Выступление на педагогическом совете на тему " Формирование связной речи и познавательных способностей дошкольников".
учебно-методический материал по развитию речи
Выступление на педагогическом совете на тему " Формирование связной речи и познавательных способностей дошкольников ".Одной из важнейших задач воспитания в детском саду является развитие речи: её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Для любого разумного человека очень важен дар слова. Мы взрослые должны помочь ребёнку овладеть этим прекрасным даром. Начинать эту работу необходимо , как можно раньше, чтобы ребёнок пришёл в школу с уже хорошо развитой речью . Это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. а для осуществления этой задачи необходимо играть с ребёнком в развивающие речь, мышление,фантазию игры. Основная функция речи - коммуникативная. Без речи невозможен ни один вид деятельности.При важнейшем участии речи человек приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает специальные ценности, включается в социум.
У ребёнка постоянно формируются средства ( система языковых знаков),а также приёмы и способы коммуникации .К концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое и структурное и смысловое оформление высказыванийв разных формах - в соответствии с замыслами и целью общения.
Далее перечисляются эти умения и навыки. В выступлении говорится о задачах, которые решает развитие речи по ФГОС ( формирование речи детей т.о., чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми; обогащение активного словарного запаса ребёнка, развитие творческой речи:сочинение рассказов, сказок, стихов; приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы; развитие фонематического слуха и др.) Связная речь является одним из компонентов и разделов языка. Связная речь обеспечивает коммуникативную функцию речи, реализуется в 2-х формах: диалоге и монологе. Затем предлагаютя приёмы работы, которые используются для формирования навыка и умения связной речиу детей с нарушениями речи ( составление рассказа по демонстрируемому действию; составление рассказа по сюжетной картинке: по вопросам, без вопросов, речевой образец, план к рассказу; составление рассказа по картинному плану; по серии картинок, рассказ по цепочке; перессказ текста или рассказа. проведение беседы). Существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи : наглядность и сознание плана высказывания. Наш психолог Л. С. Выготский отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а каждое звено должно вовремя сменяться последующим. Предлагается составить рассказ - описание ппредметов одежды по схеме. Приводятся примеры игр для развития связной речи : "Ц ыплёнок", " Зайцы", " Рассказ Незнайки" и другие. Не отказывайте ребёнку на просьбу поиграть. Ведь часто в игре и сложное становится доступным. Играя , мы поможем нашим детям в познании окружающего мира, накоплении знаний,освоении языка, развитии умения общаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_svyaznoy_rechi_ped_sovet.docx | 42.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи: её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания в детском саду.
Не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К.А. Аксаков писал: « Слово есть 1-ый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Начинать эту работу с ребёнком необходимо как можно раньше, не полагаться , что «в школе научат», лучше позаботиться, чтобы ребёнок пришёл в школу с уже хорошо раз-витой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. Для этого необходимо играть с ребёнком в развивающие речь, мышление, фантазию игры.
Основная функция речи - коммуникативная. Речь также является непремен-ным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятель-ности: теоретической, практической, коллективной и индивидуальной. При важнейшем участии речи человек приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваи-вает специальные ценности, включается в общественное производство.
Речь является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребёнка.
Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. В процессе осуществления все более усложняю-щейся деятельности на каждом последующем этапе развитя ребёнка перед ним возникает всё больше и больше задач ( познавательных, регулятивных и др.), требующих для их развития, решения, обращения к речевой коммуника- ции. У ребёнка постоянно формируются средства ( система языковых знаков), а также приёмы и способы коммуникации.
По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что , в свою очередь, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков( нарастает их количественный состав, усложняется структура, совер-шенствуется качество). Уже к концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обес-печивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказы-ваний в разных формах – в соответствии с замыслами и целью общения.
Это такие умения и навыки как:
-навыки звукового оформления высказывания, соответствующие нормам реализации речи;
-умение отбирать для высказывания слова в соответствии с общепринятыми значениями;
1
-строить грамматически правильные высказывания,соответствующие законо-
мерностям языка;
-применять разные виды высказываний, соответствующие коммуникативному намерению( мотиву, условиям и цели общения).
