ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (3-4 ГОДА)
учебно-методическое пособие (младшая группа)
Диагностический материал по образовательной области "Позновательное развитие"по разделу формирование элементарных математических представлении дитей второй младшей группы по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_oblast_femp.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» г. Печора ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (3-4 ГОДА) по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» вторая младшая группа Составитель воспитатель: Мезенцева З.З. Печера 2020 год. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
1.ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: КОЛИЧЕСТВО.
ЦЕЛЬ: Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи —круглые, эти —все красные, эти —все большие и т. д.).
Упражнение «Свойства и отличия»
Цель: Научить ребенка различать похожие между собой предметы, находить сходство и различие одинаковых вещей, фигур. Развить восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать. Развивать умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Материал: карточки с заданием
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть группу предметов.
-Найди сходства и отличия в каждой группе.
Упражнение «Найди общий признак»
Цель: Развивать познавательный интерес к окружающему миру, логическое мышление, упражнять в умении зрительно обследовать предметы, группировать их по определенному доминантному признаку.
Материал: иллюстрация
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть иллюстрацию.
-Здесь четыре группы предметов. В каждой группе все предметы объединены каким – либо общим признаком. Назови, что общего между предметами в каждой группе. (Эти все предметы …)
- Объяснить свой выбор.
- Придумай еще по одному предмету в каждую группу.
ЦЕЛЬ: Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; Находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Упражнение «Один, много, ни одного»
Цель: Учить отвечать на вопрос «сколько?» словами один, много, ни одного. Закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного).
Материал: карточки с заданием
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточки с заданием.
Посмотри на картину, покажи и скажи, где один предмет, где их много, мало (немного, несколько). Где ни одного?
- В какой корзине один гриб, в какой много, а в какой не одной?
- В какой тарелке яблок много, в какой одно, а в какой не одного?
- В какой вазе один цветок, какой – много, а в какой ни одной? Покажи
Беседа: «Один, много»
Цель: Закрепить умение различать количество предметов (один – много), активизировать в речи детей слова «один, много, ни одного». Воспитывать желание участвовать в выполнении заданий.
Материал: сюжетные картинки
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию, задает наводящие вопросы:
Посмотри на картинку. Видишь, зайчик один, а морковок у него много.
- Кто ещё на картинке один? Чего у гусеницы много, а чего мало?
- Закончи фразы: Зайцы – это животные. В лесу много… (зайцев).
С морковками сидит один… (заяц).
- Гусеницы – это насекомое. В лесу много…. (гусениц).
По траве ползёт одна…(гусеница)
Посмотри, а здесь на картинки кто нарисован один, а кого много?
ЦЕЛЬ: Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы
Упражнение «Столько же, больше и меньше»
Цель: Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
Материал: карточка с заданиями
Содержание диагностического задания
- Чего на рисунке больше – белочек или орехов?
- Всем ли белочкам хватит орехов? Соедини белочек и орехи линиями.
А теперь посмотри, всем ли белочкам хватит грибков. Чего больше – белочек или грибков? Зачеркни лишний гриб.
Упражнение «Чего больше (меньше)?»
Цель: Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».
Материал: карточка с заданиями: геометрические фигуры 5 штук
Содержание диагностического задания:
Поровну ли грибочков и кружков? Как это можно узнать? А ещё как? Что можно сказать о количестве грибочков и кружков? («Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов»)
2.ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: ВЕЛИЧИНА.
ЦЕЛЬ: Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом).
Дидактическое упражнение «Соберем куклу на прогулку».
Цель: Пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой —маленький, одинаковые (равные) по величине).
Материал: полоски разного цвета и разной длинны - «ленточки».
Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает рассмотреть полоски и определить длину полосок способом наложения.
- Назови цвета полосок (ленточек). Какая полоска самая длинная? (самая короткая)?
Задание: Дополни предложения словами длиннее, короче, одинаковые по длине
- Жёлтая полоска …., чем зеленая.
- Жёлтая и синяя полоски….. .
- Синяя полоска ….., чем красная.
Упражнение «Длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий,
большой – маленький»
Цель: Формировать умение сравнивать предметы по величине (длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, большой-маленький). Развивать внимание, память, речь. Воспитывать интерес к математике, желание выполнять поставленную задачу
Материал: карточки с заданиями
Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы:
- Выбери и покажи самый короткий поезд, длинный?
- Красный карандаш по длине какой? А зеленый?
- У кого уши длинные, а у кого короткие? У кого хвост длинный, а кого короткий?
