«Детский сад и семья - субъекты взаимодействия в образовательном пространстве ДОУ»
материал
Семья – важнейшая среда для развивающейся личности ребенка. Эта неоспоримая прописная истина знакома любому педагогу. В семье ребенка должны понимать и принимать таким, какой он есть, любить безусловно, не за что-то, а просто потому, что он родной, единственный, неповторимый. Проблема в том, что так бывает не всегда. Ситуация усугубляется еще и неверным пониманием собственной, родительской роли в процессе развития ребенка, в становлении гармоничной личности, готовой к жизни в социуме.
Порой специалисты сталкиваются с ситуацией, когда родители на определенном этапе приводят ребенка в детский сад, будучи ошибочно убежденными в том, что здесь их роль заканчивается и эстафету необходимо передать воспитателям и другим специалистам по дошкольному образованию.
Тема взаимодействия ДОУ с семьёй всегда была актуальной и трудной.
Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей позволяет увидеть ребенка вне семьи и в том, что детский сад – является первым вне семейным социальным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
А трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_sad_i_semya-subekty_vzaimodeystviya_v_obrazovatelnom_prostranstve_dou.docx | 40.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад и семья - субъекты взаимодействия
в образовательном пространстве ДОУ»
педагог-психолог: Тимошенко И.В.
Семья – важнейшая среда для развивающейся личности ребенка. Эта неоспоримая прописная истина знакома любому педагогу. В семье ребенка должны понимать и принимать таким, какой он есть, любить безусловно, не за что-то, а просто потому, что он родной, единственный, неповторимый. Проблема в том, что так бывает не всегда. Ситуация усугубляется еще и неверным пониманием собственной, родительской роли в процессе развития ребенка, в становлении гармоничной личности, готовой к жизни в социуме.
Порой специалисты сталкиваются с ситуацией, когда родители на определенном этапе приводят ребенка в детский сад, будучи ошибочно убежденными в том, что здесь их роль заканчивается и эстафету необходимо передать воспитателям и другим специалистам по дошкольному образованию.
Тема взаимодействия ДОУ с семьёй всегда была актуальной и трудной.
Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей позволяет увидеть ребенка вне семьи и в том, что детский сад – является первым вне семейным социальным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
А трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.
Современные изменения в системе образования, а также в дошкольном образовании, как его ступени, изменили тип взаимоотношений между родителями и ДОУ. Родитель сегодня является активным участником образовательного пространства. Данное право определено в нормативноправовых документах: Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Министерстве РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) (далее - ФГОС ДО); Устав учреждения.
Согласно ст. 63 СК РФ, родители (законные представители) имеют право и обязаны воспитывать своих детей: заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Более того, в силу установленной законом обязанности, они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
На сегодняшний день, взаимодействие с родителем характеризуется, как самое активное и деятельное участие родителя и равное партнерство с педагогом, администрацией в образовательном процессе ДОУ и называется субъкт-субъекное. Обращаясь к понятию «субъект образовательного пространства», понимаем, что это активный участник какой-либо совместной деятельности, в процессе которой он самореализуется.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы специалистов дошкольного учреждения с семьей, зависит уровень взаимодействия родителей с детским садом, а в дальнейшем их взаимодействие со школой и уровень культуры семейного воспитания.
В соответствии с ФГОС детский сад, организуя работу по взаимодействию с семьями обучающихся, опирается на следующие принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Модель взаимодействия семьи и детского сада.
Информационно-аналитический блок
Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями позволяют решить следующие задачи:
- сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника;
- получение информации об общекультурном уровне его родителей;
- о наличии у родителей необходимых педагогических знаний;
- об особенностях конкретного ребёнка и об отношении в семье к нему;
- получение информации о запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Форма работы в данном направлении: анкетирование, опрос, социальный паспорт. Одни из распространенных методов диагностики, которые используется сотрудниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Всё это помогает найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Наглядно-информационный блок
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и развития детей в условиях дошкольного учреждения, дают возможность пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.
Форма работы в данном направлении:
- Создание рекламных буклетов, листовок, видеороликов, популяризация в СМИ, ТВ.
- Оформление стенда.
- Оформление карт, подготовка презентаций.
- Организация выставок.
- Создание буклетов, листовок, папок-передвижек
Педагоги нашего детского сада активно используют в своей деятельности ИКТ – технологии. Для совершенствования образовательного процесса и информирования родителей детский сад создал свой сайт, куда выкладываются нормативно-правовые документы ДОУ, информация о сотрудниках, памятки и консультации, новости из жизни ДОУ и т.д. В Инстаграм-профиле, который очень востребован среди современных родителей, также размещается полезная информация для родителей, фотоотчеты с мероприятий и праздников, повседневной жизни детей в ДОУ. Таким образом, родители получают возможность высказывать свою точку зрения, задать свой вопрос и, наконец, просто узнать полезную информацию в интернет пространстве.
В каждой группе детского сада есть родительский уголок доступный для восприятия информации, эстетически и красочно оформленный, в котором родители могут узнать о возрастных особенностях ребенка, мероприятиях, проводимых в ДОУ, рассмотреть фотографии, отображающие интересную жизнь в детском саду.
Совместную деятельность детей и взрослых можно осуществлять и через организацию разнообразных выставок творческих работ. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для педагогов (повышение активности родителей в жизни группы).
Участие родителей в управлении ДОУ
Содержание работы в данном направлении:
− Работа по повышению качества образовательных услуг.
− Создание условий по здоровьесбережению детей.
− Работа по обеспечению открытости и привлекательности ДОУ.
− Контроль внутренней деятельности организации.
− Решение проблем ДОУ.
Форма работы в данном направлении:
− Создание Попечительского совета.
− Родительское собрание.
Досуговый блок
Досуговый блок - это работа, направленная на вовлечение родителей в досуговые (развлекательные) мероприятии, проводимые в ДОУ. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Форма работы в данном направлении:
- Участие в концертах.
- Участие в спортивных и физкультурных досугах.
- Участие в акциях
Совместные праздники, развлечения, физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Родители участвуя в таких мероприятиях, получают не только практический ,но и эмоциональный опыт, так же включается самый действенный фактор в воспитании – личный пример взрослых
Социальные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу»,
«День добрых дел». Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных партнерских взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.
Познавательный блок.
Доминирующую роль среди форм общения триады «родитель-ребенок-педагог» по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания и развития для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Форма работы в данном направлении:
- Общие и групповые родительские собрания ДОУ
- Презентация дошкольного учреждения
- Мини-собрания
- Индивидуальные и групповые консультации
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
- «Дни открытых дверей».
- Клубы для родителей.
- «Школа для родителей детей с ОВЗ»
- Круглый стол: «Родители и школа».
- Семинары-практикумы
- Детско-родительские встречи
Общие и групповые родительские собрания ДОУ. Это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы). Формы проведения собраний может быть разной: КВН, круглый стол, викторина, вечер вопросов и ответов и т. д.
Презентация дошкольного учреждения. При поступлении детей в детский сад, на первом родительском собрании с помощью презентации можно познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития, с коллективом педагогов. В результате такой формы работы у родителей возникает интерес к нашему дошкольному учреждению и также они получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема. (н-р: раннее развитие, опека)
Индивидуальные и групповые консультации. ответить на все вопросы, интересующие родителей.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
«Дни открытых дверей». Каждый год проводятся дни открытых дверей в ДОУ с демонстрацией непосредственно образовательной деятельности с детьми родителям воспитанников. При их организации приглашаем родителей к участию в жизни детского сада и группы. Такая форма работы дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.
Круглый стол: «Родители и школа». Встреча родителей детей с особыми образовательными потребностями с представителями образовательных организации (41,42 школы-интерната).
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании различных форм сотрудничества. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
При реализации новой системы взаимодействия ДОУ с семьей в соответствии с ФГОС меняется формат общения педагогов и родителей: взаимоотношения становятся партнерскими.
Главный результат : нормализация детско-родительских отношений: дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу, родители начинают лучше понимать своих детей, активнее интересоваться тем, что происходит с ними в детском саду и не перекладывают ответственность за их воспитание на педагогов, а сами занимают активную позицию в вопросах воспитания и развития своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Детский сад и семья в едином образовательном пространстве"
Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессионального образования (повышения квалификации) специалистов«Кузбасский региональный институт повышения квалификациии переподгото...
Формирование семейной принадлежности в культурно - досуговой деятельности по модели взаимодействия субъектов воспитательно -образовательного пространства
Формирование семейной принадлежности в культурно - досуговой деятельности по модели взаимодействия субъектов воспитательно -образовательного пространства...
Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями
Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...
Детский сад и семья в едином образовательном пространстве
Консультация для родителей...
Детский сад и семья в едином образовательном пространстве
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию...
Выступление на методическом часе "Детский сад и семья в едином образовательном пространстве"
Выступление на методическом часе...
Детский сад и семья в едином образовательном пространстве
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые...