«Мандалотерапия: учим детей избавляться от неприятных эмоций»
консультация (старшая группа)
Коррекционная и развивающая работа, улучшающая эмоциональное состояние детей, снимает напряжение, помогает им выразить свои чувства, дает возможность для самовыражения. Предложите им раскрасить, нарисовать или создать из подручного материала загадочный круг с узорами — мандалу. Сейчас мы познакомимся, как использовать мандалатерапию в работе с детьми в детском саду.
Мандалатерапия — это инструмент изотерапии (ответвление арт-терапии), в основе которой лежит психологический механизм защиты — сублимация. Он заключается в том, что если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_doklad_soloduhina_mandaloterapiya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка»
«Использование элементов различных видов арт-терапии
в работе с детьми дошкольного возраста»
ДОКЛАД
«Мандалотерапия:
учим детей избавляться от неприятных эмоций»
Подготовила: воспитатель
И.В. Солодухина
Мичуринск – Наукоград
2018 год
Коррекционная и развивающая работа, улучшающая эмоциональное состояние детей, снимает напряжение, помогает им выразить свои чувства, дает возможность для самовыражения. Предложите им раскрасить, нарисовать или создать из подручного материала загадочный круг с узорами — мандалу. Сейчас мы познакомимся, как использовать мандалатерапию в работе с детьми в детском саду.
Мандалатерапия — это инструмент изотерапии (ответвление арт-терапии), в основе которой лежит психологический механизм защиты — сублимация. Он заключается в том, что если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.
В переводе с санскритского «мандала» означает «магический круг». В широком смысле — закономерность или симметричная структура, которая располагается вокруг центра и все объединяет (рисунок в круге).
Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал известный швейцарский психолог Карл Густав Юнг. Проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, он пришел к выводу, что мандала — проекция комплексов человека, инструмент, который помогает:
- найти свою сущность;
- освободить заблокированную энергию;
- очиститься от чувства вины, страха, депрессии, физической боли.
В психологической, развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста мандалы возможно применять в следующих целях: в целях стабилизации эмоционального состояния, нормализации поведения, снятия внутреннего напряжения в целях диагностики и коррекции актуального настроения, уровня тревожности в целях развития творческого мышления, развития мелкой моторики руки, воспитания терпеливости и аккуратности, развитие устойчивости, концентрации внимания. Техника мандалы используется в сочетании с другими приемами работы, например, с музыкой, сказкотерапией и др.
В наши дни мы можем наблюдать множество разновидностей мандал: плоские и объемные, рисованные и плетеные, мандалы-песни и мандалы-танцы. Изготавливают мандалы, используя широкий спектр материалов: дерево, камень, бусины и бисер, растения, стекло, глина, пластилин, песок, металл и др. Большое распространение получило рисование мандал акрилом, акварелью, гуашью, карандашами, мелками.
Можно говорить и о нескольких направлениях интерпретации мандалы: это интерпретация цветов, используемых в мандале и их расположения и, также, формы мандалы, гармоничность расположения ее внутренних частей.
Отдельно интерпретируется цвет центра мандалы, причем в трактовке значения цветов основываются как на архетипических значениях, так и значениях, которые предлагает Люшер в своем методе цветовых выборов. Значение формы в мандалах интерпретируются также определенным образом. Так, например, К. Келлогг пишет о том, что основная фигура, лежащая в основании, центре мандалы интерпретируется отдельно, и в единстве с остальными частями мандалы. Она предлагает следующие трактовки изображений:
Звезда – символ мужественности, уверенно стоящего на ногах человека, связь с материальным миром, физическим телом, присутствии энергии, силы.
Цветок – символ женственности.
Крест – христианская символика, которая представлена и у Юнга как центрирование психического центра, Самости относительно пространства, четырех сторон света.
Квадрат – квадрат в круге, Коллинн интерпретирует это как двор или сад, который можетбыть как закрытым. Так и открытым. В случае его закрытости, это может означать депрессию.
В работе с дошкольниками используются следующие виды мандалатерапии:
- созерцание мандалы — только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Внимательно разглядывайте картинку, начиная с краев и приближаясь к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, переведите свой мысленный взор на внутренние ощущения. Не отрывая взгляд от мандалы, продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него все глубже. Время концентрации определяется индивидуально;
- раскрашивание готовых мандал — начинайте с простых узоров и заканчивайте более сложными;
- рисование, создание мандалы из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т. д.
Рисование мандал помогает развить образную память, интуицию, эмоционально-чувственную сферу. Дети учатся целостно воспринимать мир, распознавать оттенки различных звуков.
Раскрашивание мандал можно использовать, чтобы:
- скорректировать эмоциональное состояние, нормализовать поведение (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);
- диагностировать актуальное настроение (раскрашивание белого круга);
- изучить групповые взаимоотношения (создание индивидуальных мандал в группе с последующим оформлением коллективной композиции);
- диагностировать и скорректировать конкретную проблему (раскрашивание круга, который символизирует семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и проч.).
Мандалатерапию проводите не только с детьми. Включите мастер-класс для педагогов и практическое занятие для родителей.
Когда предлагаете детям разукрасить или создать свою мандалу, помните: ребенок должен работать без принуждения, чтобы этот процесс приносил ему радость. Предложите несколько рисунков на выбор — пусть он сам выберет тот, что ближе ему по настроению, а также цветовую гамму или материалы для создания мандалы.
При работе с мандалами следуйте правилам:
- не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия;
- не делайте оценочные комментарии;
- следите за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.
На одном занятии предлагайте детям только одну мандалу. Используйте музыкальное сопровождение — спокойные, умиротворяющие мелодии. Это поможет создать необходимый настрой, позволит каждому ребенку погрузиться в мир своих переживаний и новых ощущений. После работы предложите детям назвать свои мандалы, проведите беседу, проанализируйте деятельность дошкольников (допустимы корректные наводящие вопросы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка для диагностики детей 4-7 лет "Эмоции"
Цель методики: Развитие эмоциональной сферы дошкольников. 8 карточек.Буду рада вашим предложениям по их расширению....
Занятие для детей подготовительной группы "Наши эмоции"
Занятие "Наши эмоции"...
Семинар-практикум для родителей «Учим детей избавляться от гнева»
Дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способ выражения своих чувств. Задача взрослого - научить их выходить из конфликтной ситуации приемлемыми способами. Зачастую, дет...
Тренинг: «Мандала-терапия: учимся избавляться от неприятных эмоций»
Цель: повысить эмоционально-личностное благополучие педагогов и детей.Задачи:1. Показать новые способы снятия эмоционального напряжения.2. Способствовать сплочению коллектива, умению работать в группе...
Лето-самое любимое время года у детей. Это время положительных эмоций и хорошего настроения. Летом значительно увеличивается детский травматизм, и родители обязаны предупредить возможные риски и уберечь детей от травматизма.
Памятка для родителей "Профилактика детского травматизма в летний период"...
ПРОЕКТ (презентация) для детей дошкольного возраста «Неприятность эту мы переживём»
Игровые приемы для формирования у детей дошкольного возраста основ антитеррористической безопасности....
ПРОЕКТ для детей дошкольного возраста «Неприятность эту мы переживем»
Игры для формирования у детей дошкольного возраста основ антитеррористической безопасности....