- Покажи, где широкая дорога, а где узкая тропинка?
- Кто из мальчиков выше, а кто ниже?
- Жираф какой? А ослик какой?
- Покажи высокий дом, а где низкий?
- Найди самую высокую (низкую) елочку?
Упражнение «Скажи наоборот»
Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.
Материал: иллюстрации
Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает посмотреть на иллюстрации и начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу
Воспитатель- Этот дом высокий, а этот... (низкий)
Справа забор низкий, а слева… (высокий)
3.ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: ФОРМА.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Дидактическая игра «Найди домик»
Цель: Выявить умение составлять группы однородных предметов.
Материал: большие круг, квадрат, треугольник -«домики». Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов меньшего размера.
Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает большие круг, квадраты треугольник, поясняет, что это домики для геометрических фигур. Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам.
- Здесь живут фигуры, похожие друг на друга по какому-то признаку. Кто здесь может жить? Засели их в домик. Почему ты решил, что именно эти фигуры живут в этом домике?
- Давай рассмотрим группу предметов, что у них общего и чем они отличаются? (Все фигуры имеют одинаковую форму, размер, но они разные по цвету)
Упражнение «Из каких геометрических фигур состоит рисунок»
Цель: Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, речь. Содействовать развитию мышления на основе систематизации и расширения представлений детей о геометрических фигурах.
Материал: карточки заданиями
Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает рассмотреть рисунку на карточке и определить из каких геометрических фигур состоит рисунок.
Дидактическая игра «Геометрические фигуры на что похожи»
Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, круг и треугольник, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.
Материал: карточка – круг, квадрат, треугольник одного цвета и разного размера, картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/одежда/мебель.
Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает предметы круглой, квадратной формы. Далее предлагает ребенку найти картинку с изображением предмета такой же формы.
4.ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ.
ЦЕЛЬ: Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху —внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком».
Цель: Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста через выполнение игровых заданий и упражнений. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, память. Воспитывать умение сопереживать, желание оказывать посильную помощь.
Материал: игрушка - зайчик, морковка.
Содержание диагностического задания: Инструкция ребенку: - Возьми одну морковку и выполни задание зайчика:
- возьми морковку в правую руку;
- переложи морковку в левую руку;
- подними морковку вверх;
- опусти вниз;
- спрячь морковку за спину;
- положи ее перед собой;
- подними над головой;
- положи под стул.
Упражнение «Где находится предмет?»
Цель: Понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа.
Материал: иллюстрация
Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию и ответит на вопросы.
- Перечисли предметы которые изображены на вверху? Внизу?
- Какие предметы находятся слева, справа?
-Что находятся ближе, дальше?
- Какие предметы находятся впереди, а какие сзади?
Задание: - Кто на заборе? Кто перед забором? Кто за забором?
Задание: - Покажи рисунок, на котором мяч находится спереди.
5.ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ.
ЦЕЛЬ: Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь,
утро — вечер.
Упражнение «Когда это бывает?»
Цель: Уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал: тематический набор картинок (части суток).
Содержание диагностического задания: Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:
- Что нарисовано на картинке?
- Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)
- Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)?
- Что вы делаете ночью (днём)?
- Какое сейчас время суток?
Задание: Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь). А сейчас разложи картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…»
Дидактическая игра «Детский сад»
Цель: Закрепить знания о частях суток. Продолжать формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток «день-ночь, утро - вечер».
Материал. Мяч.
Содержание диагностического задания: Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .
- Мы делаем зарядку…
- Мы занимаемся…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструментарий для педагогической диагностики в младшей группе
Социально-коммуникативное развитие 1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах , в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Методы: наблюдение в быту и в организован...
Инструментарий педагогической диагностики в старшей группе детского сада
Пояснительная записка Диагностические задания (мониторинг) для детей 5-6 лет (старшая группа) направлены– в начале года, на о...
Инструментарий педагогической диагностики в младшей группе (3-4 года) по образовательным областям в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы»
Инструментарий педагогической диагностикив младшей группе (3-4 года)по образовательным областямв соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы»...
Инструментарий педагогической диагностики в младшей группе (3-4 года)
Диагностика педагогического процесса в младшей группе (с 3 до 4 года) Инструментарий педагогической диагностики в младшей группе (3-4 года) Инструментарий педагогической ...
Инструментарий педагогической диагностики в средней группе (4-5 лет)
средний возраст...
Инструментарий педагогической диагностики в старшей группе (5-6 лет)
старшая группа...
Инструментарий педагогической диагностики в подготовительной группе (6-7лет)
подготовительная группа...