Игры в жизни вашей семьи.
план-конспект занятия (средняя группа)

Имамутдинова Алсу Шафиулловна

Еще в прошлом веке «Азбука семейной жизни» предупреждала молодых родителей о том, что ребенок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми.

Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша —  это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил великий педагог Антон Семенович Макаренко.

Возможности игры огромны, они:

    •  развивают познавательные процессы личности — внимание, память, восприятие, мышление, воображение;

    •  тренируют наблюдательность и ум;

    •  развивают творческие способности детей;

    •  формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;

    •  способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;

    •  учат самодисциплине, настойчивости, выдержке — всем тем волевым качествам, без которых трудно будет учиться, жить и достигать поставленных целей и задач.

Очень большое значение игра имеет и при подготовке детей к школе. Готовя ребенка к школе родители должны учитывать психолого-педагогическую ценность игр и игрушек для  этой цели, заботиться о том,  чтобы дома было место для игры и хранения игрушек, - это поможет приучить ребенка к бережливости и аккуратности. При этом им необходимо наблюдать за играми дошкольника, обращать внимание на то, кого он изображает, разнообразны ли сюжеты игр, умеет ли ребенок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры. Именно в процессе игры происходит формирование личностной готовности дошкольника к обучению. Разнообразное содержание развивающих игр (сюжетно-ролевых или дидактических) позволяет родителям в домашних условиях реализовать интеллектуальное направление ребенка по подготовке к школе.

Каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то. 

    •  Используйте в играх с детьми фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки.

      Это  сокровищница русской народной речи и мудрости.

    •  Не забывайте о подвижных и спортивных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.

    •  Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры  «Большой — маленький», «Какого цвета», «Придумай слово»;  сочинить с вами сказку, сосчитать предметы на кухне, придумать задачу, посоревноваться в скороговорках и т. д.

    •  Научитесь играть в шашки (шахматы). Эти игры развивают логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность  их выбора.

    •  Прививайте детям любовь к игровым развлечениям — кроссвордам, головоломкам, шарадам, ребусам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум.

    •  Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите быть наблюдательными.

    •  Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превратите это в увлекательную игру создания своей родословной.

   Одна из важных задач родителя — научить ребенка проигрывать. Известно, что некоторые дети не переносят проигрышей: плачут, устраивают сцены, отказываются играть. Не стоит в таких случаях жалеть ребенка, идти у него на поводу, стараться нарочно проиграть. Ведь игра - это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнование, соперничество и, конечно, возможные проигрыши.

   Ваша игра с ребенком готовит его к жизни. Через игру он может понять, что, во-первых, его не всегда ждет успех; во-вторых, что ДЛЯ успеха надо работать, думать и много знать; в-третьих, проигрыш еще не конец света. Если ваш ребенок особенно чувствительный, то поговорите с ним заранее. Отметьте, что каждый из нас будет время от времени проигрывать, и тогда каждый может поделиться своими огорчениями, а другой может ему посочувствовать.

И в заключении хочется вспомнить предупреждение мудрого В.Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает, огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.                      

«Кричалки и обзывалки»

     Попробуйте в момент накала страстей, осознав, что ребенок кипит от испытываемого им протеста, помочь ему выразить чувства. Пусть он просто громко покричит. Глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс. Если ребенку хочется кого-нибудь стукнуть, дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушки.  Или предложите, например, поиграть в «обзывалки». Единственное условие - слова не должны быть обидными и иметь ругательный смысл в реальной жизни. А дальше по очереди обзывайте друг друга, сколько душе угодно: «А ты - морковка!», «А ты - мухомор!». Помните, в  известной и всеми любимой комедии  «Джентльмены удачи» - «редиска» - «плохой человек»? В процессе таких игр острота негативных эмоций, как правило, уходит, и всё заканчивается смехом.   В конце  игры  обязательно скажите  друг другу  что-то  приятное, например, «А ты - мамино солнышко!»

     Такая игра полезна не только для агрессивных, но и для  не в меру обидчивых детей.

«Нарисуй образ гнева»

    Вымещать свой гнев ребенок может не на соседе, а на листе бумаги. Как? Очень просто! Заведите «листок гнева». Это  обычный лист  бумаги, достаточно большой, на котором изображено какое-то чудовище. Хозяин листа может выместить на нем  свои негативные  эмоции,  скомкав  лист  или  разорвав  его.  Зачастую эмоциональный мир  агрессивных детей очень скуден.  Нетрудно догадаться, что в этом  случае они  просто не понимают ни  своих, ни чужих эмоций. Для тренировки можно нарисовать характерные  рожицы с разными эмоциями, например выражающие радость,  гнев, обиду, скуку, жалость, сострадание, злость и др. Вместе с ребенком  подпишите эти «угаданные» эмоции под каждой рожицей. Время от времени, просите, чтобы, глядя на листок, малыш показывал, какое у него в тот или иной  момент состояние.

     Конечно же, подобные советы хороши для тех мам и пап, у которых  еще не потерян  контакт с  ребенком,  поэтому  они могут своим  примером  научить, как реагировать в сложных ситуациях, не теряя контроль над собой. Если же ситуация вышла  из-под  контроля, если ребенок  отказывается  выполнять  общепринятые правила, специально раздражает окружающих, нарочно старается вывести их из себя, винит  в своих ошибках только других,  то требуется   профессиональная  помощь психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_v_zhizni_vashey_semi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Игры в жизни вашей семьи.

   Еще в прошлом веке «Азбука семейной жизни» предупреждала молодых родителей о том, что ребенок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми.

Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша —  это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил великий педагог Антон Семенович Макаренко.

Возможности игры огромны, они:

    •  развивают познавательные процессы личности — внимание, память, восприятие, мышление, воображение;

    •  тренируют наблюдательность и ум;

    •  развивают творческие способности детей;

    •  формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;

    •  способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;

    •  учат самодисциплине, настойчивости, выдержке — всем тем волевым качествам, без которых трудно будет учиться, жить и достигать поставленных целей и задач.

Очень большое значение игра имеет и при подготовке детей к школе. Готовя ребенка к школе родители должны учитывать психолого-педагогическую ценность игр и игрушек для  этой цели, заботиться о том,  чтобы дома было место для игры и хранения игрушек, - это поможет приучить ребенка к бережливости и аккуратности. При этом им необходимо наблюдать за играми дошкольника, обращать внимание на то, кого он изображает, разнообразны ли сюжеты игр, умеет ли ребенок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры. Именно в процессе игры происходит формирование личностной готовности дошкольника к обучению. Разнообразное содержание развивающих игр (сюжетно-ролевых или дидактических) позволяет родителям в домашних условиях реализовать интеллектуальное направление ребенка по подготовке к школе.

Каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то.  

    •  Используйте в играх с детьми фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки.

      Это  сокровищница русской народной речи и мудрости.

    •  Не забывайте о подвижных и спортивных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.

    •  Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры  «Большой — маленький», «Какого цвета», «Придумай слово»;  сочинить с вами сказку, сосчитать предметы на кухне, придумать задачу, посоревноваться в скороговорках и т. д.

    •  Научитесь играть в шашки (шахматы). Эти игры развивают логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность  их выбора.

    •  Прививайте детям любовь к игровым развлечениям — кроссвордам, головоломкам, шарадам, ребусам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум.

    •  Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите быть наблюдательными.

    •  Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превратите это в увлекательную игру создания своей родословной.

   Одна из важных задач родителя — научить ребенка проигрывать. Известно, что некоторые дети не переносят проигрышей: плачут, устраивают сцены, отказываются играть. Не стоит в таких случаях жалеть ребенка, идти у него на поводу, стараться нарочно проиграть. Ведь игра - это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнование, соперничество и, конечно, возможные проигрыши.

   Ваша игра с ребенком готовит его к жизни. Через игру он может понять, что, во-первых, его не всегда ждет успех; во-вторых, что ДЛЯ успеха надо работать, думать и много знать; в-третьих, проигрыш еще не конец света. Если ваш ребенок особенно чувствительный, то поговорите с ним заранее. Отметьте, что каждый из нас будет время от времени проигрывать, и тогда каждый может поделиться своими огорчениями, а другой может ему посочувствовать.

