ПРограмма по сенсорному развитию
методическая разработка

Павлунина Юлия Олеговна

Программа сенсорного развития для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon balaganchik.doc484.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Вольского муниципального района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района

«Центр развития ребенка – детский сад №17 «Ладушки»  г. Вольска, Саратовской области»

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

протокол № _1 от «29» августа 2019г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

 Заведующий  МДОУ ВМР

«Центр развития ребенка – детский сад № 17 «Ладушки» г. Вольска Саратовской области»

____________________________В.В. Чалова

Приказ №312 от «29» августа  2019 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. зав. по ВМР

__________________ Шилова Т.Б.


Автор программы:

Павлунина Б.О

Кириллова А.Н

г. Вольск, 2019г.

Оглавление

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

  • Нормативно – правовая база
  • Учебный график
  • Принципы построения программы
  • Возрастные особенности детей
  • Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

4

4

5

5

6

Содержание программы

  • Методы и приемы проведения занятий
  • Приоритетные задачи
  • Программное содержание занятий

13

Календарно-тематические планы

14

Планируемые результаты освоения детьми

программы

21

Оценка индивидуального развития детей

(педагогическая диагностика) в ходе внутреннего

мониторинга.

22

Методическое обеспечение

23

1.   Паспорт Программы

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа  по развитию театрализованной деятельности студии «Балаганчик» для детей дошкольного возраста

Заказчик программы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  ВМР «Центр развития ребенка - детский сад № 17 «Ладушки»

Исполнитель, квалификационная категория

Павлунина Ю.О.

Кириллова А.Н

Целевая группа

Дети 2-3 лет

Цель Программы

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи программы

Образовательные: 

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных, развивать умения и навыки кукловождения.
  4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  6. Формировать опыт социальных навыков поведения, через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.

Развивающие:

Развивать интерес к театрально-игровой деятельности подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, песенных и танцевальных импровизациях и поощрять стремление детей передавать игровой образ героев в постановках.

Воспитательные: Воспитывать у детей эмоциональные, нравственные и эстетические качества, добрые взаимоотношения.

  •    Воспитывать добрые чувства к родным и близким, внимательное отношение к взрослым, сверстникам, младшим детям.

Направление

«Социально-коммуникативное»

Вид деятельности

Театральная, музыкальная, коммуникативная, речевая

Срок реализации Программы

1 год

         

2. Пояснительная записка.

Игры, которые представлены в данной программе, направлены  на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Программа рассчитана на один год обучения детей от 2 до 3 лет.

Учебный график

п/п

Возрастная группа

Кол-во детей группе

Кол-во групп

Количество часов

Длитель-ность одного занятия

в неделю

на группу

В месяц

на группу

Общее количество занятий в год

1.

2-3 года

10

2

10 мин

2х20 мин =

40 мин

8х20 мин =

2 час 40 мин

64х20 мин =

21 час 20 мин

Программа рассчитана на один год обучения. НОД проводится два раза в неделю, по 20  минут во вторую половину дня с детьми  группы раннего возраста.  Форма проведения НОД  - групповая,  мальчики и девочки занимаются вместе.

Организация НОД обеспечивается рядом методических приёмов, которые вызывают у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, музыкальное сопровождение как методический приём, импровизационный метод, метод иллюстративной наглядности, игровой метод.

  Принципы построения программы 

  • Принцип учета возраста – психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
  • Принцип системности коррекционных и развивающих задач;
  • Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком;
  • Принцип блочного подхода – позволяет педагогичски воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.

Направления программы

  • Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сеснорно – перцептивных процессов.
  • Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
  • Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

        Возрастные особенности детей

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятияСенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенкаразвивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Сенсорныеощущения имеют разное значение для ребенка:

1. С помощью зрения ребенок воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве.

2. С помощью слуха ребенок воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источники и направление, слушает музыку и т. д.

3. Осязательное ощущения, обоняние и вкус также важен для ребенка, но они не являются доминантными. Обоняние дарит возможность насладиться приятными запахами; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие - непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».

