Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)
Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Природа-это единственная книга, каждая страница
которой полна глубокого содержания.
И.В. Гёте.
Экология как наука появилась ещё в 19 веке, долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.
Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимые условия выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Не стоит забывать об этом и как можно больше вниманию уделять решению поставленных задач, действуя слаженно. Самое главное, для чего нужно экологическое воспитание ребенку такого возраста – это своевременное формирование положительного личного мнения и любви к окружающей его живой природе. Так же, такое воспитание помогает детям получить базовые знания о явлениях, которые происходят в живой и неживой природе. В воспитании детей дошкольного возраста можно использовать разнообразные формы и методы работы: это циклы наблюдений за растениями и животными, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), проводить целевые прогулки, экскурсии, создавать игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, разыгрывать экологические сказки. Вот такие методы и формы эффективны для детей 4-5 и 5-6 лет.
Дети 4-5 лет любознательны и активны, готовы к сотрудничеству со взрослым, хорошо воспринимают речь, если она простая и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, и их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.
Дети 5-6 лет уже больше знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за растениями и животными. В старшей группе используются литературные произведения, значительное место отведено творческим процессам (рисованию детьми иллюстраций к рассказам и сказкам, к изготовлению разнообразных поделок). Наглядная продукция, создаваема детьми - это предметные результаты их личностного роста. Она важна и для родителей как свидетельство повышение уровня экологической воспитанности их детей, а также уровня их общего интеллектуального развития.
Самым главным фактором в экологическом воспитании детей является поведение взрослых. Ведь невозможно научить своего ребенка тому, чего сам не выполняешь. Ребенок, во много отталкивается на поведение своих родителей и считает, что это правильно. И если родители загрязняют окружающую среду в присутствии своих детей, как можно потом учить ребенка такого не делать? Несовпадение же, требований, которые предъявляются ребенку в детском саду, куда он ходит, и дома, могут спровоцировать у него обиду, агрессию или растерянность в выборе правильной позиции. Обязательно, нужно спрашивать у своего ребенка о том, чему его учили в детском саду. На основе этого можно сформировать правильный подход к его экологическому воспитанию. Ведь не всегда воспитатели позволяют ребенку делать то, что он делает дома. В большинстве случаев, в дошкольном учреждении имеется большое количество ограничений, поэтому, необходимо объяснить ребенку, почему этого делать нельзя и что будет, если такое делать.
статью подготовила воспитатель МБДОУ №12 ж/д района
г.Красноярск.
Антонюк Елена Николаевна.
Использованная литература:
1."Добро пожаловать в экологию" Воронкевич О.А. , издательство "Детство-Пресс" 2006г.
2.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду- М. 2001 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей....
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...
Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании
Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»
В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...
Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»
Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического воспитания дошкольников....