Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование социально уверенной личности в исследовательской деятельности».
консультация
Академик Академии творческой педагогики РАО Николай Николаевич Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности, наравне с игрой, является экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается во всех отношениях. Следовательно, одним из эффективных методов формирования социально уверенной личности является грамотно организованная поисковая деятельность, а именно – экспериментирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Академик Академии творческой педагогики РАО Николай Николаевич Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности, наравне с игрой, является экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Ян Амос Коменский, Иоган Генрих Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Другой известный педагог Мария Михайловна Манасеина ещё в 1880г. сказала: «… при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом, следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты, наблюдения и опыты». Проблема детского экспериментирования имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П.Павлова осуществился один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой–нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу. Отсюда следует, что одним из эффективных методов формирования социально уверенной личности является грамотно организованная поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается во всех отношениях.
Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений.
Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний. Цель детской исследовательской деятельности – становление у детей научно-познавательного, практически — деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает. В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребенка. Последние, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организовывается практически по той же схеме, что и деятельность маститого ученого.
Проект дошкольника неизбежно включает основные элементы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования),
- выработка гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала; обобщение полученных данных;
- подготовка и защита проекта (сообщение, доклад, создание макета…)
Толчком к началу проекта может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться. В дошкольном возрасте дети еще не умеют читать и писать, поэтому необходимо их научить пиктографической «грамотности» — использование значков и картинок. При помощи этих картинок-рисунков дети в дальнейшем смогут воспроизвести некоторый текст. Например: у каждого ребенка есть специальная «папка исследователя». С этой папкой ребенок передвигается в некотором пространстве проектной деятельности. Если он узнает что-то новое, то в его папке появляется новый рисунок-запись.
Далее ребенок выдвигает гипотезу. Дети постоянно выдвигают различные предположения по поводу того, что они слышат, видят, чувствуют. Умение выдвигать гипотезы ребенком тесно связано с умением ставить им вопросы и искать на них ответы разными способами. Здесь педагогам необходимо подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально сможет реализоваться как исследователь.
Сбор материала. Он может происходить из различных источников:
- в ходе организованной образовательной деятельности. Но в отличие от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предполагает жестко организованных, заранее спланированных занятий. В системе занятий акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний на индивидуальную исследовательскую практику. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая не только тематику, но и сами предметы собственных учебных исследований.
- гибкого использования учебных зон, расположенных на территории детского сада.
- предметных мини-центры по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточены самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы детей. При организации проектной деятельности необходимо предусмотреть наличие укромных уголков, где ребенок сможет свободно уединиться, обдумать собственные планы.
Получить информацию можно из компьютера, обратиться к специалисту, спросить любого человека.
В реализации проектной деятельности дети учатся:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- структурировать полученный в ходе исследования материал;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
- готовить собственные мини-доклады.
Задачи эти трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решаются успешно. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Используя проектно-исследовательскую деятельность, педагог ставит перед собой задачи:
- научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность (помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир?);
- научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;
- научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых всей группой детей.
На все эти вопросы дает ответы практическая детская исследовательская деятельность, индивидуальные исследования детей, групповые проекты, где главное — активное участие самого ребенка в образовательном процессе. Каждый ребенок в рамках общей темы имеет возможность для проявления своих творческих способностей, может раскрыться с той стороны, где он наиболее силен. В процессе работы с детьми, для каждого ребенка может использоваться свой уровень реализации проекта:
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстояло найти ребенку;
2. Педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок искал самостоятельно.
3. На высшем уровне постановки проблемы, поиск ее методов исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.
Методические рекомендации педагогам по руководству детской исследовательской деятельностью.
1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
4. Избегайте прямых инструкций ребенку.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Помогайте учиться управлять процессом мышления:
- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
- развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.
Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир, – вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.
Оптимальные условия для экспериментально-исследовательской работы детей
1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, содержащим опыты, эксперименты, исследования, наблюдения.
2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.
3. Создание в группе и в учреждении комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования в совместной и в самостоятельной творческой деятельности детей.
4. Создать в группах уголки, зоны для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время.
5. Использовать уголок природы и огород на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.
8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
9. Разработать методы стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.
10. Привлекать родителей к исследовательским детским проектам. Провести консультацию по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
При решении проблемы развития познавательной активности дошкольников необходимы:
1. Активное практическое участие ребенка на занятиях с использованием всех органов чувств, где ребенок слышит, видит и делает сам.
2. Индивидуальная исследовательская деятельность детей, в процессе которой ребенок учится видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы и т.д.
3. Групповая детская исследовательская проектная деятельность в процессе которой дети учатся работать согласованно, единой командой, поскольку содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых всей группой детей.
4. Наблюдения на прогулках с рассуждениями, опытами, воздействиями на объекты природы.
5. Активная игровая деятельность, в ходе которой идет познание мира и человеческих взаимоотношений в социуме.
6. Режимные моменты, в ходе которых ребенок активно приобретает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
7. Все виды детского труда, в ходе которых происходит развитие у детей исследовательских умений и практических навыков.
8. Творческая художественная деятельность в ходе которой есть у ребенка возможность для проявления своих творческих способностей, там ребенок может раскрыться с той стороны, где он наиболее силен.
9. Познавательные экскурсии, в ходе которых дети практически научатся устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями.
10. Экспериментирование, опытническая работа в совместной и в свободной продуктивной деятельности научат ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность (помогут ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир?).
11. Концертно-развлекательная музыкальная детская деятельность (возможно вместе с родителями) разовьет в детях гибкость, пластику, певческие и коммуникативные способности.
12. Театрализованная деятельность поможет развить в детях интонационную выразительность, мимику, походку, жестикуляцию, речь.
13. Труд, экспериментирование и наблюдение в уголке природы научат дошкольников устанавливать причинно-следственные связи, они смогут приобрести практические умения работать с инструментом, выполнять определенные действия с растениями, наблюдать, делать выводы, и умозаключения.
14. Спорт, физкультура, подвижные игры, профилактическая оздоровительная деятельность.
15. Совместное участие с родителями в семейных клубах и объединениях, где ребенок активно учится выступать, доказывать и защищать свои идеи, готовить собственные мини-доклады.
16. Активное участие в городских, районных, региональных, российских конкурсах любого направления, где ребенок учится представлять себя, свои изыскания, находки и другое.
17. Активное участие детей в выставках, смотрах, конкурсах внутри детского сада.
18. Связь с социумом, активное изучение истории и достопримечательностей родного края, города, в процессе которых ребенок становится гражданином, у него вырабатывается своя жизненная позиция, воспитывается гордость за свою Родину, созидательной отношение к миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Саморазвитие. Тема: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».
Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста....
Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подгото...
Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование основ здорового образа жизни"
Выступление на педсовете на тему:«Формирование здорового образа жизни детей»Воспитатель: Сигарева Е.К.Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья...
Выступление на педагогическом совете на тему " Формирование связной речи и познавательных способностей дошкольников".
Выступление на педагогическом совете на тему " Формирование связной речи и познавательных способностей дошкольников ".Одной из важнейших задач воспитания в детском саду является...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нём»
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровь...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
Консультация...
Доклад для выступления на педагогическом совете по теме « Формирование доброжелательности детей подготовительной к школе группы средствами подвижных игр»
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка- дошкольника, и потому рассматривается зарубежными и отечественными психологами как одно из главных средств воспитания. Известные русские педагоги- ...