Сенсорные эталоны –это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.

Сенсорное развитие и воспитание ребенка 2 – 3 года. У ребенка начинаются накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойства предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте продолжать знакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, набором геометрических форм (шар, куб, призма, цилиндр, кирпич, конус, звуками окружающего мира (музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов.

В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Знакомство с формой и цветом предметов – пирамидки, вкладыши с формами, куб с формами, набор «Грибочки на полянке», лабиринт, развивающий домразвивающая улитка с формами, домик с вкладыши, рамки- вкладыши с формами. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию«Вкладыши»«Посади бабочку»«Разноцветные зонтики»«Разложи палочки по баночкам»«Большой, поменьше, маленький»«Определи на ощупь»«Один – много»«Длинный – короткий», и т. д.

Знакомство с величиной предметов – матрешки, ведерки (большое, маленькое, кубики, пирамидки, машинки, мячи.

Знакомство с цветами предметов – муляжи «овощи»«фрукты»; детская посуда, мозаики разного размера, конструкторы, шнуровки, машинки, мячи.

При нормальном развитии сенсорных способностей у детей 2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения:

• выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;

• нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;

• сортировка предметов по различным характеристикам;

• определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;

• обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;

• подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.

К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Большая роль в формировании сенсорнойкультуры отводится окружающей среде.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорноевосприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым.

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих других видов трудовой деятельности.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

 В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т.п. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительноепримеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.

В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

Возраст двух лет – это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:

  1. Игры – поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;
  2. Игры с прятанием и поиском – в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);
  3. Игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
  4. Игры на ознакомление с формой и величиной предмета – геометрические игры (мозаики, конструкторы «Лего»).

Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша.

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т.д.).чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.

Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развивать понимание слов «большой», «маленький». Для этих целей родителю понадобится большая двухместная матрешка и нераъемная маленькая.

Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка – маленькая – прячется в ладони, а другая – большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку.

Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку – закройте ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.

Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.

Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины, формы и т.д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать – характерная черта мышления. Различать – это умение группировать.

Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах – всему этому необходимо научить ребенка. Для того, чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.

Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т.п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.

Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением.

Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное «красный», может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом «красный» подменяют слово «цвет». Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось.

Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос «Зачем ты берешь сумку?» вы получали ответ: «На всякий случай». Дальнейшие расспросы взрослого: «На какой случай?» - приводят к разъяснению ребенка: «На голубой».

Для того, чтобы накопить и закрепить впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры – занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, лимон, слива, огурец – какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.

Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним – темный фрукт или овощ.

Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз.

Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: «Молодец!», «Правильно», «Красивая у тебя игрушка» и т.п.

Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.

Также занятие считается достигнутым, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.

Усвоение названий сенсорных свойств предмета (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования (например: лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).

Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы – крышей и т.д.

Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес – тяжесть, ощущает вязкость.

Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят тесто, другие – как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку.

Но в нашей практике  известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.

Теперь уже действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Сплетенные вместе два куска напоминают живое существо – голову и туловище. Таким путем образное восприятие постепенно обогащается.

Предметно – изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.

Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую – либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части.

Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движения вашей руки, но и сам его производил. Последите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.

Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное число зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить правильно задание.

Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Методы и приемы проведения занятий

  • Занятие проходит в непринужденной обстановке.
  • Во время проведения занятия организуется показ, словесное объяснение, инструктаж.

При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем.  

Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. При самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. На начальных этапах обучения воспитателем используется развернутая инструкция. Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагают:
посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;
посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой;
снова посмотри на свой предмет;
найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;
покажи его воспитателю;
положи свой предмет рядом с образцом.

Если ребенок понял задание, некоторые звенья развернутой инструкции могут быть опущены:
посмотри внимательно на свою игрушку;
теперь посмотри, какие у меня игрушки;
где у меня такая же игрушка, как твоя;
положи свою игрушку вместе с такой же моей.