Эти умения и навыки обеспечивают процесс говорения. Существует ещё группа умений и навыков, обеспечивающих процесс приёма (слушания) речи:
-умение понимать предметно-содержательную сторону высказывания;
-осмыслить интонационную сторону высказывания, и тем самым определять его цель;
-узнавать слова в соответствии с их значением и т. д.
Названные умения отвечают потребностям ребёнка дошкольного возраста, осуществляющим речевое общение в рамках ведущей в этом возрасте игро-вой деятельности. Эти умения, формирующиеся спонтанно, «прилаживаясь» к потребностям общения,оказываются в то же время ещё недостаточно сфор- мированными для перехода на новую деятельность – учебную.
По данным исследователей, у детей к концу дошкольного возраста ещё
недостаточно сформированными оказываются умения понимать синтакси- чески сложные высказывания и умения строить связную речь.
Развитие речи дошкольников по ФГОС решает следующие задачи, как:
-формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми;
-обогащение активного словарного запаса ребёнка;
-развитие творческой речи: сочинение рассказов, сказок, стихов;
-приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литера-туры;
-развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударе-ние , слышали звуки в словах.
Эти задачи специалисты дошкольных учреждений выполняют с помощью различных методик и упражнений.
Связная речь является одним из компонентов и разделов языка ( сюда вхо- дят фонетика- звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамма-тический запас, грамматический строй речи, слоговая структура слова).
Что же такое связная речь?
Связная речь - это смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь обеспечивает коммуникативную функцию речи, реализуется в 2-х формах: диалоге и монологе.
Детей необходимо учить задавать вопросы и отвечать на вопросы полным предложением, составлять предложения, рассказ по предметной, сюжетной
2
картинке или серии картинок, составлять рассказ ( о реальном событии,
предмете), пересказ, устное сочинение по воображению.
В то же время связная речь, не просто « последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены словами в правильно построенных предложениях, а речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».(Ф.А. Сохин « Основные задачи развития речи. Развитие речи детей дошкольного возраста». М.,1976г. с.8)
Для оперирования связной речью на основе сознания в условиях целена-правленно-организованной деятельности, как это происходит в школе. Одна-ко, при целенаправленных условиях деятельности дошкольников, можно добиться значительных успехов в формировании умений, необходимых для организации связной речи.
Другими словами, обучение детей связной речи - это обучение умению чётко, последовательно излагать свои мысли, что и является одной из ос-новных задач массовых и специальных дошкольных учреждений.
У детей с отклонениями в речевом развитии, вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы, спонтанное, поэтапное формирование рече-вых умений и навыков встречает определённые затруднения, которые усу-губляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Образовавшиеся,таким обра-зом, элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения и последующего обучения в школе. Поэтому, с момента обнаружения нарушения речи, дети должны включаться в специально – организованный педагогический про-цесс логопедического воздействия.
Дети с нарушениями речи и общего развития обычно отстают от своих свер-стников в своих речевых возможностях от потребностей ведущей деятель-ности, и ,тем самым, от собственных потребностей, которые недостаточно стимулируют развитие речи.
Педагогическое воздействие располагает «+» возможностями перевода ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой деятельности: учебной по цели и игровой по характеру осуществления.
Для формирования навыка и умения связной речи у детей с нарушениями речи используются следующие приёмы:
1. Составление рассказа по демонстрируемому действию;
2. Составление рассказа по сюжетной картинке:
- по вопросам;
- без вопросов;
3
- предлагается речевой образец ( краткий или подробный);
- план к рассказу;
3. Составление рассказа по картинному плану (использование схем в составлении описательных рассказов);
4. Составление рассказа по серии картинок:
- сначала детям предлагается рассмотреть предложенные картинки;
-затем расставить картинки в последовательности;
- потом составить рассказ;
Иногда используется беседа по вопросам с опорой на картинки. Этот вид рассказывания соответствует определению последовательности событий, умению правильно строить свои высказывания, планировать свою речь и, конечно же, развитию мышления.
