«Детский сад и семья - субъекты взаимодействия в образовательном пространстве ДОУ»
материал

Тимошенко Ирина Вадимовна

Семья – важнейшая среда для развивающейся личности ребенка. Эта неоспоримая прописная истина знакома любому педагогу. В семье ребенка должны понимать и принимать таким, какой он есть, любить безусловно, не за что-то, а просто потому, что он родной, единственный, неповторимый. Проблема в том, что так бывает не всегда. Ситуация усугубляется еще и неверным пониманием собственной, родительской роли в процессе развития ребенка, в становлении гармоничной личности, готовой к жизни в социуме.

Порой специалисты сталкиваются с ситуацией, когда родители на определенном этапе приводят ребенка в детский сад, будучи ошибочно убежденными в том, что здесь их роль заканчивается и эстафету необходимо передать воспитателям и другим специалистам по дошкольному образованию.

Тема взаимодействия ДОУ с семьёй всегда была актуальной и трудной.

Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей позволяет увидеть ребенка вне семьи и в том, что детский сад – является первым вне семейным социальным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

А трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детский сад и семья - субъекты взаимодействия

в образовательном пространстве ДОУ»

педагог-психолог: Тимошенко И.В.

Семья – важнейшая среда для развивающейся личности ребенка. Эта неоспоримая прописная истина знакома любому педагогу. В семье ребенка должны понимать и принимать таким, какой он есть, любить безусловно, не за что-то, а просто потому, что он родной, единственный, неповторимый. Проблема в том, что так бывает не всегда. Ситуация усугубляется еще и неверным пониманием собственной, родительской роли в процессе развития ребенка, в становлении гармоничной личности, готовой к жизни в социуме.

Порой специалисты сталкиваются с ситуацией, когда родители на определенном этапе приводят ребенка в детский сад, будучи ошибочно убежденными в том, что здесь их роль заканчивается и эстафету необходимо передать воспитателям и другим специалистам по дошкольному образованию.

Тема взаимодействия ДОУ с семьёй всегда была актуальной и трудной.

Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей позволяет увидеть ребенка вне семьи и в том, что детский сад – является первым вне семейным социальным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

А трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.

Современные изменения в системе образования, а также в дошкольном образовании, как его ступени, изменили тип взаимоотношений между родителями и ДОУ. Родитель сегодня является активным участником образовательного пространства. Данное право определено в нормативноправовых документах: Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Министерстве РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) (далее - ФГОС ДО); Устав учреждения.

         Согласно ст. 63 СК РФ, родители (законные представители) имеют право и обязаны воспитывать своих детей: заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Более того, в силу установленной законом обязанности, они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

На сегодняшний день, взаимодействие с родителем характеризуется, как самое активное и деятельное участие родителя и равное партнерство с педагогом, администрацией в образовательном процессе ДОУ и называется субъкт-субъекное. Обращаясь к понятию «субъект образовательного пространства», понимаем, что это активный участник какой-либо совместной деятельности, в процессе которой он самореализуется.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы специалистов дошкольного учреждения с семьей, зависит уровень взаимодействия родителей с детским садом, а в дальнейшем их взаимодействие со школой и уровень культуры семейного воспитания.

В соответствии с ФГОС детский сад, организуя работу по взаимодействию с семьями обучающихся, опирается на следующие принципы:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Модель взаимодействия семьи и детского сада.

Информационно-аналитический блок

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями позволяют решить следующие задачи:

  • сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника;
  • получение информации об общекультурном уровне его родителей;
  • о наличии у родителей необходимых педагогических знаний;
  • об особенностях конкретного ребёнка и об отношении в семье к нему;
  • получение информации о запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Форма работы в данном направлении: анкетирование, опрос, социальный паспорт. Одни из распространенных методов диагностики, которые используется сотрудниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Всё это помогает найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Наглядно-информационный блок

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и развития детей в условиях дошкольного учреждения, дают возможность пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.

Форма работы в данном направлении: 

- Создание рекламных буклетов, листовок, видеороликов, популяризация в СМИ, ТВ.

- Оформление стенда.

-  Оформление карт, подготовка презентаций.

- Организация выставок.

- Создание буклетов, листовок, папок-передвижек

Педагоги нашего детского сада активно используют в своей деятельности ИКТ – технологии. Для  совершенствования образовательного процесса и информирования родителей детский сад создал свой сайт, куда выкладываются нормативно-правовые документы ДОУ, информация о сотрудниках, памятки и консультации, новости из жизни ДОУ и т.д. В Инстаграм-профиле, который очень востребован среди современных родителей, также размещается полезная информация для родителей, фотоотчеты с мероприятий и праздников, повседневной жизни детей в ДОУ. Таким образом, родители получают возможность  высказывать свою точку зрения, задать свой вопрос и, наконец, просто узнать полезную информацию в интернет пространстве.