По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:
возьми предмет;
посмотри на мои игрушки;
положи свою игрушку рядом с такой же.

  • Используется самостоятельная и коллективная деятельность детей, исследование;
  • Метод наблюдения, как основной – на занятиях, на прогулках, на участке.…   У детей развивается наблюдательность, внимание, память.

Сенсорное развитие детей раннего возраста тесно связано с другими разделами программы воспитания и обучения детей в доме ребенка.

  • Развитие эмоций, создание положительного настроя на занятии:

- психогимнастика;

- сюрпризные моменты.

       - настольные, пальчиковые театры, театры «би-ба-бо»;

        - «Чудесный мешочек»;

        - «Волшебный сундучок».

  • Развития речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем:

        - артикуляционная гимнастика;

        - стихи;

        - потешки;

        - сказки;

        - загадки;

        - дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания

          звукам, словам, игры типа лото;

       - пальчиковая гимнастика.

  • Развитие движений, гимнастика:

        - игры, развивающие координацию движений;

        - игры с мячами;

        - физкультминутки;

         - логоритмические упражнения;

         - игры с цветными кеглями.

  • Развитие изобразительной деятельности:

- аппликация без наклеивания.

  • Развитие конструктивной деятельности:

- игры со строительным материалом.

  • Музыкальные занятия:

- песни;

- игры – пляски;

- игры с музыкальными инструментами;

- музыкальные игрушки;

- музыкально – ритмические упражнения.

  • Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания:

- игры Монтессори;

- игры с водой, песком, крупами и пр. 

Программное содержание занятий по сенсорному развитию:

2 г. – 2 г. 6 мес.

  • Учить группировать однородные предметы по одному из признаков (величина, форма или цвет), по образцу и слову взрослого (большой, маленький, такой, не такой). Можно использовать для обозначения формы названия предметов (прямоугольник — кирпичик, овал — яйцо, цилиндр — труба, трехгранная призма —  крыша и т. д.). Различать и группировать предметы по цвету (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный), по форме (круг, квадрат, прямоугольник, призма, треугольник, овал).
  • Учить группировать однородные предметы, резко различные по величине (большой—маленький), форме (квадрат—  круг треугольник—овал), цвету (красный—синий, желтый— черный); затем более близкие по величине, форме (круг- овал, прямоугольник—квадрат,), цвету (красный—желтый, синий—зеленый),
  • Давать задания на соотнесение предметов по одному из свойств: собирать бусы одного, а затем разного цвета и формы путем нанизывания; вставлять грибочки одного цвета в столик такого же цвета, геометрические вкладыши разной величины или формы вкладывать в соответствующие гнезда, складывать по образцу простые рисунки из геометрической мозаики. Соотносить вначале предметы резко различных, а затем более сходных свойств. Осуществлять выбор предметов заданного свойства из двух разновидностей (предметы одной формы, но разного цвета или разной формы, но одного цвета и т. п.). Развивать слуховые дифференцировки, речевой слух, слуховое внимание, мелкую моторику рук.
  • Проводить занятия: с пирамидами из 6—8 колец, вкладышами кубами (4—6), бочатами, многоместными матрешками (4—6); лото «Разноцветная посуда», «Цветные фоны», с разрезными картинками из 2 частей, складными, кубиками из 4 частей, с предметным лото, «Кто так кричит?", «Как кукушка кукует?», «Как звенит колокольчик?»,  "Послушай  и назови, что слышно?». Занятия по аппликации без наклеивания: раскладывать на фланелеграфе  готовые формы контрастных цветов — «Праздничный салют», изображение из геометрических фигур — котенок с мячом, шар, мяч; из фигур разной величины — самолеты, снеговик, пирамида, неваляшка.

2 г. 6 мес. – 3 г.

  • Закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине. Учить различать и называть цвет (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный); форму (круг, квадрат, прямоугольник, призма, треугольник, овал), заменяя названия формы названием соответствующих предметов; величину контрастную (большой, маленький) и менее контрастную (больше, меньше, очень большой, очень маленький, самый маленький). Предлагать задания на соотнесение предметов по 2—3 свойствам.
  • Используя мозаику геометрическую и мелкую, учить детей изображать простейшие предметы с соответствующими сенсорными свойствами, складывать рисунок, учитывая цвет, форму, величину по образцу и самостоятельно.
  • Продолжать развивать слуховые дифференцировки, речевой слух, слуховое внимание, мелкую моторику рук. Развивать первые числовые представления (много, мало, один, два, больше, меньше).
  • Проводить занятия: с пирамидками сложной формы из 8—12 колец, с лото «Разноцветная посуда», «Цветные фоны», разрезными картинками и складными кубиками из 4-6 частей, содержащими не более 4 элементов, с предметным лото, парными картинками; дидактические игры «Сделай, что нужно», «Чего не хватает», «Угадай, что изменилось», «Скажи, чего не стало», «Угадай па ощупь и назови», «Послушай и назови, что слышно», «Угадай и скажи, кто так кричит» и занятия: «Как звенит колокольчик?», «Кто, как кричит?» и др. Использовать природный материал на прогулке для развития восприятия цвета (ромашка — белая, василек — синий, мак — красный, одуванчик — желтый или белый, трава — зеленая и т. д.), величины, веса (наполнить песком ведра разных размеров и сравнить их по тяжести) и т. д.
  • Проводить занятия по аппликации без наклеивания — составлять изображения предметов из геометрических фигур, учитывая форму, величину, цвет («солнышко», «елочка», «домики», «забор», «праздничные флажки» и др.).
  • Для развития представлений о числе использовать пирамиды, грибочки, палочки, шарики, природный материал (камешки, шишки, желуди и др.).

Приоритетные задачи

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

- Образовательные:

развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);

развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;

- Воспитательные:

- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;

- Развивающие:

- развивать познавательные процессы;

- развивать мелкую моторику.

4. Календарно-тематический план

Месяц

Занятие

Цель

Оборудование

Сентябрь

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года

Игрушки и игры по сенсорике

Октябрь

1.«Назови геометрическую фигуру»

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры

Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник

2.«Пересыпание ложкой»

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность

Горох, ложки, глубокие емкости

3.«Прыг – скок по дорожке»

Закрепление знания цветов: красный, синий, желтый, зеленый

Картонная дорожка длинной 10 см, 15 см. А также полоски зеленого, красного, синего, желтого цветов шириной 5 см, игрушки

4.«Сортировка»

  Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями

 Шары разного цвета

Ноябрь

1.«Найди предмет такой же формы»

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры

Дидактическая игра «Геометрическое поле»

2.«Угости маленького и большого зайца морковкой»

Закрепить умения группировать и соотносить однородные предметы по величине

Игрушечные зайцы, морковка разных размеров

3.«Шумящие коробочки»

Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов

Парные шумящие коробочки

4.«Огоньки ночью»

Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания.

Бумага черного, красного, желтого цвета, баночки с водой

Декабрь

1.«Волшебный поднос»

Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук

Поднос с однотонным цветным дном

2.«Шарики»

Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета

Шарики основных цветов

3.«Подбери по форме»

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал

Блоки – вкладыши ребенка

4.Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

Развивать у детей мелкую моторику рук

Бельевые прищепки, силуэты: солнышко, тучка, ежик, ягода

Январь

1.«Кто скорее соберет игрушки»

Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет

Дидактическая игра «Игрушки»

2.«Счетные палочки»

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки

Счетные палочки

3.«Золушка»

Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук

Фасоль, тарелочки разных цветов

Февраль

1.«Воздушные шары»

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый

Дидактическая игра «Воздушные шары»

2. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны

Развивать у детей мелкую моторику рук

Грецкие орехи

3. Окрашивание воды

Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный)

Вода в прозрачных емкостях, краски светлые и темные

4.«Поможем зайке разложить игрушки»

Закрепление знания геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, овал

Игрушки: зайцы, куб с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал

Март

1.«Ткани»

Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей

Пары одинаковых тканей

2.«Строим башню»

Обучение соотнесению по величине четырех предметов

Строительный материал: кубики

3.«Что лежит в мешочке?»

Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

4.«Подбери петушки перышки»

Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы

Дидактическая игра «Подбери перышко»

Апрель

1.«Сделаем куклам бусы»

Закрепить умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку

Шнурки или веревочки, разноцветные бусы по количеству детей

2.«Спрячь мышку»

Закреплять у детей представление о четырехцветах

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу

Развивать у детей мелкую моторику рук

Счетные палочки разных цветов, образцы

4.«Башня из кубов»

Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине

Деревянные кубы

Май

Диагностика

Выявлять знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года

Игрушки и игры по сенсорике

5. Планируемые результаты освоения детьми программы.

           Ожидаемый результат:

 – повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста

Необходимые материалы: дидактические игры, материалы по сенсорике.

Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:

1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.

3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

1. Занятия.

2. Игровые образовательные ситуации.

3. Работа с предметными и сюжетными картинками.

4. Дидактические игры.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

включает:

повышение уровня профессиональной компетентности;

определение объема материала, который будет адресован детям.

планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

реализация:

Изучение специализированной литературы;

Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;

Оборудование «дидактического стола»;

Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;

Подбор заданий и проведение диагностики;

По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;

Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).

Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

II этап: творческий (основной)

включает:

Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;

Оформление стендов для родителей по теме проекта;

Консультации для родителей.

реализация:

Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.

Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

Проведение дидактических игр и игр-занятий;

Исследовательская деятельность детей;

III этап: заключительный

включает:

Подведение итогов

реализация:

Диагностика детей;

Проведение заключительного занятия;

6.  Оценка индивидуального развития детей (педагогическая диагностика) в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка.

К критериям оценки воспитанности мы относим взаимодействие с коллективом, культуру поведения, внимание.

ФИО              

                  Категории (предметы)

Сентябрь

май

Имеет интерес к театральной деятельности

Использует выразительные средства (интонацию, мимику, жест

Знает виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детскийи др.) 

Умеет выразительно читать наизусть диалогический стихотворный текст

Эмоциональность

Разыгрывание этюдов

Культура поведения

Публичное выступление

Имеет интерес к театральной деятельности

Использует выразительные средства (интонацию, мимику, жест

Знает виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детскийи др.) 

Умеет выразительно читать наизусть диалогический стихотворный текст

Эмоциональность

Разыгрывание этюдов

Культура поведения

Публичное выступление

  Проявление:         не сформирован;       находится в стадии формирования;        сформирован

  Примечание:

  • показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
  • показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
  • показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

   7.   Методическое обеспечение

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. –М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Лямина Г.М. ГербоваВ.В.Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82, 162-163.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Борисенко, М.Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст]/М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  7. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст]/Е.Б.Волосова. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-72 с.
  8. Высокова, Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст]/Т.В.Высокова. – Волгоград.
  9. Колосс, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении.
  10. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В.Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  11.  Лыкова, И.А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст]/ И.А.Лыкова. –М.: Издательство «Карапуз», 2006. - 19 с.
  12. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст]/М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. –М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 94 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по сенсорному развитию (ранний возраст)

Программа разработана с  учетом уровня нервно-психического развития детей раннего возраста (по эпикризным срокам), срок реализации программы 2 года (вторая группа раннего возраста и первая младша...

Рабочая программа по сенсорному развитию малышей

Сенсорное развитие детей раннего возраста...

Рабочая программа по сенсорному развитию в первой младшей группе.

Рабочая программа по сенсорному развитию в первой младшей группе....

Рабочая программа по сенсорному развитию по адаптации детей ясельной группы.

Полная программа по сенсорному развитию детей ясельной группы с пояснительной запиской, целями и задачами, рекомендуемой литературой....

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет

    Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет

    Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год

Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши»  Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...