Проект в старшей группе «Сказка» на тему: «Рождественские святки»
проект (старшая группа)
Актуальность реализации проекта
В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».
С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки.
Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины.
Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником «Рождество Христово» и следующим за ним праздником «Рождественские Святки», русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этих праздников.
Задачи:
• Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
• Познакомить детей с обрядовым праздником «Колядки»;
• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
• Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;
• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_svyatki.docx | 73.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш»
Проект
в старшей группе «Сказка»
на тему:
«Рождественские святки»
Составили воспитатели: Карпова Т. В.
Раздобарова И. Ф.
Смоленск, 2020г.
Сроки реализации проекта с 9 января по 31 января.
Тип проекта: творческо-игровой, краткосрочный, групповой, межгрупповой.
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность реализации проекта
В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».
С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки.
Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины.
Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником «Рождество Христово» и следующим за ним праздником «Рождественские Святки», русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этих праздников.
Задачи:
• Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
• Познакомить детей с обрядовым праздником «Колядки»;
• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
• Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;
• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Гипотеза реализации проекта.
Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию праздника и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором, дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.
Предполагаемый результат проекта.
- Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
- Имеют представления о традициях празднования святок – колядок;
- Осознают принадлежность к своему народу;
- Используют в активной речи устный народный фольклор;
- Желают и умеют играть в народные игры;
Предварительная работа с детьми:
• Беседы по картинам русских художников А. Саврасов «Зимний пейзаж», П. Соколов«Тройка зимой».
• Заучивание колядок, стихов, загадок.
Обеспечение проекта
- Научно-методическое: подбор необходимой литературы, сценария;
- Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;
- Наглядно-дидактическое: предметы русского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.
Формы организации
- Беседа, общение.
- Игры: дидактические, сюжетные, хороводные, подвижные.
- Слушание и разучивание фольклорных произведений.
- Развлечение.
1 - Этап - подготовительный:
Цель: создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта.
Содержание мероприятий и предполагаемый результат:
1. Изучение эффективного педагогического опыта по работе с дошкольниками в рамках проблемы проекта.
2. Составление перспективно-тематического плана по реализации проекта.
4. Подбор материала по теме. (иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве, поделки)
5. Подготовка методического сопровождения по проекту «Рождество Христово»
6. Обогащение предметно-пространственной среды в группе
Оформление группы:
1) Выставка рождественских открыток.
2) Уголок ряженья для колядования
3) Выставка книг на Рождественскую тему.
4).Изготовление масок для обряда колядования.
5) Изготовление дидактических игр. («Добро и зло», «Хорошо-плохо»)
2 - Этап работы - основной
Цель : -осуществление педагогической работы.
Содержание мероприятий и предполагаемый результат:
1. Проведение бесед по теме «Рождество», «Святки», «Колядки».
2.Чтение «Рождественская елка», русская народная сказка «Морозко».
Т. Даули «Рождественская ночь»,«Рождественская звезда»,
«Рождественская история»
П.Н. Воздвиженский «Рождество Христово»;
И. Рутенин сказка «Рождественская ёлочка».
Монахиня Варвара «Рождество Христово - детство золотое».
Е. Санин «Рождественский ангел».
4. Стихи на тему «Рождество», заучивание колядок.
5. Подготовка презентации «Колядки», Просмотр мультфильмов «Святочные рассказы», «Ужин в Сочельник», «Зимняя сказка», «Рождество христово, «Тихо падает снежок».
6. Загадывание и разгадывание загадок.
7. Знакомство с народными приметами.
8. Творческая работа с детьми. Лепка «Младенец в яслях». Рисование «Ангел». Изготовление русско-народных кукол из ткани.
9. Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации?» (Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде чем что-то сделать).
12. Проведение подвижных игр. «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Пирог», «Бабка Ёжка», «Шла коза по лесу».
13. Сюжетно – ролевые игры: «Семья»; «Дом»; «Магазин»; «Детский сад»;
3 - Этап - Заключительный
Заключительный этап:
1. Подведение итогов по реализации проекта «Рождественские святки».
2. Проведение викторины на тему «Рождество».
3. Выставка работ детей на тему «Рождественские колядки».
4.Проведение развлечения на тему ««Мы идем колядовать».
Взаимодействие с родителями:
1. Информация для родителей: «Коляда, Коляда! Отворяй ворота....», «Святки. Колядки»
2. Выставка совместных творческих работ детей и родителей.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по реализации проекта «Рождественские святки».
Диагностика
Диагностика на выявление имеющиеся у детей знаний о народных традициях празднования колядок, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров
Организованная образовательная деятельность на тему: «Святки»;
Подвижные игры на прогулке «Змея», «Звонарь» и т.п.;
Анкетирование
Приобщать родителей и воспитателей к традиции проведения народного праздника – Колядки.
Первая неделя
Традиция празднования колядок.
