Выбор игрушки для ребенка.Игрушки для ума.
консультация (старшая группа)

Полутина Наталья Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybor_igrushek_dlya_rebenka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

BS00554_ Выбор игрушки для ребенка

                                        Игрушки для ума

В ДЕТСКИХ МАГАЗИНАХ ТАКОЕ ИЗОБИЛИЕ ИГР, ЧТО РОДИТЕЛЯМ ВПОРУ РАСТЕРЯТЬСЯ. МЫ ПОДСКАЖЕМ ВАМ, КАК СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.

Честное слово, многие современные мамы и папы не отказались бы снова стать младенцами. Потому что уж тогда-то им точно не удалось бы отвертеться от гениальности. Во всяком случае, попадая в магазины, где продаются развивающие игры и игрушки, они думают именно об этом. Действительно, у наших любимых деток огромные преимущества перед нами: все достижения современной психологии и педагогики в их распоряжении. Да еще такие красивые, яркие и приятные на ощупь, что у родителей нет никакой возможности удержаться от покупки. Итак, отправляемся в магазин в поисках умных игрушек.

Погремушка как модель мира

Давно прошла пора скучных и совершенно одинаковых пластмассовых погремушек, все хитрости которых знаешь наперечет. Современная    погремушка лишь совсем отдаленно напоминает свою «бабушку» из нашего с вами детства. Она далеко не всегда пластмассовая, а даже чаще — бархатная, нейлоновая, резиновая, а иногда и такая, и другая, и третья одновременно. Она умеет греметь и звенеть на разные голоса — смотря с какой стороны малыш ее потрясет. Часто у такой погремушки есть что покрутить в разные стороны. И результаты таких манипуляций самые разнообразные: например, повернул кроха игрушку одним боком, а в прозрачную трубочку вдруг выкатился блестящий и яркий шарик. Повернул другим — и раздался мелодичный звоночек. Игрушки нового поколения, предназначенные для самых маленьких, отнюдь не являются копиями взрослого предметного мира, это самостоятельные конструкции, в которых скрыто множество самых разных возможностей. И надо подчеркнуть, что это не случайная прихоть изобретателей, а тонкий расчет. Все дело в том, что младенец познает мир целиком, еще не выделяя отдельные его части. Ему интересно крутить в ручках то, что изменяется и поддается подробному рассматриванию. Вашему малышу просто-напросто не приходит в голову, что предметы могут быть предназначены для каких-то определенных целей. Для него все они — лишь источник информации о возможностях его собственного тела. С этой точки зрения активные игровые коврики для малышей, снабженные кармашками, в которые можно что-то полог жить; зеркальцем, в которое можно поглядеться; лямочками, за которые можно потянуть; бархатными или шелковистыми подушечками, которые смешно пищат, когда на них нажимаешь, — настоящая находка.  Потому что такой коврик позволяет тренировать все сенсорные, то есть чувственно- ощущательные способности вашего малыша. Подобные коврики чаще всего бывают тематическими (например, «Шалтай- Болтай», «Винни- Пух», «Корова» и так далее).

Шесть месяцев: первый рубеж

Для юного исследователя, которому уже стукнуло целых шесть месяцев, вполне можно приобрести первые кубики. И лучше всего, если они будут мягкими, да к тому же из ткани разной фактуры. Если же вы найдете в продаже резиновые кубики, то отдавайте предпочтение тем из них, у которых поверхность граней на ощупь оказывается разной (например, грани кубика покрыты выпуклыми картинками). Подобные хитрости придуманы для того, чтобы развивать мелкую моторику крошечных ручек вашего младенца. В это же время уже не обойтись без пирамидок. Кроме традиционных, с кольцами разных цветов и размеров, к которым мы все привыкли, современные пирамидки могут выглядеть и довольно необычно: например, как набор автомобильчиков, человечков или забавных зверушек, которые надо поставить друг на друга. Автомобильчики можно использовать как самостоятельные игрушки, к одному из них с помощью специальных крючков можно прикрепить прицеп и так далее. Кстати, подобные игрушки смогут радовать вашего кроху несколько лет. Из двух почти одинаковых игрушек выбирайте ту, где есть зеркальце: ученые давно установили, что разглядывание зеркальной поверхности хорошо влияет на развитие зрения малышей. Многие, как западные, так и отечественные, фирмы выпускают наборы разноцветных пластиковых стаканчиков, которые складываются также, как наша матрешка. Это очень полезная игрушка: она помогает малышам после полугода познакомиться с понятиями больше- меньше, научиться манипулировать предметами и располагать их в порядке возрастания-убывания.