Детям этот приём очень нравится, они с удовольствием составляют рассказы. Иногда мы используем рассказ по цепочке.
5. Рассказ по цепочке.
После того как составлен весь рассказ, детям предлагается начать расска-зывать друг за другом, когда 1- ый ребёнок начинает, 2-ой продолжает,3- ий заканчивает.Такой вид рассказывания приобщает детей к самостоятельному составлению рассказа, а также развивает внимание у детей, развивает чувство уважения и умение слушать высказывания своих товарищей.
Для детей с ОНР характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков, у них, как правило, нарушено внимание, несовершенство логического мышления. И такие дети попадают к нам в группу, с ними ведётся огромная коррекционная работа по обучению, развитию связной речи.
Существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, Л.В. Эльконина- наглядность (рассматривание предметов, картин помогает детям назывть предметы, их характерные признаки, производимые действия).
В качестве 2-го вспомогательного фактора выделено сознание плана вы-сказывания. Наш психолог Л.С. Выготский отмечал важность последователь-ного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Например:
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ.
Схема составления рассказа помещена на картинных листах, на лист нано-сится символика, на каждой странице- характерный признак предмета или объекта, либо времён года, о которых надо рассказать.
4
1) ЦВЕТ.( 3-5 цветных пятна: красное, желтое,синее…).
2) МАТЕРИАЛ. На листе наклеены кусочки ткани (шерсть, ситец, шёлк или капрон (одинаковой формы и размера). Предварительно на занятии проводится работа по ознакомлению с названными материалами и др.,
чтобы дети рассмотрели их, потрогали и запомнили названия тканей.
3) ЧАСТИ ОДЕЖДЫ. Изображён сарафан или костюм, все части которого( воротник, рукава, манжеты, оборка, пояс и т.д.) находятся на некотором расстоянии друг от друга. Детей заранее знакомят с названиями деталей костюма.
4) СЕЗОННОСТЬ ОДЕЖДЫ. На листе нарисованы солнце, подснежник, Жёлтый кленовый лист и несколько снежинок, которые символизируют времена года( лето, осень, зиму, весну).
5) ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ОДЕЖДА. Символические изображения мужчины, женщины, мальчика, девочки.
6) ДЕЙСТВИЯ С ОДЕЖДОЙ. Изображена кисть руки с разведёнными пальца-ми.
Даже при самом высоком уровне развития речи без схем дети не в состоя-нии составлять такие подробные рассказы-описания. Подобные схемы- картинки для составления описательных рассказов выполнены по лекси-ческим темам: «Игрушки», «Предметы», «Посуда», « Овощи, фрукты», «Одежда», « Времена года».
Составление описательных рассказов о предмете может быть:
- самостоятельно,
- по предложенному плану,
- по вопросам логопеда,
- по образцу логопеда.
6.Пересказ текста или рассказа, проведение беседы.
Для пересказа используются небольшие по объёму русские народные сказки или художественные произведения. Целью беседы является уточне-ние и систематизирование знаний детей по изучаемой теме на всех занятиях в течение недели.
Каждая тема разработана, включает речевой материал, который необходимо знать каждому из детей, загадки, игры, художественные произ-ведения, сюжетные картинки.
7. Пересказ текста по имитации действий.
8. Послушай рассказ, сказку, придумай продолжение.
Послушай рассказ, сказку и придумай свою. Эти виды пересказов исполь-зуются активно в логопедической группе.
9. Элементы рассуждающей самостоятельной речи.
( Игра « Что напутал художник?»)
5
Большую роль в развитии связной речи у дошкольников играют различные речевые игры.
Пособие В.И. Селивёрстов. « Речевые игры с детьми» используются активно в нашей работе при подготовке к занятиям.
Игры имеют большое значение для физического и психического развития каждого ребёнка, для становления личности, индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра, как форма деятельности ребёнка, способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА.
1. « Кто внимательный?»
Цель: развитие фразовой речи.
Оборудование: различные игрушки-машины, куклы, кубики и т.д.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ:
Логопед вызывает 1-го ребёнка и даёт ему задание, например, « возьми мишку и посади в машину» (2-х ступенчатая инструкция). Дети сидят тихо, они не должны подсказывать друг другу. Ребёнок выполняет действия, а затем говорит, что он делал.
2. « Кто летит / бежит, идёт, прыгает/?»
Цель: накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действие предмета.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: в начале игры водящим является педагог, затем ребёнок. У ребёнка должен быть достаточный запас слов.
Дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей:
« Я буду говорить птица летит, самолёт летит, бабочка летит и т.д., а вы поднимайте руки. Но слушайте внимательно, что я говорю: Я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать вверх не надо».
В конце игры педагог называет внимательных детей.
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Общая цель речевых упражнений данного раздела-учить детей диалогической речи.
« ЦЫПЛЁНОК».
- « ЦЫПЛЁНОК».
-Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья!
- Где ж они?
- Под старой липой.
- Как зовут их?
- Цыпа-цыпа. ( Е. Благинина)
6
«ЗАЙЦЫ».
Оборудование: Детские стульчики по количеству детей.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Дети сидят на корточках за стульчиками, расставленными по кругу. Ребёнок, стоящий в центре круга, задаёт вопросы, все ему отве-чают:
-Зайки, зайки, где пропали?
- Мы в капусте отдыхали.
- А листочки все поели?
- Только носиком задели.
- Вас бы надо наказать.
-Так попробуй нас догнать.
Стоящий в центре ловит зайчиков, которые бегут по группе под музыку. Пойманного зайчика выводят из игры.
( Игры: «Сорока и медведь», « Мы делили апельсин», « Гуси – лебеди»,
« Лисонька, где ты?», « Бояре», другие народные игры.
« РАССКАЗ НЕЗНАЙКИ».
Цель: учить детей работать с деформированным текстом.
ОБОРУДОВАНИЕ: Незнайка, письмо с конвертом.
Логопед:- Дети, Незнайка прислал письмо нам, в нём рассказ. Но я ничего не могу понять. Я вам его прочитаю.
«Она занозила руку. Врач вытащил занозу. Лиза мыла розу».
-Ничего не понятно. Получился рассказ у Незнайки?
Дети:- Нет.
Логопед: - А почему?
Дети:- Он рассказал всё не по порядку.
Логопед:- Давайте исправим всё. Расскажем по порядку. Как вы думаете, что было сначала?
Дети:- Лиза мыла розу.
Логопед:- Что было потом?
Дети:- Лиза занозила руку.
Логопед:-Что было затем?
Дети:- Врач вытащил занозу.
Затем дети самостоятельно пересказывают текст в правильной последо-вательности.
Перечисленными видами рассказов работа по развитию связной речи не ограничивается. Это лишь наиболее значимые, начальные этапы. Но, если эта работа в группе/ не только логопедической/ будет проводиться постоян-но, систематически, то наши дети покажут хорошие результаты, будут подготовлены к школе, к жизни.
7
Не отказывайте на просьбу детей поиграть. Ведь в игре часто и сложное
становится доступным. Поиграйте с ребёнком, предложите ему игру, самым мы поможем нашим детям в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему «Формирование связной речи в д\с, в школе, в семье в соответствии с ФГОС».
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С разви...
Тематический педагогический совет по теме: «Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театрализованную деятельность»
Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театральную деятельность...
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста».
Одной из главных задач развития речи ребёнка в детском саду является формирование связности речи, умение содержательно, логично рассказывать о каком-то событиии, явлении. Большое значение для развития...
Сценарий Педагогического совета по теме: «Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»
СценарийПедагогического совета по теме: «Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников»
Выступление на педагогическом совете в детском саду. "Детское Экспериментирование - как метод познавательного развития дошкольников"...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нём»
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровь...
Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование связной речи посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с детской литературой. Обучение пересказу"
Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием интеллектуального воспитания ребёнка. Вопросы развития связ...
- Мне нравится (1)