16.06.2021 Сказки для агрессивных детей
материал
Предварительный просмотр:
«СКАЗКИ ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ»
"СКАЗКА ПРО КОЛЮ И ЕГО ДРУЗЕЙ" ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ДРАТЬСЯ
Людмила Цвирко
Один мальчик всегда дрался. Звали его Коля. Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Колю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громкого «Ку-ка-ре-ку!».
В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гагатали гуси, блеяли овечки «Беее!», козочка кричала «Ме-ме!». Красота!
Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, «Тук-тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка.
Коля выпил молоко и вышел во двор.
- Гав-гав! - поприветствовал его пес.
- Мяу, как спалось? - спросил кот.
Коля ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Коля остался один, ему стало скучно, и он решил пойти в рощу. Там его радостно встретили берёзки шелестом своих листьев.
- Тук-тук! - поприветствовал его дятел.
- Ку-ку! - сказала кукушка.
- Привет! - пропищал муравей.
Коля подошел к березке и сломал ветку.
- Ой-ой-ой! - закричала березка, но мальчик её не услышал. Он смастерил рогатку и стал стрелять в птиц. Разворошил муравейник.
- Не рушьте наш домик! - кричали муравьи, но и их не услышал Коля.
Потом ему и в роще наскучило. Коля вышел на проселочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза.
На другой день, когда Коля проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу.
Он пошел в рощу. Солнце спряталось за тучку. Березы не шелестели листочками. Дятел, кукушка и другие птицы улетели. Никто не пел в лесу.
Коля почувствовал себя таким одиноким. И он захотел, чтобы все было, как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому-то и шишки. Рогатку выбросил и никогда больше не ломал деревья ни в лесу, ни в городе.
"СКАЗКА ПРО ЗАЙЦА-ЗАБИЯКУ" ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЕЗЕТ В ДРАКУ
Ирина Гурина
Однажды Зайцу приснился удивительный сон. Увидел он свой родной лес, знакомых зверей и птиц. Только одно было удивительно - все они его боялись.
- Смотрите, - говорит лиса. - Вон идёт великий Заяц. Он победил меня вчера, и теперь я должна каждый день приносить ему на завтрак капусту.
- Да-да, - соглашается волк. - Это самый великий Заяц. Меня он тоже победил, и теперь я должен каждый день на обед приносить ему морковь!
- Точно, это величайший в мире Заяц! - ревёт медведь. -Он меня вчера так побил, что теперь я должен каждый вечер приносить ему на ужин мёд! Иначе он меня вообще из леса выгонит!
- Смотрите все - вон идёт великий и могучий Заяц! -стрекотали сороки.
- Великий, великий, - поддакивали белки.
- Вели-КВА-лепный, вели-КВА-лепный, - квакали лягушки.
А Заяц вышагивает по тропинке, гордо задрав голову, и расталкивает всех встречных.
Видит - под кустом малины спит медведь. Заяц подошёл к нему да как даст ему лапой. Медведь так и покатился кувырком!
- Не смей есть мою малину, косолапый, - закричал вслед ему Заяц.
Идёт он дальше, а у речки сидит волк, рыбу ловит. Подошёл к нему Заяц да как ударит волка по спине. Волк бултых в воду! Сидит и вылезать боится.
- Не смей в моей речке рыбу ловить, - погрозил ему кулаком Заяц.
Поскакал Заяц дальше, а навстречу ему лиса с лукошком яблок. Увидала Зайца, издали кланяться начала. Но Косой все равно лукошко у неё отобрал, а саму рыжую ещё и побил:
- Не смей в моём лесу яблоки собирать! Шёл он, шёл по лесу… и проснулся. Потянулся Заяц, выглянул в окошко и думает:
- И чего я раньше всех боялся? Надо показать, кто в лесу хозяин!
Вышел он на опушку да как закричит:
- Берегитесь, звери! Это я, великий Заяц, проснулся!
- Хи-хи-хи, - тоненько захихикали белочки.