И в заключении хочется вспомнить предупреждение мудрого В.Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает, огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.                      

«Кричалки и обзывалки»

     Попробуйте в момент накала страстей, осознав, что ребенок кипит от испытываемого им протеста, помочь ему выразить чувства. Пусть он просто громко покричит. Глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс. Если ребенку хочется кого-нибудь стукнуть, дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушки.  Или предложите, например, поиграть в «обзывалки». Единственное условие - слова не должны быть обидными и иметь ругательный смысл в реальной жизни. А дальше по очереди обзывайте друг друга, сколько душе угодно: «А ты - морковка!», «А ты - мухомор!». Помните, в  известной и всеми любимой комедии  «Джентльмены удачи» - «редиска» - «плохой человек»? В процессе таких игр острота негативных эмоций, как правило, уходит, и всё заканчивается смехом.   В конце  игры  обязательно скажите  друг другу  что-то  приятное, например, «А ты - мамино солнышко!»

     Такая игра полезна не только для агрессивных, но и для  не в меру обидчивых детей.

«Нарисуй образ гнева»

    Вымещать свой гнев ребенок может не на соседе, а на листе бумаги. Как? Очень просто! Заведите «листок гнева». Это  обычный лист  бумаги, достаточно большой, на котором изображено какое-то чудовище. Хозяин листа может выместить на нем  свои негативные  эмоции,  скомкав  лист  или  разорвав  его.  Зачастую эмоциональный мир  агрессивных детей очень скуден.  Нетрудно догадаться, что в этом  случае они  просто не понимают ни  своих, ни чужих эмоций. Для тренировки можно нарисовать характерные  рожицы с разными эмоциями, например выражающие радость,  гнев, обиду, скуку, жалость, сострадание, злость и др. Вместе с ребенком  подпишите эти «угаданные» эмоции под каждой рожицей. Время от времени, просите, чтобы, глядя на листок, малыш показывал, какое у него в тот или иной  момент состояние.

     Конечно же, подобные советы хороши для тех мам и пап, у которых  еще не потерян  контакт с  ребенком,  поэтому  они могут своим  примером  научить, как реагировать в сложных ситуациях, не теряя контроль над собой. Если же ситуация вышла  из-под  контроля, если ребенок  отказывается  выполнять  общепринятые правила, специально раздражает окружающих, нарочно старается вывести их из себя, винит  в своих ошибках только других,  то требуется   профессиональная  помощь психолога.

                        Успехов вам  и вашим детям!

 

Особенности интеллектуального развития детей 6 – 7 лет

    Важным критерием  оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность к усвоению новойинформации.   Малыш   должен  уметь   сравнивать  простые, конкретные  понятия,  видеть в них общее,  уметь анализировать  элементарные  отношения  между предметами внешнего мира.   Чем  больше  ребенок   проявляет  интерес  к рассуждению,  тем  лучше  он  усваивает  новые понятия.

   Для развития 6-7  летнего ребенка характерным является наглядно-образное мышление.

   Легко обучаемый ребенок умеет удивляться и ищет причины замеченной им перемены, новизны. Поэтому следует  поощрять   познавательную   активность малыша, его любознательность, потребность в новых впечатлениях.

   Шестилетние дети  обычно проявляют  интерес ко всему новому и  хотят учиться. Родителям следует подкреплять  их  желание.  Прочитанная малышом книга, сделанная  новая поделка,  да и просто удачная  идея  всегда должны  становиться объектом вашего внимания и поощрения.

  Даже природа защищает любознательных - так, оказалось, что активные,  увлеченные чем - нибудь дети меньше болеют и лучше переносят стрессовые ситуации.

Дети 6-7 лет способны:

• Называть цифры от 1 до 10 и большую часть букв;

• Считать предметы до 12;

• Осмысленно пользоваться ножницами, клеем, карандашами и т.д.

• Составлять разрезные картинки из 10 и более элементов;

• Умеет соотносить часовое время с распорядком дня;

• Указывать, чем знакомые ему простые предметы отличаются друг от друга и чем они похожи.

Что необходимо родителям:

• Старайтесь поддержать у ребенка интерес к тому, чему он должен научиться.

• Позаботьтесь,  чтобы   у  ребенка  было все необходимое для учебных занятий.