В каждой группе детского сада есть родительский уголок  доступный для восприятия  информации, эстетически и красочно оформленный, в котором родители могут узнать о возрастных особенностях ребенка, мероприятиях, проводимых в ДОУ, рассмотреть фотографии, отображающие  интересную жизнь в детском саду. 

         Совместную деятельность детей и взрослых можно осуществлять и через организацию разнообразных выставок творческих работ.   Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для педагогов (повышение активности родителей в жизни группы).

Участие родителей в управлении ДОУ 

Содержание работы в данном направлении:

 Работа по повышению качества образовательных услуг.

  Создание условий по здоровьесбережению детей.

  Работа по обеспечению открытости и привлекательности ДОУ.

 Контроль внутренней деятельности организации.

 Решение проблем ДОУ.

Форма работы в данном направлении: 

 Создание Попечительского совета.

 Родительское собрание.

 Досуговый блок

Досуговый блок - это работа, направленная на вовлечение родителей в досуговые (развлекательные) мероприятии, проводимые в ДОУ. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Форма работы в данном направлении:

- Участие в концертах.

- Участие в спортивных и физкультурных досугах.

- Участие в акциях

 Совместные праздники, развлечения, физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Родители участвуя в таких мероприятиях, получают не только практический ,но и эмоциональный опыт, так же включается самый действенный фактор в воспитании – личный пример взрослых

Социальные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу»,

 «День добрых дел». Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных партнерских взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.

Познавательный блок.

Доминирующую роль среди форм общения триады «родитель-ребенок-педагог» по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания и развития для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Форма работы в данном направлении: 

- Общие и групповые родительские собрания ДОУ

- Презентация дошкольного учреждения

- Мини-собрания

- Индивидуальные и групповые консультации

- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.

- «Дни открытых дверей».

- Клубы для родителей.

- «Школа для родителей детей с ОВЗ»

- Круглый стол:  «Родители и  школа».

         - Семинары-практикумы

- Детско-родительские встречи

Общие и групповые родительские собрания ДОУ. Это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы). Формы проведения собраний может быть разной: КВН, круглый стол, викторина, вечер вопросов и ответов  и т. д.

Презентация дошкольного учреждения.  При поступлении детей в детский сад, на первом родительском собрании с помощью презентации можно познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития, с коллективом педагогов. В результате такой формы работы у родителей возникает интерес к нашему дошкольному учреждению и также они получают полезную информацию о содержании работы с детьми. 

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема. (н-р: раннее развитие, опека)

Индивидуальные и групповые консультации. ответить на все вопросы, интересующие родителей.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

«Дни открытых дверей». Каждый год проводятся дни открытых дверей в ДОУ с демонстрацией  непосредственно образовательной деятельности с детьми родителям воспитанников. При их организации приглашаем родителей к участию в жизни детского сада и группы. Такая форма работы  дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. 

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями -  что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.

Круглый стол:  «Родители и  школа».   Встреча родителей  детей с особыми образовательными потребностями  с представителями образовательных организации  (41,42 школы-интерната).

 Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании различных форм сотрудничества.  Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. 

При реализации новой системы взаимодействия ДОУ с семьей в соответствии с ФГОС  меняется формат общения педагогов и родителей: взаимоотношения становятся партнерскими.

Главный результат : нормализация детско-родительских отношений: дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу, родители начинают лучше понимать своих детей, активнее интересоваться тем, что происходит с ними в детском саду и не перекладывают ответственность за их воспитание на педагогов, а сами занимают активную позицию в вопросах воспитания и развития своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детский сад и семья в едином образовательном пространстве"

Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессионального образования (повышения квалификации) специалистов«Кузбасский региональный институт повышения квалификациии переподгото...

Формирование семейной принадлежности в культурно - досуговой деятельности по модели взаимодействия субъектов воспитательно -образовательного пространства

Формирование семейной принадлежности в культурно - досуговой деятельности по модели взаимодействия субъектов воспитательно -образовательного пространства...

Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...

Детский сад и семья в едином образовательном пространстве 

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного  возраста.  Это  та  среда,  в  которой  он  черпает  необходимую информацию...

Детский сад и семья в едином образовательном пространстве

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые...