Проект в старшей группе «Сказка» на тему: «Рождественские святки»
проект (старшая группа)

Раздобарова Ирина Федоровна

Актуальность реализации проекта

В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».

С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки.

Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины.

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником «Рождество Христово» и следующим за ним праздником «Рождественские Святки», русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этих праздников.

Задачи:

• Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

• Познакомить детей с обрядовым праздником «Колядки»;

• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

• Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;

• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_svyatki.docx73.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш»

Проект

в старшей группе «Сказка»

на тему:

«Рождественские святки»

hello_html_5b8f5e29.jpg

Составили воспитатели: Карпова Т. В.

Раздобарова И. Ф.

Смоленск, 2020г.

Сроки реализации проекта с 9 января по 31 января.

Тип проекта: творческо-игровой, краткосрочный, групповой, межгрупповой.

 Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников. 

Актуальность реализации проекта

В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».

С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки.

Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины.

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником «Рождество Христово» и следующим за ним праздником «Рождественские Святки», русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этих праздников.

Задачи:

• Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

• Познакомить детей с обрядовым праздником «Колядки»;

• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

• Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;

• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Гипотеза реализации проекта.

Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию праздника и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором, дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.

Предполагаемый результат проекта.

  • Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
  • Имеют представления о традициях празднования святок – колядок;
  • Осознают принадлежность к своему народу;
  • Используют в активной речи устный народный фольклор;
  • Желают и умеют играть в народные игры;

Предварительная работа с детьми:

• Беседы по картинам русских художников А. Саврасов «Зимний пейзаж», П. Соколов«Тройка зимой».

• Заучивание колядок, стихов, загадок.

Обеспечение проекта

  1. Научно-методическое: подбор необходимой литературы, сценария;
  2. Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;
  3. Наглядно-дидактическое: предметы русского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.

 

Формы организации

  • Беседа, общение.
  • Игры: дидактические, сюжетные, хороводные, подвижные.
  • Слушание и разучивание фольклорных произведений.
  • Развлечение.

1 - Этап - подготовительный:

Цель: создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта.

Содержание мероприятий и предполагаемый результат:

1. Изучение эффективного педагогического опыта по работе с дошкольниками в рамках проблемы проекта.

2. Составление перспективно-тематического плана по реализации проекта.

4. Подбор материала по теме. (иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве, поделки)

5. Подготовка методического сопровождения по проекту «Рождество Христово»

6. Обогащение предметно-пространственной среды в группе

Оформление группы:

1) Выставка рождественских открыток.

2) Уголок ряженья для колядования

3) Выставка книг на Рождественскую тему.

4).Изготовление масок для обряда колядования.

5) Изготовление дидактических игр. («Добро и зло», «Хорошо-плохо»)

2 - Этап работы - основной

Цель : -осуществление педагогической работы.

Содержание мероприятий и предполагаемый результат:

1. Проведение бесед по теме «Рождество», «Святки», «Колядки».

2.Чтение «Рождественская елка», русская народная сказка «Морозко».

 Т. Даули  «Рождественская ночь»,«Рождественская звезда», 

«Рождественская история»

П.Н. Воздвиженский «Рождество Христово»;

И. Рутенин сказка «Рождественская ёлочка».

Монахиня Варвара «Рождество Христово - детство золотое».

Е. Санин «Рождественский ангел». 

4. Стихи на тему «Рождество», заучивание колядок.

5. Подготовка презентации «Колядки», Просмотр мультфильмов «Святочные рассказы», «Ужин в Сочельник», «Зимняя сказка», «Рождество христово, «Тихо падает снежок».

6. Загадывание и разгадывание загадок.

7. Знакомство с народными приметами.

8. Творческая работа с детьми. Лепка «Младенец в яслях». Рисование «Ангел». Изготовление русско-народных кукол из ткани.

9. Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации?» (Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде чем что-то сделать).

12. Проведение подвижных игр. «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Пирог», «Бабка Ёжка», «Шла коза по лесу».

13. Сюжетно – ролевые игры: «Семья»; «Дом»; «Магазин»; «Детский сад»;

3 - Этап - Заключительный

Заключительный этап:

1. Подведение итогов по реализации проекта «Рождественские святки».

2. Проведение викторины на тему «Рождество».

3. Выставка работ детей на тему «Рождественские колядки».

4.Проведение развлечения на тему ««Мы идем колядовать».

Взаимодействие с родителями:

1. Информация для родителей: «Коляда, Коляда! Отворяй ворота....», «Святки. Колядки»

2. Выставка совместных творческих работ детей и родителей.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по реализации проекта «Рождественские святки».

Диагностика

Диагностика на выявление имеющиеся у детей знаний о народных традициях празднования колядок, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров

Организованная образовательная деятельность на тему: «Святки»;

Подвижные игры на прогулке «Змея», «Звонарь» и т.п.;

Анкетирование

Приобщать родителей и воспитателей к традиции проведения народного праздника – Колядки.