- Ха-ха-ха, - басовито захохотал старый кабан.
- Ах, смеетесь! Ну, я вам сейчас покажу! - воскликнул Заяц и сердито затопотал по тропинке.
Смотрит - а навстречу ему ёжик торопится, на спинке грибы несёт.
- А ну-ка, отдавай мои грибы! - крикнул Заяц да как стукнет ёжика, и сам тут же заплакал. - Ой-ой-ой! Какой ты колючий!
- А ты приставучий! - ответил ёжик. - Зачем дерёшься? Если тебе нужны яблоки, то иди и собирай сам!
- Но я же великий и могучий Заяц, меня все боятся и уважают!
- Ты глупый! - ответил ёжик. - Никто тебя не боится. Драчунов не любят и не уважают!
- Что же делать? - спросил Заяц.
Но ёжик его уже не слышал. Он побежал по тропинке дальше по своим делам.
Грустный-прегрустный побрел Заяц домой.
- Ух! - ухнула старая мудрая сова. - Уважают не за силу, а за добрые дела!
- Глупости, - махнул лапкой Заяц.
Не доходя до поляны, на которой стоял его домик, он вдруг услышал чьи-то жалобные всхлипывания.
- Эй, кто там? - крикнул Заяц.
- Это я, медвежонок! - раздалось из кустов.
Заяц раздвинул густые ветки и увидел маленького медвежонка. Его лапка застряла между корней старого дуба, и малыш никак не мог освободиться.
- Эх ты, глупыш! Сейчас я тебе помогу, - сказал Заяц и начал ломать старые сучья.
Как только медвежонок освободился, он радостно запрыгал вокруг Зайца и запел:
Ты теперь мой лучший друг!
И пусть знают все вокруг:
Ты великий и могучий,
Самый смелый, самый лучший!
Заяц засмущался, а потом спросил:
- Ты, и правда, так думаешь?
- Конечно! - воскликнул медвежонок.
- Заяц - лучший друг медвежонка! Заяц спас медвежонка! Заяц - герой! - застрекотали сороки и понесли новость по лесу.
- Вот видишь! - сказала Зайцу сова. - Теперь тебя будут уважать не во сне, а наяву. И вовсе незачем драться для этого! Я же говорила: уважают не за силу, а за добрые дела!
"СКАЗКА О ПРОПАВШЕЙ УЛЫБКЕ" ДЛЯ ТЕХ, КТО ОГРЫЗАЕТСЯ НА РОДИТЕЛЕЙ
Проанализируйте ситуацию. Почему ребёнок начал огрызаться? Когда это началось, после какого события? Может быть вы чем-то обидели малыша, не выполнили какое-либо своё обещание. Может быть он хочет до вас что-то донести, но не знает другого способа, кроме как огрызаться. Посмотрите, не подает ли кто-нибудь из близких ребёнку людей такой пример общения. Постарайтесь устранить все возможные причины.
СКАЗКА О ПРОПАВШЕЙ УЛЫБКЕ
Дина Трушина
Жили-были где-то далеко мама Катя и дочка Сашенька. И было дочке три с половиной года. Росла Сашенька очень хорошей девочкой, и все её любили. Особенно когда она улыбалась. Казалось, даже солнышко светит ярче. Все и всегда радовались этой девочке, и всё ей было можно. Но вот что из этого получилось.
Как-то осенью пошли мама с Сашенькой гулять в парк. Вдруг Саша увидела, что недалеко продается мороженое, и требовательно сказала: «Хочу мороженого! Купи!». Но мама Катя не захотела покупать: «У тебя горлышко немножко красное, ты можешь опять заболеть», - сказала она. Саша не привыкла, что ей отказывают, разозлилась и громко сказала: «Ты нехорошая, плохая мама!» - а лицо у неё стало противным и капризным.
Рядом на скамейке сидела старушка, с виду обыкновенная, совсем как твоя бабушка. Не выдержала она и сказала девочке: «Разве можно так говорить с мамой!» Но девочка ей ответила: «Не твое дело, бабка! Моя мама, что хочу, то и говорю!» А бабушка эта была не просто старушка, а фея - не злая и не добрая, а очень справедливая. И решила она проучить девочку, чтобы она больше никогда не обижала свою маму. Она направила свой волшебный зонтик на Сашу и прошептала волшебные слова:
«Кто обидит свою маму,
станет злым и некрасивым,
Но когда ты станешь лучше,
расколдую я тебя…»
Расстроенная таким невежливым Сашиным поведением, мама Катя ничего не заметила и повела дочку домой. А Сашенька разучилась смеяться и улыбаться.
Повела мама дочку гулять. Все дети играют, смеются, а Саша рядом стоит, грустная-грустная…
Повёз папа дочку в цирк. По арене бегают веселые клоуны, смешат публику, дети веселятся, хлопают в ладоши, а у Сашеньки ротик совсем не хочет улыбаться. И какая-то она некрасивая, сердитая. Забеспокоились родители - что с ребёнком случилось? Стали они ей рассказывать веселые стихи и сказки, стали сами смешить дочку - а она, как Несмеяна, грустит и плачет.
Прошла зима. Однажды весной мама снова повела Сашу гулять в парк. Сели они на скамейку, на которой уже отдыхал какой-то старичок. Наверное, тоже волшебный. Сашенька сидит, скучает, из глаз слезы катятся. «Почему Ваша девочка такая грустная?» - тихонько спросил старичок у мамы Кати. Мама вздохнула и рассказала, что раньше дочка была веселая, но однажды обидела маму и разучилась веселиться и улыбаться. «Вашему горю можно помочь», -сказал старичок. - «Пусть девочка научится делать добрые дела - улыбка и вернется».
Решила девочка делать добрые дела, а как - не знает. «Мама, научи, как делать добрые дела», - попросила она маму. И стала мама ей подсказывать.
Однажды на прогулке какой-то малыш упал и заплакал. Саша подбежала к нему, подняла с земли, отряхнула одежду и руки и сказала: «Не плачь, все пройдет». Мама малыша сказала ей, что она умница. И Сашенька немного улыбнулась. В другой раз девочка сама взяла тряпку и вытерла колеса велосипеда после улицы. Папа очень удивился и похвалил дочку - и ещё немножко вернулась к Саше улыбка. Девочка очень старалась - помогала маме мыть посуду, убирала на место свои игрушки, делилась с малышами в песочнице формочками и всегда говорила только хорошие слова. Мама очень радовалась, глядя на Сашеньку, но улыбка пока не возвращалась насовсем, а только на минуточку.
Когда Саша и мама гуляли в парке, неожиданно встретилась та самая старушка, которая заколдовала девочку. Но Саша теперь стала хорошей и поздоровалась со старушкой. «Как тебя зовут?», - спросила фея. «Саша», - ответила девочка. - «А Вас как зовут?». «Марья Ивановна». Мама тоже познакомилась с феей и рассказала ей о Сашиной беде, о том, что пока не возвращается Сашина улыбка. Старушка спросила, не обижает ли девочка маму и папу. «Никогда!» - сказала мама. Фея поняла, что Саша опять стала хорошей девочкой, и решила расколдовать её. Она сказала Саше: «Сейчас к тебе вернется твоя улыбка, но не забывай, что она иногда теряется». С этими словами фея направила на девочку свой волшебный зонтик и прошептала волшебные слова:
«Стала, Саша, ты хорошей,
Любишь всех и помогаешь.
И за это, Александра,
Расколдую я тебя…»
Так улыбка вернулась на красивое Сашино личико. А мама, прощаясь, тихо шепнула старушке: «Спасибо!»
СКАЗКА ПРО КОШКУ МУРКУ ДЛЯ ТЕХ, КТО ОБИЖАЕТ ЖИВОТНЫХ
В эту тему вошла «Сказка про кошку Мурку». Прочитайте её ребёнку перед сном.
На личном примере регулярно показывайте малышу, как нужно обращаться с животными. Как с ними играть, как за ними ухаживать. Ни в коем случае не бейте животных в присутствии ребёнка (ну и естественно без него). Будьте для малыша достойным примером во всём!
СКАЗКА ПРО КОШКУ МУРКУ
Ирина Маниченко
Жили-были в доме хозяин, хозяйка и маленький мальчик. У них была маленькая кошечка Мурка. Хозяева её очень любили и никогда не били, а только гладили. Жили они, жили, и вот, однажды, хозяева ушли из дома по своим делам, а окошко закрыть забыли. Дома осталась только Мурка. Она долго сидела у открытого окна и смотрела на улицу. Ей было очень интересно, что же там происходит.
И вдруг Мурка увидела воробья и выпрыгнула за ним из окна. Но воробей улетел, а Мурка осталась одна. Раньше она не была на улице никогда и теперь не знала, куда ей идти. Она села под деревом около дома и стала ждать, когда же придут за ней хозяева.
Скоро стемнело и стало холодно, Мурка совсем замерзла, но хозяева не возвращались. Мимо проходила какая-то тетя, она увидела Мурку, нагнулась и сказала: «Ой, ты чья, Киса? Ты совсем замерзла и дрожишь. Пойдем со мной, я дам тебе покушать». И забрала Мурку к себе жить.
У тети дома была дочка - маленькая девочка Оля. Она никогда раньше не видела кошек и очень обрадовалась, когда её мама принесла Мурку домой. Оля не знала, как надо дружить с кошками, и стала её хлопать по голове и таскать за хвост. Оля думала, что кошке так будет интересно играть. А Мурка только жалобно мяукала.
«Ой, - думала Мурка. - Почему эта девочка меня так обижает? Раньше меня никогда не обижали, а сейчас у меня так болит хвостик, когда меня Оля таскает. И по голове меня бьёт, а мне это очень не нравится». И стала Мурка жалобно мяукать и убегать от девочки, как только Оля хотела с ней поиграть.
«И почему она со мной играть не хочет? Чего ей не нравится?» - не понимала Оля.
И вот, однажды ночью, Оле приснился сон. Она увидела, как к ним домой пришла Кошачья Фея и превратила Олю в кошку Мурку, а Мурку сделала Олей. Сначала Оле было очень интересно, и ей даже понравилось быть кошкой, но потом пришла её новая хозяйка и стала с ней играть: тянуть за хвост, бить по голове, дёргать за усы и лапы. Кошка-Оля испугалась, забилась в самый дальний угол комнаты под кровать и заплакала: «Не хочу быть больше кошкой - это так больно! Хочу снова стать девочкой!»
Оля проснулась вся в слезах. Но потом она поняла, что это был всего лишь сон, и очень обрадовалась - она была по-прежнему девочка, а кошка Мурка спала рядом с ней на кровати, свернувшись калачиком.
И тут Оля вспомнила, как плохо ей жилось в роли кошки, как ей было больно и обидно. Она взяла Мурку на руки, ласково погладила и сказала: «Прости меня, Мурочка! Я поняла, как с тобой нужно играть, а обижать тебя я больше никогда не буду и другим не позволю. Ты теперь под моей защитой!»
И стали Оля и Мурка лучшими друзьями. Оля гладила Мурку по голове, чесала за ушком, поила вкусным молоком. А когда Мурка хотела поиграть, привязывала бумажку на ниточку и убегала, а Мурка с радостью гналась за ней.
СКАЗКА ДЛЯ ДИМЫ, КОТОРЫЙ КОЛОТИЛ МАМУ ДО СИНЯКОВ
Этот случай не совсем типичный. Ко мне обратилась мама Димы, который истязал ее бесконечными требованиями. Причем попытки перевести эти требования в просьбы и научить сына использовать соответствующие ситуации слова, «я прошу», «пожалуйста» были безуспешными. В случае, когда мама отказывалась выполнять требования, Дима начинал ее колотить не очень сильными, но многочисленными и фиксированными ударами по одному и тому же месту руки, ноги, спины или груди, вплоть до появления синяков. Остановить мальчика могли только слезы женщины, но и после этого он не просил у нее прощения. После разговора с мамой был сформулирован запрос — нивелировать опыт агрессивного поведения, научить ребенка предъявлять просьбы в социально-принятой форме и просить прощения за «плохие» поступки. В работе с Димой помимо терапевтической сказки были использованы техники других психотерапевтических подходов.
МОГУЧИЙ ДУБ И МАЛЕНЬКИЙ КАБАНЧИК
На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей.
На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень.
Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди. И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.
Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына: «Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созреют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!» Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая-пребольшая рана.
Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне.
Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и... не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее.
«Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? — спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг.
— Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может...»
И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану.
— Кто посмел тебя так поранить? — спросил он у дуба.
— Это следы твоих копытец, — грустно вздохнул дуб. —Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.
— Почему? — огорчился кабанчик.
— Посмотри внимательно на мою рану, и ты сам поймешь почему, — ответило дерево.
Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал: «Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?»
Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:
— Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?
— Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, — ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.
— Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву. Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и зарастет, — прострекотала сорока и полетела прочь.
— Что приговариваешь? — вдогонку закричал кабанчик. — Какие слова?
— Волшебные... — раздался вдалеке голос улетающей птицы.
В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой.
Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой, бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать: «Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста...»
И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют, это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки.
В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.
СКАЗКА ДЛЯ ТИМОФЕЯ, КОТОРЫЙ ДРАЛСЯ В ШКОЛЕ
Впервые ко мне привели чудо-ребенка по имени Тимоша, когда ему было четыре с половиной года. У мальчика в тот период появилось странное хобби, которое не на шутку испугало родителей: Тимоше нравилось надевать мамины кофточки, обувать ее туфли, красить губы и подолгу «кривляться» перед зеркалом. Папа, ярко выраженный атлетик с чисто мужским характером, настоял, чтобы мама обратилась за консультацией к психологу.
Я не буду подробно останавливаться на диагностических методиках, с помощью которых изучались особенности поведения мальчика, скажу только, что опасения отца были напрасны. В ходе беседы с Тимошей и его мамой выяснилось также, что ребенок просто очарован певицей Веркой Сердючкой, а папа и сам не прочь посмеяться, когда артистичный ребенок пародирует своего кумира. Разумеется, родителям были даны соответствующие рекомендации по выходу из этой щекотливой ситуации. Но случай Тимоши интересен другим, его пример — яркая иллюстрация силы родительского внушения.
Вторая встреча с мальчиком произошла через полтора года, в середине сентября. Он пошел в первый класс, но уже через две недели директор попросила родителей забрать документы.
С первого дня по любому поводу Тимоша пускал в ход кулаки. Учительница говорила родителям, что не может припомнить другого такого драчуна и что «с этим надо что-то делать».
«Ребенок не смотрит жестоких фильмов, не играет в компьютерные „стрелялки" и„убивалки", не видит агрессивного поведения в семье. Откуда в нем это?» — искренне не понимал отец. Но стоило ему ответить на один-единственный вопрос психолога, как все встало на свои места. Я спросила отца Тимоши: «Вы, конечно, помните причину первого обращения к психологу. Могу я уточнить, как часто после консультации вы убеждали Тимошу в том, что настоящий мужчина не тот, кто надевает женские платья и красит губы, а тот, кто не плачет, умеет постоять за себя и дать сдачи?» Ответ был: «Часто». После такого откровения со стороны отца я отметила, что «ошибки воспитания» надо исправлять, и настояла на том, что он станет активным участником консультации наравне с Тимошей, его старшим братом Костей и мамой.