• Эмоциональная поддержка близких неоценима для ребенка,  который  старается  хорошо учиться.

• Вознаграждайте хорошую учебу, одобрением, а порой  и подарком,  но  только когда ребенок заслужил это своим усилием.

• Демонстрируйте  родительскую заинтересованность в делах вашего ребенка.

Водите его в  музеи и в исторические  места, чтобы расширить его интересы.

 

 «Поговорим о здоровье»

В последнее время в нашей области, как во всей стране большое внимание уделяется пропаганде здорового образа и в целом сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Но, несмотря на это

педагоги и психологи отмечают рост количества детей дошкольного возраста, имеющих какие-либо хронические заболевания.

Осенью в нашем детском саду был проведен опрос среди детей дошкольного возраста на тему «Что такое здоровье, и что нужно делать, чтобы быть здоровым?». Опрос выявил, что большинство детей 5-6 лет (56%) говорят о здоровье только как об отрицании болезни «…это - когда не болеешь, когда не тошнит, нет соплей и т.п.». Многие дети (62%) считают: «Чтобы быть здоровыми нужно пить лекарства, ходить к врачам». То есть большинство детей, да и взрослых рассматривают здоровье только как физическое состояние и самочувствие.

Но здоровье – это, прежде всего эмоциональное, психологическое, душевное благополучие человека. Эмоциональные отклонения могут быть причиной агрессивного поведения, жестокости, повышенной тревожности, возбудимости, или, наоборот, замкнутости, подавленности, пониженной активности, фобий, страхов, навязчивых привычек. Ребенок, находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, уныния испытывает дискомфорт, стресс, а это очень вредно для его физического и психического здоровья. Эмоциональная сфера дошкольника еще незрелая, поэтому так важно именно в дошкольном возрасте укреплять психологическое здоровье детей, развивать их эмоциональную сферу.

Одним из простых способов является психогимнастика. Психогимнастика – это специальные занятия игры, упражнения, этюды, направленные на коррекцию и развитие отдельных сторон психики ребенка. Педагоги нашего детского сада широко используют этот метод в работе с детьми. На занятиях психогимнастикой воспитанники знакомятся с эмоциями, проговаривают их, учатся распознавать и, соответственно управлять ими. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему. А кроме всего этого, малыши получают заряд радости и хорошего настроения.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был эмоционально здоров:

- оценивайте не самого ребенка (Ты плохой, капризный, упрямый…), а его поступки

- говорите о своих чувствах от первого лица (Мне радостно, грустно. Я сержусь, злюсь, расстраиваюсь…)

- дети не всегда могут понимать и осознавать свое состояние, поэтому помогите ребенку в этом, проговорите с ним его чувство (Тебе грустно? Ты рассердился? Ты волнуешься?...)

- не пытайтесь оградить ребенка от отрицательных эмоций, научите его правильно реагировать

- играйте с малышом в ролевые игры, причем пусть ребенок сам выберет Вам роль

- не скупитесь на заслуженную похвалу, говорите, какой он у вас добрый, смелый, заботливый, как вы гордитесь им, и как ЛЮБИТЕ его!

Помните, что здоровье Вашего ребенка в Ваших руках!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Игра с ребёнком в жизни вашей семьи»

Цель: привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребёнка в деловом, познавательном и эмоциональном об...

Практикум для родителей«Игра с ребенком в жизни вашей семьи»

Практикум для родителей направлен на привлечение внимания родителей к детской игре, как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательно...

Родительское собрание в 1 младшей группе на тему: "Игра с ребенком в жизни вашей семьи"

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе на тему: "Игра с ребенком в жизни вашей семьи"...

Советы родителям.Игры в жизни вашей семьи.

Антон Семенович Макаренко говорил:"Каков ребенок в игре,таков во многом он будет в работе,когда вырастет"Возможности игр огромные,они:-развивают внимание,память,восприятие,мышление,воображение-трениру...

Консультация-практикум «Игра с ребёнком в жизни вашей семьи»

Привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребёнка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым....

Игры в жизни вашей семьи

Консультация для родителей...

Консультация для родителей на тему "Игры в жизни вашей семьи"

Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности...