Консультация для родителей: "Насколько хорошо вы знаете собственного ребенка?"
статья (старшая группа)
Помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_svoy_sayt.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Знаете ли вы своего ребенка?»
Знаете ли вы своего ребенка? «Конечно!»- ответят почти все родители. Вот как сказала польский педагог Галина Филипчук: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней их жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Мы утешаем, когда они плачут, дежурим у их кровати во время болезни. Может ли кто-нибудь знать ребенка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?». Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо, что у них очень хороший ребенок. Они удивляются, почему им часто недовольны педагоги, почему с ним никто не дружит. И делают спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети – невоспитанные. И совершают роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а так же чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его наиболее благоприятные и оптимальные периоды, для развития сторон, качеств и свойств личности. Часто можно услышать такую фразу: «Я знаю, что надо моему ребенку!». Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что это жизнь не удалась. Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители полностью считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе: это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым! Они исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь ребенку избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком отношении они реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий мотив: «Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!». А когда у сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают что виноваты сами. В неполной семье существуют свои проблемы - проблемы одиноких мам. Чувство тревоги неутолимо, и повод для очередной тревоги находится всегда. Одинокая мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка. Для матери это не менее губительно. Отдавая все свободное время дому и ребенку, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество. Появления в доме мужчины становится для ребенка психологической проблемой. Ошибка одиноких мам это завышение требований к ребенку. Желание компенсировать свои неудачи за счет его удач. Многочисленные исследования детей из трех типов семьи - неполной, полной конфликтной и полной благополучной - обнаружили, что по большинству показателей (успеваемость, интеллект эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной, и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей. В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое задание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переправляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не смогли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности. Каковы же они, главные законы детства? Ребенку для полноценного развития необходимо: нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельности. Могучая потребность в деятельности- вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. В дошкольном возрасте это игровая деятельность, в младшем школьном - учебная. Нарушения нормального развития ребенка наступают. Когда нет согласия между папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит дезинтеграцией личности. Ребенка тянут в разные стороны, развитие буксует или отклоняется в сторону. Отклоняющееся поведение нередко берет свое начало в раннем детстве и при неблагоприятных обстоятельств, приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте. Педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами. Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношение м вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безысходности ) . И только потом помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности. Чтобы воспитать человека необходимо:
- Принимать ребенка таким, какой он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
- Стремиться понять о чем он думает, чего он хочет, ведет себя так, а не иначе.
- Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
- Понимать, что в любых поступках ребенка следует винить прежде всего себя.
- Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Нельзя:
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой ,особенный.
- Относиться к ребенку как к Почтабанку в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
- Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь ( увы, они генетически не закладываются).
- Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
- 6.Перекладывать ответственность за воспитания на педагогов, бабушек и дедушек.
«Какие родители - такие и дети».
Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Такие родители не потакают детским капризам. Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувства собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.
Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Такие родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением – основа их воспитания, которое не идет дальше их суровых запретов, и физических наказаний. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль. Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. Снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Они разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения. У таких детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Насколько развит физически ваш ребёнок?»
Консультация для родителей«Насколько развит физически ваш ребёнок?»...
Консультация для родителей "Насколько важно читать ребёнку"
Консультация для родителей ДОУ...
Консультация для родителей "Насколько важно читать ребенку"
Консультация для родителей "Насколько важно читать ребенку"...
Консультация для родителей «Насколько важно читать ребенку»
Консультация для родителей «Насколько важно читать ребенку»...
Консультация для родителей "Насколько опасны клещи?!"
Консультация для родителей "Насколько опасны клещи?!"Задачей каждого родителя является формирование безопасного поведения детей. Необходимо приучать ребёнка к неукоснительному выполнени...
Консультация для родителей «Насколько важно читать ребенку»
Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать раз...
Консультация для родителей «Насколько важно чтение сказок детям»
Воспитание сказкой - один из самых древних методов воспитания детей. Герои сказок всегда были примером для детей, на их опыте ребенок учится тому, как нужно или нельзя поступать....