Мягкое удовольствие для крошечных исследователей

Все маленькие дети обожают мягкие игрушки. Совсем крохотным лучше всего подходят зверушки или человечки, сделанные из бархатистой, хлопчатобумажной ткани без длинного ворса. Такую игрушку ребятишки вполне могут пробовать на вкус и на зуб, не подвергаясь опасности наесться шерсти. Зверушки, как правило, наполнены специальными легкими шариками разных размеров. Некоторые части такой игрушки (например, ушки слоника, мордочка носорога или фартучек зайца) оказываются приятно бархатистыми на ощупь, а вот лапки покрыты забавными резиновыми пупырышками... Все это стимулирует ручки маленького ребенка, а значит, готовит почву для нормального речевого развития. Кстати, держать такую замечательную игрушку в руках — это настоящее удовольствие не только для ребенка, но и для взрослого человека. Почти все игрушки для детей до года импортные и стоят довольно дорого, а отечественных, более дешевых аналогов в магазинах практически нет. Если у вас нет возможности приобрести все вышеперечисленное, вполне можно обойтись одной или двумя.

Один год: форма, цвет и законы бытия

Для годовалых малышей хорошей игрушкой окажется развивающая конструкция, которую специалисты называют довольно скучно — активный куб. Такую игрушку выпускают многие западные фирмы, среди них такие известные, как «Тomy» и «Chicco». Чаще всего такая игрушка представляет собой куб, цилиндр или даже домик с крышей и трубой, у которого есть прозрачные стенки и отверстия разной формы (в них малышу надо вставлять фигурки подходящей конфигурации и нужного цвета), есть также ключики, повернув которые, ребенок услышит приятную мелодию...

Активный куб знакомит годовалого крошку с понятиями формы и цвета, а также помогает ребенку сделать первый шаг к тому, чтобы научиться устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и событиями вообще. Это прекрасная зарядка для развивающегося интеллекта вашего малыша Годовалые дети уже вполне могут конструировать. Конструкторы для малышей в целях безопасности выполнены из резины, а некоторые даже пахнут ванилью. Наверное, не нужно объяснять, что увлекательный конструктор развивает пространственное мышление и хорош для развития точности движений.

Два года: рамки-вкладыши и мир джунглей

Малышам с полутора-двух лет вполне уже годятся игрушки, специально предназначенные для развития интеллектуальных операций и навыков мышления. Хороши, например, многочисленные варианты рамок и вкладышей Монтессори или Никитиных. Они могут быть деревянными или выполненными из мягких полимеров. В такую рамочку врезано изображение животного или геометрическая фигура. Малыш может легко выдавить (или вытащить) фигурку, а потом попытаться вставить ее на место. В продаже есть наборы, включающие в себя несколько рамок разных цветов, так что ваш ребенок может подбирать животных или фигуры еще и по цвету. Такие занятия помогают развить точность движений, знакомят малыша с основными геометрическими формами, учат его различать цвета. Кроме того, фигурки можно обводить карандашом или фломастером — это занятие подготовит ручки малыша к письму. Еще одно чудесное достижение изобретателей игрушек — это развивающие коврики- паззлы из мягкого полимера. Они довольно большие, около метра в длину и чуть меньше — в ширину. Обычно это яркая картинка из жизни обитателей подводного мира или джунглей. Изображения некоторых животных в таком коврике вытаскиваются. Когда малыш научится собирать паззл в целом, то есть составлять его из шести правильных квадратов, можно усложнить задачу, предварительно вытащив изображения морских обитателей, а потом вместе с ребенком вернув их на место.

Два-три года: зайка на шнурках и гибкое мышление

Для детей двух лет и старше выпускаются самые разные игрушки со шнуровкой. Это может быть деревянный плоский башмачок или целая картинка- паззл, части которой можно соединить между собой шнурками. Например, к лапке зайчика можно прикрепить морковку или репку... Дети выполняют эту задачу с удовольствием, а заодно приобретают полезный житейский навык. Целую серию таких игрушек выпускает российское объединение «Оксва». Оно же выпускает специальные рамочки с геометрическими фигурками разного цвета, еще один вариант рамок Монтессори. Каждая из них в свою очередь разрезана на более мелкие геометрические фигуры. Играют с ними так: все части высыпаются, раскладываются на кучки по цветам, а потом помещаются на место так, чтобы каждая фигурка получилась целой. Это очень хорошее упражнение для развития гибкости мышления и пространственного воображения. Есть в продаже и специальные рамки, где в наглядной форме для двух- трехлетних ребят представлено понятие математической дроби. Это деревянная пластина, в которую врезано три круга разных цветов. Каждый из цветных кружочков, в свою очередь, разделен на несколько сегментов. Самый простой вариант: три круга, один из которых — целый, другой составлен из двух половинок, третий — из трех частей. И вот вам, пожалуйста: ребенок с легкостью овладевает понятиями целого, одной второй и трети.