Сейчас, вспоминая ту консультацию, я невольно улыбаюсь. Мы сели рядом, я и Тимоша, мама и Костя чуть позади нас, папа устроился в дальнем углу комнаты. Вначале, когда Тимоша говорил про школьные дела, папа сидел спокойно и прислушивался к беседе. Но, когда я начала рассказывать мальчику сказку, мужчина поднялся и начал нервно ходить по комнате. Видимо, он ожидал увидеть сеанс гипноза, а тут — обычная сказка. Но это была не обычная сказка, это была сказка с инсценировкой.
ЛЬВЕНОК В ШКОЛЕ
В одном лесу жила семья львов папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.
Пришло время младшему львенку идти в школу.
— Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.
С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?» Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный». Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».
Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего брата:
— Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя? Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет:
— Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!
— Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии. Вот ты бегаешь вокруг меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь.
Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице:
— Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!
Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко: — Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с тобой дружить захотят.
Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным, буду добрым и внимательным». Но вдруг задумался: «А для чего мне тогда царская сила?» С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу.
— Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии. Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? — спрашивает львенок отца.
Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес:
— Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.
Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна. Он знал, теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и брата.
ИНСЦЕНИРОВКА
Сказка закончилась, а дальше предстояло ее инсценировать. Проигрывание сказки было спланировано специально, так как в некоторой психологической помощи нуждались все члены этой семьи. Вначале Тимоше предстояло общение со старшим братом. Он должен был сесть рядом и спросить у Кости секрет царской силы. Согласно сюжету сказки, старший львенок объясняет младшему, что сила в выдержке и в спокойствии.
В какой-то мере послание «сила в выдержке и в спокойствии» было адресовано самому Косте, так как в реальной жизни он довольно часто раздражался и конфликтовал с Тимошей.
Потом львенок с огромной радостью шел к маме, садился ей на колени. Она нежно обнимала его, целовала в щечку и говорила, что сила в доброте.
Эта сцена была своеобразным способом снять запрет на «телячьи» нежности установленный строгим отцом и вернуть матери право на проявление нежности к детям.
Сложности возникли при проигрывании последнего диалога. Тимоше предстояло подойти к отцу, по сюжету сказки царю зверей, и поговорить с ним. Мальчик с большим трудом поддался моим просьбам и, пересилив волнение, а возможно, и страх, приблизился к отцу. Справедливости ради скажу, что отцу Тимоши хватило родительской мудрости: он бережно прижал к себе сына и спокойным, ровным, мягким голосом объяснил, для чего львенку мускулы, когти и острые зубы.
Это была победа, маленькая победа взрослого мужчины над самим собой — дать право ребенку быть ребенком, дать право себе и другим ошибаться и исправлять свои ошибки.
Через две недели мне позвонил папа Тимоши и признался, что вначале счел консультацию пустой тратой времени. Он не мог поверить, что сказка способна повлиять на изменение ситуации, но отсутствие драк после консультации убедило его в том, что «психология — удивительная наука, а сказка может творить чудеса».
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ СЛОВЕСНУЮ АГРЕССИЮ
КРОКОДИЛЬЧИК
Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик. Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы.
Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов. Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть.
Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы. С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.
Правила общения с агрессивным ребенком
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать необходимо только за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребенка.
- Расширять поведенческий репертуар ребенка, обучать его приемлемым формам выражения гнева и отрабатывать навыки неагрессивного реагирования в конфликтных ситуациях.
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к сопереживанию.
- Учить брать ответственность на себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение. Рекомендации родителям агрессивных детей.
Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают...
Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.
Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...
Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....
Агрессивность детей дошкольного возраста и профилактика агрессивности детей раннего возраста.
В рабочем материале рассматривается пример из опыта работы, предлагается программа по профилактике агрессивности у детей....
Агрессивные дети. Игры с агрессивными детьми.
На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев....
Консультация для педагогов «Агрессивные дети. Как помочь агрессивным детям?»
В консультации дается определение понятию "Агрессия" и видам агрессии. Рассказывается о том, какой он "Агрессивный ребенок"? Причины агрессивного поведения. Направления работы с аг...
Агрессивные дети. Игры с агрессивными детьми.
Как играть с агрессивными детьми.На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнени...