ОПЫТ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА»
консультация (подготовительная группа)
Чтение книг – это тропинка, по которой умелый,
думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 общеразвивающего вида
ОПЫТ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА»
Воспитатели
Клинкова Т.В.
Юрьева В.В.
2020 г.
Неотъемлемой частью воспитания ребёнка является книга. Книга оказывает большое влияние на речь и интеллект детей, развивает мышление и воображение, является средством нравственного и эстетического воспитания, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, природы, человеческих взаимоотношений, даёт образец литературного языка.
Сохранение интереса к книге, к чтению – проблема, стоящая перед человечеством в последнее время. Интерес к чтению в обществе неуклонно снижается. Все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать. Чтение литературы заменяется просмотром мультфильмов, компьютерными играми. Многие современные дети не знают героев добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени свои литературные герои, но не случайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным средством воспитания.
Поняв важность формирования интереса к художественной литературе у дошкольников, мы начали углубленно работать над этой темой.
Мы поставили перед собой цель: приобщить детей к художественной литературе. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Формировать у детей интерес к художественной литературе, используя для этого эффективные формы и методы работы.
2. Воспитывать в детях литературно - художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
3. Приобщать родителей к книжной культуре.
Для решения поставленных задач мы, в первую очередь обновили книжный уголок, что позволяет каждому ребёнку найти себе книгу по интересу. В книжном уголке присутствуют альбомы с портретами писателей, поэтов, художников – иллюстраторов. Устраиваем выставки книг в соответствии с тематическим планированием, жанровой принадлежностью, с сезонными изменениями, с праздниками, с запросами детей.
Провели акцию «Подари книгу детскому саду» тем самым пополнили книжный фонд, в котором присутствуют книги различных типов и жанров: от сказок до научно – популярных книг для детей.
Организовывали сюжетно - ролевые игры «Библиотека», «Театр». Для театрализованной деятельности в группе есть костюмы, маски, различные виды театров: настольный, магнитный.
При ознакомлении детей с каким-либо произведением мы обязательно проводим предварительную работу (рассматриваем картины, иллюстрации; проводим беседы; объясняем значения слов, не знакомых для детей, без понимания которых становится непонятным смысл текста, поступки персонажей). При подготовке проекта « Мы одинаковые – мы разные» знакомились со сказками о домах разных национальностей.
Например, нужно было объяснить, что за народ японцы, что такое минка, что такое татами, ширмы – фусума и так далее. Была проведена большая словарная работа.
С творчеством детских писателей и их произведениями, знакомили не только во время занятий, но и во время совместной деятельности. Например, читали сказку В. Сутеева, «Яблоко» (уточняя, что это авторская сказка), а дети мимикой, интонацией и жестами показывали характер героев.
При чтении художественной литературы обязательно учитываем сезонные изменения. Например знакомили детей с произведениями В. Бианки « Лесная газета», Е. Чарушина «Волчишко», «Большие и маленькие».
Большое внимание уделяется заучиванию стихотворений, всегда пытаемся прочитать так, чтобы дети его почувствовали и поняли содержание произведения. При повторном его чтении делаем установку на запоминание. Стихотворение заучивается целиком, но не все дети сразу его запоминают. С детьми, которые не запомнили стихотворение, повторяем и заучиваем в последующие дни.
С детьми проводилась литературная викторина « Угадай сказку».
Свои впечатления от знакомства с творчеством писателей и поэтов ребята отражали в рисунках; поделках, выполненных по мотивам прочитанных детьми произведений. Всё это способствует развитию у детей интереса к художественной литературе.
В родительском уголке периодически вывешиваются консультации и рекомендации о значимости книги в развитии ребёнка, такие как:
- «Роль книги в развитии ребёнка»
- «Для чего читать детям книги»
- «Как учить стихи с ребёнком»
- «Какие сказки читать ребёнку на ночь»
Для развития речи используются также и дидактические, настольные игры. Такие как лото, составь слово по первым буквам, логическое домино.
Итогом проведённой нашей работой можно назвать следующие результаты:
- в группе обновлена библиотека детской литературы, постоянно пополняется книжный фонд.
- отмечается интерес детей к слушанию книг и знакомству с творчеством детских писателей, дети ориентируются в знакомых произведениях, узнают их по иллюстрациям, называют авторов; высказывают своё отношение к персонажам, событиям; участвуют в играх, драматизациях; речь детей стала выразительной, эмоциональной.
- работа по ознакомлению с художественной литературой проводится в тесном сотрудничестве с родителями.
В заключении хотим сказать: положительное отношение к книге, воспитанное в дошкольном возрасте, станет основой успешного обучения ребёнка в школе. Книга будет добрым другом и помощником ребёнка на протяжении всей его жизни.
Слайд 1
Титульный Опыт работы в подготовительной к школе группе «Роль художественной литературы в развитии ребёнка»
Слайд 2
Чтение книг – это тропинка, по которой умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.
Неотъемлемой частью воспитания ребёнка является книга. Книга оказывает большое влияние на речь и интеллект детей, развивает мышление и воображение, является средством нравственного и эстетического воспитания, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, природы, человеческих взаимоотношений, даёт образец литературного языка.
Сохранение интереса к книге, к чтению – проблема, стоящая перед человечеством в последнее время. Интерес к чтению в обществе неуклонно снижается. Все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор. Многие современные дети не знают героев добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени свои литературные герои, но не случайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным средством воспитания.
Поняв важность формирования интереса к художественной литературе у дошкольников, мы начали углубленно работать над этой темой.
Слайд 3
Мы поставили перед собой цель: приобщить детей к художественной литературе.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Формировать у детей интерес к художественной литературе, используя для этого эффективные формы и методы работы.
2. Воспитывать в детях литературно - художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
3. Приобщать родителей к книжной культуре.
Слайд 4
Для решения поставленных задач мы, в первую очередь обновили книжный уголок, что позволяет каждому ребёнку найти себе книгу по интересу. В книжном уголке присутствуют альбомы с портретами писателей, поэтов, художников – иллюстраторов. Устраиваем выставки книг в соответствии с тематическим планированием, жанровой принадлежностью, с сезонными изменениями, с праздниками, с запросами детей.
Слайд 5
Провели акцию «Подари книгу детскому саду» тем самым пополнили книжный фонд, в котором присутствуют книги различных типов и жанров: от сказок до научно – популярных книг для детей.
Слайд 6
Организовывали сюжетно - ролевые игры «Библиотека», «Театр». Для театрализованной деятельности в группе есть костюмы, маски, различные виды театров: настольный, магнитный, пальчиковый и др.
Слайд 7
При ознакомлении детей с каким-либо произведением мы обязательно проводим предварительную работу (рассматриваем картины, иллюстрации; проводим беседы; объясняем значения слов, не знакомых для детей, без понимания которых становится непонятным смысл текста, поступки персонажей). При подготовке проекта «Мы одинаковые – мы разные» знакомились со сказками о домах разных национальностей.
Например, нужно было объяснить, что за народ японцы, что такое минка, что такое татами, ширмы – фусума и так далее. Была проведена большая словарная работа.
Слайд 8
С детьми проводилась литературная викторина «Угадай сказку».
Слайд 9
Свои впечатления от знакомства с творчеством писателей и поэтов ребята отражали в рисунках; поделках, выполненных по мотивам прочитанных детьми произведений. Всё это способствует развитию у детей интереса к художественной литературе.
Слайд 10
Для развития речи используются также и дидактические, настольные игры. Такие как лото, составь слово по первым буквам, логическое домино.
Слайд 11
Итогом проведённой нашей работой можно назвать следующие результаты:
- в группе обновлена библиотека детской литературы, постоянно пополняется книжный фонд.
- отмечается интерес детей к слушанию книг и знакомству с творчеством детских писателей, дети ориентируются в знакомых произведениях, узнают их по иллюстрациям, называют авторов; высказывают своё отношение к персонажам, событиям; участвуют в играх, драматизациях; речь детей стала выразительной, эмоциональной.
- работа по ознакомлению с художественной литературой проводится в тесном сотрудничестве с родителями.
В заключении хотим сказать: положительное отношение к книге, воспитанное в дошкольном возрасте, станет основой успешного обучения ребёнка в школе. Книга будет добрым другом и помощником ребёнка на протяжении всей его жизни.
Слайд 12
Титульный
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в развитии речи ребёнка.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, д...
Роль художественной литературы в развитии ребёнка с ОНР
Особое место художественная литература занимает в всестороннем развитие ребёнка-дошкольника с ОНР 1. Только в устной речи ребёнок может услы...
Родительское собрание в нетрадиционной форме (викторина) в старшей группе « Роль художественной литературы в развитии дошкольника».
Родительское собрание в нетрадиционной форме (викторина) в старшей группе"Роль художественной литературы в развитии дошкольника»....
Роль художественной литературы в развитии ребёнка с ОНР
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с ог...
консультация по художественной литературе на тему: "Роль художественной литературы в развитии ребёнка с ОНР"
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи...
Роль художественной литературы в развитии ребёнка с ОНР
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным лит...
Приобщение детей подготовительной к школе группы к художественной литературе
дной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению с...