Четыре года: имитация взрослой жизни

Психологи считают, что к четырем годам у ребенка просыпается вкус к ролевым играм. Тогда наступает пора детской посуды, наборов юного доктора и кукол. Иногда родители забывают о важном развивающем значении обычной детской игры и игрушек, имитирующих предметы реальной взрослой жизни. Но играя в доктора или готовя обед для кукол, особенно в компании других ребятишек, наши дети учатся важным навыкам общения и самым обычным бытовым умениям, примеряют на себя роли,
которые им придется исполнять в будущей взрослой жизни.
Российское объединение «Климо» выпускает замечательные наборы деревянной детской посуды, которые можно раскрасить вместе с ребенком (краски прилагаются). Пусть малыши кормят своих кукол из посуды, сделанной практически собственными руками.
Это утолит потребность старшего дошкольника в творчестве. Именно в этом
возрасте глина, пластилин, карандаши, цветная бумага, ножницы становятся
главными развивающими игрушками.

Пять лет: большие путешествия... на столе

Дошколята с удовольствием играют в разные настольные игры, будь то обычные бродилки — кстати сказать, прекрасный тренажер для овладения счетом — или лото, домино с картинками. Белорусское объединение «Стеллар» делает замечательные наборы для развития логического мышления и овладения навыком классификации предметов. Например, надо подобрать недостающую картинку к трем птицам. Или в пару к зубной щетке нужно найти изображение тюбика с пастой, а к расческе — изображение непричесанной девочки. Кировское ОАО «Радуга» выпускает огромное количество игр, направленных на подготовку ребенка к школе. Например, набор развивающих заданий «Для умников и умниц». Это цветные карточки-картинки с заданиями. Допустим, на картинке изображены рыбки, плывущие в разные стороны. Рыбок, плывущих налево, надо раскрасить в желтый цвет, а тех, которые плывут направо, — в красный. Другая карточка предлагает составить рассказ по картинке, третья — раскрасить в разные цвета стрелки, указывающие вниз, вверх, влево, вправо. В этой же серии есть набор, который поможет вам научить ребенка понимать время. В наборе есть плоская модель часов с двигающимися стрелками и картинки, на которых изображены разные моменты в жизни человека: вот утро, человечек на картинке встает с постели, а часы над кроватью показывают семь часов; вот обед, люди на картинке сидят за столом, а на часах — час дня и так далее. Настольные игры хороши еще и тем, что учат детей действовать по заранее оговоренным правилам. Это важный этап подготовки к школьной жизни.

Используемая литература:

  1. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры для малышей. М.: Просвещение, 1988.
  2. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском саду.  М.: Скрипторий 2003, 2010.
  3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
  4. Выготский Л.С. Сборюсоч.: М.: Педагогика. Т.4: Проблема возраста/ под ред.Д.Б.Эльконина, 1984.
  5. Использован материал старш. воспитателя ГОУ детского сада комбинированного вида № 143 г. Москвы Маркеловой Ирины Сергеевны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет " Выбор игрушки"

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни ...

Статья «Выбор игрушки»

Часто при выборе игрушки для своего ребенка перед родителями встает вопрос: а какую же лучше купить - полезную или красивую (что не всегда, на взгляд родителей, одно и то же)? ...

Выбор игрушки. Статья.

Каждый ребенок особенный. И по этому, это нужно учитывать при выборе игрушки....

"Несколько советов при выборе игрушки"

Внимательные родители знают,что играя ребенок учится,набирается опыта, взрослеет. Игра-основной вид деятельности ребенка, поэтому и выбор игрушки дело очень и очень важное! Думаю, некоторые советы по ...

Консультация для родителей при выборе игрушки для ребенка

Уважаемые родители, все мы хотим, чтобы детство у ребенка было радостное и счастливое. Чтобы у ребенка было все, чего небыло у вас...Но есть несколько простых правил, которые помогут вам....

Консультация для родителей "Выбор игрушки для ребёнка: основные критерии"

В первые годы жизни пожалуй одним из основных источником информации для ребенка будут игрушки и книги. Ребенок играется ими, успокаивается, познает окружающий мир, изучает: щупает, пробует на вку...