Первая неделя

Традиция празднования колядок.

 Общение с использованием презентации «Как одевались в старину» - закрепить знания о русском костюме; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов

Д/и «Что сначала, что потом» - учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения

Беседы:  «Рождество»,  «Святки», «Коляда».

«Веселая Коляда» - познакомить детей с особенностями древнего русского обряда «Колядки» - хождение по домам с исполнением колядных песен, одаривание колядовщиков, игры.

Общение с использованием презентации «Гадания».

Познакомить с обычаями и способами гадания.

Экспериментальная деятельность: «Гадание со свечой». Активизировать интерес детей к окружающему миру. 

Игры:«Волшебный клубок», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Пирог», «Бабка Ёжка», «Шла коза по лесу». - Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры.

-осуществление педагогической работы.

Чтение: Чтение «Рождественская елка», русская народная сказка «Морозко».Т. Даули  «Рождественская ночь»,«Рождественская звезда» 

«Рождественская история»

П.Н. Воздвиженский «Рождество Христово»;

И. Рутенин сказка «Рождественская ёлочка».

Монахиня Варвара «Рождество Христово - детство золотое».

Е. Санин «Рождественский ангел».

Стихи на тему «Рождество», заучивание колядок.

 Загадывание и разгадывание загадокЗнакомство с народными приметами.

Лепка на тему: «Младенец в яслях»

Рисование на тему: «Рождественский ангел» (Использование различные приемов и средства для передачи сюжета.)

Изготовление русско-народных кукол из ткани.

Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации?» (Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде чем что-то сделать).

Сюжетно – ролевые игры: «Семья»; «Дом»; «Магазин»; «Детский сад»;

 Попросить родителей оформитьпрезентации: «Колядки»,«Гадания».

Привлечение родителей к изготовлению костюмов.

Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы».

Вторая неделя

Веселая Коляда

Выставка детского рисунка «рождественские ангелы»;

Выставка русско-народные куклы из ткани;

Подвижные игры на прогулке «Перетяжка», «У дядюшки Трифона» и т.п.;

Беседа по теме «Что вы узнали о Колядках».

Развлечение «Мы идем колядовать» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с детьми из других групп.

Консультация «Как колядовали в старину» 

Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста».

Третья неделя

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;

Продолжать знакомить с русским хороводом, пляской.

Научить выполнять лепку на тему: «Младенец в яслях»,

Научить рисовать на тему: «Рождественский ангел» (Использование различные приемов и средства для передачи сюжета.)

Активировать интерес к созданию русско-народных кукол своими руками.) Создание уголок ряженья для колядования. Выставка книг на Рождественскую тему. Изготовление масок для обряда колядования.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Продолжать закреплять умение детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество;

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Проведение подвижных игр. «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Пирог», «Бабка Ёжка», «Шла коза по лесу».

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;

Закреплять знания о русских народных праздниках и обычаях, с помощью просмотров презентаций: «Колядки», «Гадания».

Образовательная область «Речевое развитие»:

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;

Помогать логично и понятно высказывать суждение;

Способствовать развитию любознательности;

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний; Загадывание и разгадывание загадок;

Знакомство с народными приметами. Проведение бесед.

Чтение и обсуждение:Т. Даули  «Рождественская ночь»,«Рождественская звезда», «Рождественская история», сказки «Морозко»

Стихи на тему «Рождество», заучивание колядок.

Развивать артикуляционный аппарат.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия; Помогать детям, доброжелательно общаться со сверстниками;

Воспитывать уважительное отношение к окружающим; обогащать словарь детей вежливыми словами. Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации? »(Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде чем что-то сделать).

Итог:

• Оформление альбома «Колядки»;

• Проведение досуга для детей старших и подготовительных  групп «Мы идем колядовать».

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал Дошкольное воспитание № 10-2013 г., № 12-2013.

2. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. ООО «Гном-Пресс» 2000.

3. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 2002.

5. Режим доступа: www.razumniki.ru

6. Режим доступа: www.Strana-sovetov.com

7.Режим доступа: www.ru.wikipedia


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе"Сказка ложь, да в ней намёк"

В связи с занятостью родителей, у детей не сформирован интерес не то чтобы к сказкам, а к книгам вообще. Уровень знаний детей по этому направлению очень низкий. Если дети и знают сказки, то это сказки...

Проект в старшей группе «Сказка в гости к нам пришла»

https://yadi.sk/i/RAg94ZX3RCTKiQ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17884931","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"270"}}]]...

Проект в старшей группе «Сказка в гости к нам пришла»

https://yadi.sk/i/RAg94ZX3RCTKiQ [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17884949","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...

Проект в старшей группе «Сказка» «Неделя безопасности»

Сегодня, когда возрос уровень требований к обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольных учреждений, с одной стороны, и большое количество методических рекомендаций, с другой, пр...