Общение с использованием презентации «Как одевались в старину» - закрепить знания о русском костюме; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов
Д/и «Что сначала, что потом» - учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения
Беседы: «Рождество», «Святки», «Коляда».
«Веселая Коляда» - познакомить детей с особенностями древнего русского обряда «Колядки» - хождение по домам с исполнением колядных песен, одаривание колядовщиков, игры.
Общение с использованием презентации «Гадания».
Познакомить с обычаями и способами гадания.
Экспериментальная деятельность: «Гадание со свечой». Активизировать интерес детей к окружающему миру.
Игры:«Волшебный клубок», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Пирог», «Бабка Ёжка», «Шла коза по лесу». - Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры.
-осуществление педагогической работы.
Чтение: Чтение «Рождественская елка», русская народная сказка «Морозко».Т. Даули «Рождественская ночь»,«Рождественская звезда»
«Рождественская история»
П.Н. Воздвиженский «Рождество Христово»;
И. Рутенин сказка «Рождественская ёлочка».
Монахиня Варвара «Рождество Христово - детство золотое».
Е. Санин «Рождественский ангел».
Стихи на тему «Рождество», заучивание колядок.
Загадывание и разгадывание загадок. Знакомство с народными приметами.
Лепка на тему: «Младенец в яслях»
Рисование на тему: «Рождественский ангел» (Использование различные приемов и средства для передачи сюжета.)
Изготовление русско-народных кукол из ткани.
Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации?» (Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде чем что-то сделать).
Сюжетно – ролевые игры: «Семья»; «Дом»; «Магазин»; «Детский сад»;
Попросить родителей оформитьпрезентации: «Колядки»,«Гадания».
Привлечение родителей к изготовлению костюмов.
Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы».
Вторая неделя
Веселая Коляда
Выставка детского рисунка «рождественские ангелы»;
Выставка русско-народные куклы из ткани;
Подвижные игры на прогулке «Перетяжка», «У дядюшки Трифона» и т.п.;
Беседа по теме «Что вы узнали о Колядках».
Развлечение «Мы идем колядовать» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с детьми из других групп.
Консультация «Как колядовали в старину»
Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста».
Третья неделя
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;
Продолжать знакомить с русским хороводом, пляской.
Научить выполнять лепку на тему: «Младенец в яслях»,
Научить рисовать на тему: «Рождественский ангел» (Использование различные приемов и средства для передачи сюжета.)
Активировать интерес к созданию русско-народных кукол своими руками.) Создание уголок ряженья для колядования. Выставка книг на Рождественскую тему. Изготовление масок для обряда колядования.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Продолжать закреплять умение детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество;
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Проведение подвижных игр. «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Пирог», «Бабка Ёжка», «Шла коза по лесу».
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;
Закреплять знания о русских народных праздниках и обычаях, с помощью просмотров презентаций: «Колядки», «Гадания».
Образовательная область «Речевое развитие»:
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;
Помогать логично и понятно высказывать суждение;
Способствовать развитию любознательности;
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний; Загадывание и разгадывание загадок;
Знакомство с народными приметами. Проведение бесед.
Чтение и обсуждение:Т. Даули «Рождественская ночь»,«Рождественская звезда», «Рождественская история», сказки «Морозко»
Стихи на тему «Рождество», заучивание колядок.
Развивать артикуляционный аппарат.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия; Помогать детям, доброжелательно общаться со сверстниками;
Воспитывать уважительное отношение к окружающим; обогащать словарь детей вежливыми словами. Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации? »(Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде чем что-то сделать).
Итог:
• Оформление альбома «Колядки»;
• Проведение досуга для детей старших и подготовительных групп «Мы идем колядовать».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал Дошкольное воспитание № 10-2013 г., № 12-2013.
2. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. ООО «Гном-Пресс» 2000.
3. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 2002.
5. Режим доступа: www.razumniki.ru
6. Режим доступа: www.Strana-sovetov.com
7.Режим доступа: www.ru.wikipedia
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно - речевой проект в старшей группе "Сказки дедушки Корнея".
Проект "Сказки дедушки Корнея"...
Проект в старшей группе"Сказка ложь, да в ней намёк"
В связи с занятостью родителей, у детей не сформирован интерес не то чтобы к сказкам, а к книгам вообще. Уровень знаний детей по этому направлению очень низкий. Если дети и знают сказки, то это сказки...
Проект в старшей группе«Сказка в гости к нам пришла»
https://yadi.sk/i/RAg94ZX3RCTKiQ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17884931","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"270"}}]]...
Проект в старшей группе«Сказка в гости к нам пришла»
https://yadi.sk/i/RAg94ZX3RCTKiQ [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17884949","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...
Проект в старшей группе «Сказки – добрые друзья»
quot;Сказки - добрые друзья"...
Проект в старшей группе «Сказка» «Неделя безопасности»
Сегодня, когда возрос уровень требований к обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольных учреждений, с одной стороны, и большое количество методических рекомендаций, с другой, пр...