Консультация для педагогов« Модель выпускника ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»
консультация

Курико Татьяна Владимировна

« Модель выпускника ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_vypusknika_dou_v_svete_realizatsii_fgos_do.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

« Модель выпускника ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

Актуальность проблемы непрерывности и преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

                Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

         На вопрос : «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым,  уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования    и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям,  
стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что  это и будет залогом их успешной учебы.

      В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения  стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка –  игры. Все больше она уступает место «обучению на занятиях».

Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня  требует нового подхода.

Понятие преемственности дошкольного и начального школьного образования, цель преемственности.

Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Сравнительный анализ ФГОС ДО  и ФГОС НОО

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который приходит на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов. Прежде всего, следует обратить внимание на анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования:

Ø единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к:

• условиям реализации стандарта

• структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы

• образовательным результатам

Ø единый психолого-педагогический методологический подход:

• ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»

• опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка

• понятие об универсальных учебных действиях

• ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей

Ø принцип организации инклюзивного образования:

• минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов

• разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ

• опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)

Ø направленность основных образовательных программ ДО и НОО:

• формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей

• процесс успешной социализации ребёнка

• развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования

• сохранение и укрепление здоровья детей

Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

Между тем, не менее важно отметить и имеющиеся принципиальные отличия проекта ФГОС дошкольного образования и действующего ФГОС начального общего образования. Чёткое понимание существующих отличий во многом определяет специфику построения деятельности воспитателей, учителей начальных классов, а также педагогов-специалистов (психологов, логопедов, дефектологов), осуществляющих работу с детьми.

Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей.

Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)

Позиция в отношении обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Инклюзивное образование: разработка специальных вариантов стандарта для детей с ОВЗ не предусмотрена

Инклюзивное образование: ведётся разработка вариантов специальных ФГОС для детей с ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести имеющихся нарушений).

    В соответствии ФГОС  «Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа» выглядит так.

Дошкольник

Начальная школа

Деятельный и активный.

Присутствует исследовательский интерес.

Любознательный.

Коммуникативен.

Инициативный.

Ответственен.

Открытый внешнему миру.

Уважительное отношение к окружающим.

Доброжелательный  и отзывчивый.

Развиты навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Уверен в своих силах.

         Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Модель выпускника ДОУ в свете реализации ФГОС.

Значение модели выпускника

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.

Модель выпускника имеет большое значение.

Во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения,

во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива

в-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.

По мнению многих родителей готовый к школе ребенок это тот, кто умеет читать, считать, хотя бы до 20, правильно держит в руке карандаш. На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».

Критерии готовности ребенка к школе.

Что же такое «школьная зрелость» или психологическая готовность к школе? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:

1. Интеллектуальная:

  1. умение выделить фигуру из фона;
  2. способность концентрировать внимание;
  3. устанавливать связи между явлениями и событиями;
  4. возможность логического запоминания;
  5. умение воспроизводить образец;
  6. развитие тонких движений руки и их координации.

2. Эмоциональная:

  1. ослабление импульсивных реакций;
  2. умение длительно выполнять не очень привлекательную работу;
  3. развитие произвольности поведения.

3. Социальная:

  1. общение со сверстниками;
  2. умение подчинять свое поведение законам детских групп;
  3. способность принимать роль ученика;
  4. умение слушать;
  5. умение выполнять указания учителя.

За основу готовности к школе, т.е., принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый научиться читать, писать, но к моменту поступления в школу важнее иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. способность ребенка к обучению.

Планируемые     итоговые    результаты    освоения   детьми    основной  общеобразовательной программы дошкольного образования (к семилетнему возрасту):

«МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА»

ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У   ребенка   сформированы     основные    физические    качества   и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту    гигиенические    процедуры,     соблюдает    элементарные     правила  здорового образа жизни:

Любознательный, активный: Интересуется     новым,    неизвестным    в окружающем   мире   (мире   предметов   и   вещей,   мире   отношений   и   своем внутреннем   мире).   Задает   вопросы   взрослому,   любит   экспериментировать. Способен  самостоятельно  действовать  (в  повседневной  жизни,  в  различных  видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.  Принимает  живое,  заинтересованное  участие  в  образовательном  процессе.

