием, даже если они не играют ни на каком музыкальном инструменте и не поют, в деле музыкального воспитания ребенка могут сделать очень многое.
Семья является первой и наиболее важной ступенькой для восхождения маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов, естественность и непринужденность обстановки, совместное слушание музыки, та особая атмосфера, которая создается во время занятий с любимым человеком – все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.
Социологическими исследованиями у нас и за рубежом было установлено, что увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начинается под влиянием семьи.
Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребенка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям свободу. Психологи доказали, что это не так. Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут.
Часто приходится слышать от родителей, что в 4-5 лет их дети очень любили музыку, эмоционально реагировали на нее, пели и танцевали. А сейчас в 9-10 лет это все исчезло бесследно. Ничего удивительного, задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними.
Психологический опрос показал, что у родителей низкий уровень музыкально-эстетического воспитания, отсутствует понимание того огромного влияния, которое обучение музыке оказывает на формирование духовного мира ребенка. Поэтому пропаганда вопросов, связанных с музыкальным воспитанием в семье, приобретает особое значение. Воспитание детей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых.
« ВАЖНА ЛИ МУЗЫКА В СЕМЬЕ».
Семья является первой и наиболее важной ступенью вхождения ребенка в жизнь, в мир музыки. В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде и с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется его музыкальная культура.
Однако, в настоящее время музыка постепенно уходит из семьи, как фактор воспитания, что часто связано с несогласованностью семейного и дошкольного музыкального воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой степени способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового рекламного, развлекательного направления.
Некоторые родители музыкально и педагогически неграмотны, хотя именно они закладывают основы мировоззрения музыкально-эстетических вкусов, интересов и потребностей своих детей. Известны слова Г. Нейгауза: «Хорошие родители важнее хороших педагогов», т.е. самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.
В семье музыкальное воспитание может выступать как необходимый фактор сплочения детей и родителей.
В Китае считается, что когда в семье отец и сыновья, старшие и младшие братья слушают музыку вместе, не нарушаются согласие и родственная любовь, устанавливается гармония; поскольку соединяются инструменты, чтобы украсить песню, и согласуются темп и ритм, чтобы сделать совершенной красоту музыкального произведения. Таким образом, устанавливается единство и согласие между отцом и сыном, господином и подданным, воцаряется братская любовь между всеми народами. Гак в Древнем Китае понимали значение музыки.
В детском саду, на музыкальных занятиях мы слушаем музыку, но этого оказывается недостаточно, а помочь нам в этом могут только родители. Начинать надо, прежде всего с того, что нужно слышать родные звуки, и для этого совсем необязательно иметь специальное музыкальное образование. Достаточно просто оглянуться на окружающий нас мир и прислушаться. Сколько вокруг звуков! Шелестит трава, посвистывают певчие птицы, в лесу кукует кукушка, стучит дятел, жужжит шмель..., а это — лесной ручеек. Все множество непохожих друг на друга голосов, звуков человек слышал еще в глубокой древности, сначала он подражал им, а потом стал сочинять свои. Стоит и родителям попробовать вместе со своим ребенком воспроизвести эти звуки (ветер воет - «у-у-у», листья шуршат - «ш-ш-ш»).
Еще в древности человек подметил, что если срезать тростник и подуть в него, то получится звук — красивый и протяжный. Вели, хлопая в ладоши, взять в руки камешки, звук получится громкий и звонкий. Если ударить по стволу дуплистого дерева, то удар этот слышен издалека.
Вот так от звуков леса можно перейти к слушанию музыки, и если это музыка о природе — все это вы услышите в ней.
Музыка своим языком может не только рисовать картины природы, повторив в звуке пение птиц, раскаты грома, шум дождя, бег коня и т. д. Особенность музыки такова, что вы можете не только рисовать и представлять картины, вы можете чувствовать настроение и переживания человека. Ведь когда вы услышите звонкую, радостную песенку, вам сразу станет весело, захочется запеть, потанцевать. Если же песенка грустная, танцевать не захочется.
Вот так постепенно, слушая музыку природы и окружающего мира, вы приобщаете ребенка к пониманию музыки.
Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
- -обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями.
- вызывать интерес к музыке, передать традиции своего народа.
- сформировать основы музыкальной культуры;
- -развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, музыкально-образовательная деятельность):
- -способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессиональною обучения. Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются oбогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, который ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, его общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Пели ребенок слышит народные мелодии с ранней) детства, он. естественно, проникается народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красот) классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную, как взрослую, так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой. Например:
- «Детский альбом» П.И. Чайковский
- «Карнавал животных» К.Сенс - Санс
- куры и петухи
- королевский марш льва
- лебедь
- антилопы
- слон
- длинноухие персонажи
- кенгуру
- аквариум
- кукушка в чаще леса
- «Кукушка» Л.Дакен
- «Песнь жаворонка» П.И.Чайковский
- «Балет невылупившихся птенцов» М.Мусоргский
- «Пение птиц» Ж.-Ф. Рамо
- «Бабочки» Ф.Куперен
- «Полет шмеля» Н.Римский-Корсаков
- «Утро» Э.Григ
- «Лунный свет» К.Дебюсси
- «Времена года» Л.Вивальди
- «Весенняя» Ф.Мендельсон
- «Весной» Э.Григ
- «Волшебное озеро» А.Лядов
- «Ручеек» Э.Григ
- «Шествие гномов» Э.Григ
- «В пещере горного короля» Э.Григ
- «Вальс цветов» П.Чайковский
- «Тамбурин» Ж.-Ф.Рамо
- «Музыкальная табакерка» Л.Даргомыжский
- «Петрушка» Э.Вилла-Лобос
- «Маленький негритенок» К.Дебюсси
- «Юмореска» А.Дворжак
- «Мелодия» Х.Глюк
- «Королевский вальс» И.Штраус
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Таким образом, происходит обесценивание опыта предшествующих поколений, сокращение воспитательного потенциала семьи, разрыв связи между поколениями, возрастание напряженности в отношениях родителей и детей.
В настоящее время назрела необходимость переосмыслить роль родителей в выполнении воспитательной функции, смягчить стиль общения детей и родителей, сблизить их музыкальные интересы, установить связь домашних занятий музыкой с национальными культурологическими традициями.
Только с родительским небезразличным участием мы, музыкальные руководители, сможем воспитать в детях любовь к искусству, к ею многогранным образам .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомедации для родителей по слушанию музыки дома
Насыщение чувственно-эмоционального опыта помогает ребенку сформировать в себе опыт понимания другого человека....
Рекомендации по слушанию музыки дома. «В мире волшебных звуков»
Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться....
Памятка "Слушаем музыку дома"
Консультация предназначена для родителей...
Как приобщают к музыке в нашем детском саду
Консультация для родителей.Я показала все этапы деятельности, связанные с музыкой в детском саду.Познакомила с тем, как происходит процесс музыкального воспитания в нашем учреждении....
Полезные ссылки для занятий музыкой дома (видео и аудио сказки, музыкальные сказки, спектакли, классическая музыка и другое)
Полезные ссылки для занятий музыкой дома (видео и аудио сказки, музыкальные сказки, спектакли, классическая музыка и другое)...
Сидим дома с пользой «Занятия музыкой дома с ребенком»
Сидим дома с пользой «Занятия музыкой дома с ребенком» Карантин …сидим дома. Может это вы, родители, устали и ничего не хотите. А ваш талантливый малыш хочет играть…Пред...
Консультация "Музыка дома. Музыка на кухне"
Консультация для родителей...