Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Антонюк Елена Николаевна.

        Цель  экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

                                                                  Природа-это единственная книга, каждая страница

                                                                  которой полна глубокого содержания.

                                                                                                               И.В. Гёте.

Экология как наука появилась ещё в 19 веке, долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.

        Цель  экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

        Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания -  это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

        Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимые условия выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами  потому, что затрачены материалы, взятые из природы. 

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Не стоит забывать об этом и как можно больше вниманию уделять решению поставленных задач, действуя слаженно. Самое главное, для чего нужно экологическое воспитание ребенку такого возраста – это своевременное формирование положительного личного мнения и любви к окружающей его живой природе. Так же, такое воспитание помогает детям получить базовые знания о явлениях, которые происходят в живой и неживой природе.   В воспитании детей дошкольного возраста можно использовать разнообразные формы и методы работы: это циклы наблюдений за растениями и животными, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), проводить целевые прогулки, экскурсии, создавать игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, разыгрывать экологические сказки. Вот такие методы и формы эффективны для детей 4-5 и 5-6 лет.

 Дети 4-5 лет любознательны и активны, готовы к сотрудничеству со взрослым, хорошо воспринимают речь, если она простая и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, и их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.

       Дети 5-6 лет уже больше знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за растениями и животными. В старшей группе используются литературные произведения, значительное место отведено творческим процессам (рисованию детьми иллюстраций к рассказам и сказкам, к изготовлению разнообразных поделок). Наглядная продукция, создаваема детьми - это предметные результаты их личностного роста. Она важна и для родителей как свидетельство повышение уровня экологической  воспитанности их детей, а также уровня их общего интеллектуального развития.

        Самым главным фактором в экологическом воспитании детей является поведение взрослых. Ведь невозможно научить своего ребенка тому, чего сам не выполняешь. Ребенок, во много отталкивается на поведение своих родителей и считает, что это правильно. И если родители загрязняют окружающую среду в присутствии своих детей, как можно потом учить ребенка такого не делать? Несовпадение же, требований, которые предъявляются ребенку в детском саду, куда он ходит, и дома, могут спровоцировать у него обиду, агрессию или растерянность в выборе правильной позиции. Обязательно, нужно спрашивать у своего ребенка о том, чему его учили в детском саду. На основе этого можно сформировать правильный подход к его экологическому воспитанию. Ведь не всегда воспитатели позволяют ребенку делать то, что он делает дома. В большинстве случаев, в дошкольном учреждении имеется большое количество ограничений, поэтому, необходимо объяснить ребенку, почему этого делать нельзя и что будет, если такое делать.

                                                     статью подготовила воспитатель МБДОУ №12 ж/д района

                                                        г.Красноярск.

                                                       Антонюк Елена Николаевна.

Использованная литература:

1."Добро пожаловать в экологию" Воронкевич О.А. , издательство "Детство-Пресс" 2006г.

2.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду- М. 2001 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....