Эмоционально отзывчивый: Откликается  на  эмоции  близких  людей  и  друзей.  Сопереживает  персонажам  сказок,  историй,  рассказов.  Эмоционально  реагирует   на  произведения     изобразительного    искусства,  музыкальные     и  художественные произведения, мир природы.:

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: Ребенок   адекватно   использует   вербальные   и невербальные     средства    общения,     владеет    диалогической      речью    и  конструктивными      способами     взаимодействия     с  детьми    и   взрослыми (договаривается,    обменивается    предметами,    распределяет    действия    при  сотрудничестве).    Способен    изменять   стиль   общения    со   взрослым    или  сверстником, в зависимости от ситуации.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: Поведение     ребенка  преимущественно       определяется      не    сиюминутными        желаниями      и  потребностями,    а   требованиями     со  стороны    взрослых    и  первичными  ценностными  представлениями  о  том  «что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо»  (например,  нельзя  драться,  нельзя  обижать  маленьких,  нехорошо  ябедничать,  нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать  свои  действия,  направленные  на  достижение  конкретной  цели.  Соблюдает правила  поведения  на  улице  (дорожные  правила),  в  общественных  местах  (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: Ребенок  может  применять  самостоятельно  усвоенные  знания   и   способы    деятельности    для   решения    новых    задач   (проблем),  поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать     способы     решения    задач   (проблем).    Ребенок    способен  предложить   собственный   замысел   и   воплотить   его   в   рисунке,   постройке,  рассказе и др.  

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: Ребенок имеет представление:         о   себе,   собственной   принадлежности   и   принадлежности   других   людей   к  определенному полу;  о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении  семейных обязанностей, семейных традициях;       об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях; о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине,  ее природе) и принадлежности к нему;  о   мире   (планете   Земля,   многообразии     стран,   населения,   природы  планеты).

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками: У    ребенка сформированы  умения  и  навыки  (речевые,  изобразительные,  музыкальные,  конструктивные  и  др.),  необходимые  для  осуществления  различных  видов  детской деятельности.      

Заключение

В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.

С целью обеспечения  качественного  дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации  ФГОС.  Вместе с тем,  педагогические коллективы хорошо осознают, что введение в действие  ФГОС является сложным и многоплановым  процессом.

 Мы надеемся, что проблема   преемственности  как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена, а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Литература

  1. Кузнецова В.К. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно - воспитательного комплекса// Нач. школа. 1996 № 8- с.64-69
  2. Прикот О.Г. Детский сад и школа. //Дошкольная педагогика 2002. (январь;февраль;март).С.20-23.
  3. Хрипунова О.Ю., Солецкая Л.Т., Толчина В.А. Социальная адаптация ребёнка при переходе из дошкольного образовательного учреждения в образовательную школу. //Начальная школа 2001 №11.
  4. Образовательная программа МКДОУ «Детский сад № 13 «Вишенка» пос. Приэтокского»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: « Модель выпускника ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

Преемственность и непрерывность образовательного процесса между детским садом и начальной школой является важной проблемой перехода ребенка из детского сада в школу. Чтобы более легко прошел этот пере...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

. Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодейст...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

Что такое здоровьесберегающие технологии?  Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных пробле...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимод...

Консультация для педагогов Тема "Игровые технологии как условие реализации ФГОС"

Консультация для педагогов "Игровые технологии" Цель:Использование различных  педагогических технологий в детском саду....

Консультация для педагогов. технология «Интегративный театр» в условиях реализации ФГОС.

Консультация о сущности и реализации технологии " Интегративный театр" с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов....