Национально-региональный компонент в ДОУ
методическая разработка
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту вариативная часть образовательной Программы каждого дошкольного учреждения должна включать региональный компонент.
Цель - приобщение подрастающего поколения к истокам культуры Малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план работы в ДОУ с детьми с 4-6 лет | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Национально – региональный компонент
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту вариативная часть образовательной Программы каждого дошкольного учреждения должна включать региональный компонент.
Цель - приобщение подрастающего поколения к истокам культуры Малой Родины, там, где мы проживаем.
В работе с детьми при ознакомлении их с Малой Родиной необходимо решать задачи:
- воспитывать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину, свой край, село, где он родился и живёт;
- формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа;
- воспитывать чувство уважения и толерантности к жизни, традициям и обычаям народов, живущих на земле Республики Бурятия;
- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
- формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать;
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту флоры и фауны Бурятии;
- формировать эстетические чувства.
В годовом плане ДОУ ежегодно планируются мероприятия, которые проводятся для реализации национально-регионального компонента в работе с детьми, родителями и педагогами.
Работа по национально - региональному компоненту ДОУ строится по следующим направлениям:
- развитие представлений о человеке, истории, культуре народов проживающих на территории Бурятии;
- ознакомление с общественной жизнью;
- ознакомление с предметами ближайшего окружения;
- ознакомление с предметами обихода и утвари русского и бурятского народов;
- знакомить с предметами национальной одежды;
- дать представления о народных праздниках;
- ознакомление с природой (растительный и животный мир) Бурятии;
- ознакомление с трудом взрослых.
Педагогами ДОУ в рамках экспериментальной деятельности по теме: «Формирование основ культуры личности детей дошкольного возраста на материале национально-регионального компонента», разработали объём знаний о Бурятии, который мы даём детям в период дошкольного детства. А так же рекомендуемый перечень детской художественной литературы бурятских авторов в области национально- регионального компонента.
Объём знаний в области национально – регионального компонента
Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | |
Развитие представлений о человеке, истории, культуре. Ознакомление с общественной жизнью | |||
- Дать представления о народных праздниках, воспитывать к ним интерес: Масленица, Сагаалган, Праздник русской березки. - дети должны знать название села, в котором мы живем. | Дети должны иметь представление о названии улицы, на которой расположен детский сад. Закрепить название родного села. Знакомить с тем, как благоустраивается родное село. Дать представление о республике, в которой мы живем. Вызывать у детей желание участвовать в народных праздниках(стихи, песни, танцы, игры). | Формировать представления о том, что наша страна – Россия. Она многонациональна, в ней много городов и сел. Москва – главный город, столица нашей родины. Познакомить с флагом, гербом, гимном России. Закрепить представления о республике Бурятии, ее коренных жителях (русские, буряты, эвенки). Улан-Удэ – столица республики Бурятия. Познакомить с флагом, гербом, гимном Бурятии. Познакомить с участниками Великой отечественной войны с. Кабанск. Дать детям представления о некоторых особенностях природы, хозяйствования, народно-прикладного искусства с.Кабанск. Познакомить с предприятиями Кабанска (ОПХ «Байкальское», СПК «Кабанская»ДРСУ), учреждениями культуры (Дом творчества, музей, Дом культуры, почта). Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении народных праздников (Масленица, Сагаалган, Праздник русской березки, Сурхарабан). Познакомить с бурятским эпосом «Гэсэр» и с богатырями земли русской. | |
Ознакомление с предметами ближайшего окружения. | |||
Знакомить со старинным жилищем русских и бурят (изба, юрта – внешний вид, название). Знакомить с внутренним строением – очаг, печка. Знакомить с надворными постройками: ворота, забор. | Дать представление о материале, из которого изготовлены жилища (изба – дерево, юрта – войлок, жерди). Уметь сравнивать жилища по внешнему виду (форма, наличие окон, дверей). .Знакомить с надворными постройками: р.- изгородь, колодец б.- коновязь
| Дать представления о внутреннем убранстве жилища русских, бурят, эвенков : Б. – мужская и женская половины, предметы мебели – кухонный столик, кровать, коврики из войлока, шкаф с выдвижными ящиками. Р. – сени, горница, полати, крыльцо, закуток. Дать представление о надворных постройках: Б. – печь для выпечки хлеба, коновязь. Р. – амбар, хлев, курятник, баня. | |
Знакомить с предметами обихода и утвари | |||
Знакомить с предметами обихода и утвари: Русской культуры – колыбель, скамейка, стол, веник, кровать; Бурятской культуры – люлька, пиала, стол. | Знать предметы утвари: Р.: самовар, сундук, чугунок, ухват. Б.: котел, чайник, таган, сундук | Продолжать знакомство с предметами утвари: Р. – прялка, веретено, скалка, кадушка, лоскутное одеяло, домотканые дорожки, коромысло. Б.- кожаные мешки для молочных продуктов, туесок из бересты, овчинные одеяла, полки для посуды. | |
Знакомить с предметами национальной одежды | |||
Знакомить с предметами национальной одежды: Русской – сарафан, платок, передник; Бурятской – шапка, унты. | . Различать и называть предметы национальной одежды: Р.:летняя одежда - сарафан, сорочка, сапоги; Зимняя – тулуп, валенки, шаль. Б.: халат (дэгэл), пояс, рукавицы. Дать представления об искусстве украшения предметов одежды и предметов обихода. Элементы русской семантики: точки, круги, клетка, штрихи, прямые линии. Элементы бурятской семантики: крест, спираль, точки, прямые линии, круг, штрихи. Познакомить с одним из видов народного творчества – вышивкой. | . Расширять знания о национальной одежде, учить различать и называть ее: Р. – мужская – косоворотка, порты, тулуп овчинный, шапка – ушанка; Женская – сарафан, рубаха, кокошник, платок, душегрея; Обувь – лапти, онучи, сапоги. Одежда праздничная и повседневная. Женские украшения : бусы, серьги, вышивка. Б. – мужская – халат зимний, летний, пояс, головной убор;Женская – халат зимний, летний, головной убор.Обувь – унты. Праздничная, повседневная одежда. Женские серебряные украшения: серьги, нагрудные, поясные. Обувь – унты с приподнятым, чулки – ноговицы, Женские украшения – вышивка бисером, отделка кусочками меха, перьями птиц. | |
Дать представления о народных праздниках | |||
- Дать представления о народных праздниках, воспитывать к ним интерес: Масленица, Сагаалган, Праздник русской березки. - дети должны знать название села, в котором мы живем. | Дети должны иметь представление о названии улицы, на которой расположен детский сад. Закрепить название родного села. Знакомить с тем, как благоустраивается родное село. Дать представление о республике, в которой мы живем. Вызывать у детей желание участвовать в народных праздниках(стихи, песни, танцы, игры). | Формировать представления о том, что наша страна – Россия. Она многонациональна, в ней много городов и сел. Москва – главный город, столица нашей родины. Познакомить с флагом, гербом, гимном России. Закрепить представления о республике Бурятии, ее коренных жителях (русские, буряты, эвенки). Улан-Удэ – столица республики Бурятия. Познакомить с флагом, гербом, гимном Бурятии. Познакомить с участниками Великой отечественной войны с. Кабанск. Дать детям представления о некоторых особенностях природы, хозяйствования, народно-прикладного искусства с.Кабанск. Познакомить с предприятиями Кабанска (ОПХ «Байкальское», СПК «Кабанская»ДРСУ), учреждениями культуры (Дом творчества, музей, Дом культуры, почта). Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении народных праздников (Масленица, Сагаалган, Праздник русской березки, Сурхарабан). Познакомить с бурятским эпосом «Гэсэр» и с богатырями земли русской. | |
Ознакомление с предметами ближайшего окружения | |||
Знакомить со старинным жилищем русских и бурят (изба, юрта – внешний вид, название). Знакомить с внутренним строением – очаг, печка. Знакомить с надворными постройками: ворота, забор. | Дать представление о материале, из которого изготовлены жилища (изба – дерево, юрта – войлок, жерди). Уметь сравнивать жилища по внешнему виду (форма, наличие окон, дверей). .Знакомить с надворными постройками: р.- изгородь, колодец б.- коновязь
| Дать представления о внутреннем убранстве жилища русских, бурят, эвенков : Б. – мужская и женская половины, предметы мебели – кухонный столик, кровать, коврики из войлока, шкаф с выдвижными ящиками. Р. – сени, горница, полати, крыльцо, закуток. Дать представление о надворных постройках: Б. – печь для выпечки хлеба, коновязь. Р. – амбар, хлев, курятник, баня. Э. – лабазы для хранения продуктов, хозяйственные сооружения для хранения лодки и рыболовных принадлежностей , стойбище. | |
Знакомить с предметами обихода и утвари | |||
Знакомить с предметами обихода и утвари: Русской культуры – колыбель, скамейка, стол, веник, кровать; Бурятской культуры – люлька, пиала, стол. | Знать предметы утвари: Р.: самовар, сундук, чугунок, ухват. Б.: котел, чайник, таган, сундук | Продолжать знакомство с предметами утвари: Р. – прялка, веретено, скалка, кадушка, лоскутное одеяло, домотканые дорожки, коромысло. Б.- кожаные мешки для молочных продуктов, туесок из бересты, овчинные одеяла, полки для посуды. | |
Знакомить с предметами национальной одежды | |||
Знакомить с предметами национальной одежды: Русской – сарафан, платок, передник; Бурятской – шапка, унты. | . Различать и называть предметы национальной одежды: Р.:летняя одежда - сарафан, сорочка, сапоги; Зимняя – тулуп, валенки, шаль. Б.: халат (дэгэл), пояс, рукавицы. Дать представления об искусстве украшения предметов одежды и предметов обихода. Элементы русской семантики: точки, круги, клетка, штрихи, прямые линии. Элементы бурятской семантики: крест, спираль, точки, прямые линии, круг, штрихи. Познакомить с одним из видов народного творчества – вышивкой. | . Расширять знания о национальной одежде, учить различать и называть ее: Р. – мужская – косоворотка, порты, тулуп овчинный, шапка – ушанка; Женская – сарафан, рубаха, кокошник, платок, душегрея; Обувь – лапти, онучи, сапоги. Одежда праздничная и повседневная. Женские украшения : бусы, серьги, вышивка. Б. – мужская – халат зимний, летний, пояс, головной убор;Женская – халат зимний, летний, головной убор.Обувь – унты. Праздничная, повседневная одежда. Женские серебряные украшения: серьги, нагрудные, поясные. Э. – мужская и женская – нагрудник, парка – верхняя одежда мехом наружу, шапка из оленьей шкуры., беличьего меха, или из сшитых целиком и выделанных из шкурок птиц с перьями гагары Обувь – унты с приподнятым, чулки – ноговицы, Женские украшения – вышивка бисером, отделка кусочками меха, перьями птиц. | |
Ознакомление с природой. Растительный мир | |||
Формировать элементарные представления о растениях: -2 дерева: ель, береза; -плодовое дерево: ранет; -2 травянистых растения: одуванчик, крапива; -овощи: свекла, помидор, огурец, картофель, лук, морковь, капуста; -садовые цветы: ноготки; -ягоды сада: малина, вишня. | Познакомить с внешним видом, названием: -деревьев: тополь, рябина, клен; -кустарников: черемуха; -травянистыми растениями: ромашка, подорожник, подснежник; -овощами: горох, редис, кабачок, репа; -садовым цветами: астра, касмея; -грибами: мухомор, рыжик; Дать представление о съедобных и несъедобных грибах. -лесными ягодами: черника, клюква; -ягодами сада: смородина черная. | Учить различать по коре, листьям, цветам, плодам уже знакомые деревья. Познакомить с деревьями и кустарниками: -кедр, дикая яблонька, сосна, шиповник, облепиха, акация, багульник. Познакомить с цветущими растениями леса: жарки, саранки;Растениями луга: клевер;Растениями сада: чистотел, лебеда; Ягодами леса: голубица, брусника; Ягодами сада: крыжовник; Цветами сада: астра, анютины глазки; Овощами: тыква, редька; Грибами: масленок, груздь, поганка.
| |
Ознакомление с природой. Животный мир. | |||
Дать первоначальные представления о домашних животных (корова, коза, собака, кошка, курица, лошадь) и их детенышах. Дать первоначальные представления о диких животных : заяц, лиса, медведь. Дать первоначальные представления о рыбах (щука). У рыбы есть голова, туловище, хвост. Рыбы живут в воде. Дать первоначальные представления о птицах: воробей, ворона, голубь. Называть отличительные особенности птиц: есть клюв, крылья, перья. | Расширять представления о домашних животных и их детенышах - об особеннос-тях передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям (овца, кролик, петух). Познакомить с трудом людей по уходу за домашними животными. Расширять представления детей о жизни диких животных в природных условиях (белка, еж, волк, рысь): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Познакомить с обитателями местных водоемов:омуль, окунь (чем питаются, среда обитания, чем покрыто тело рыбы). Учить распознавать по величине, окраске оперенья 3-4 птицы, называть их (снегирь, синица, сорока, дятел). Учить распознавать по издаваемым звукам 2-3 птицы: ворона, воробей, дятел. Дать представление об озере Байкал. В нем живут рыбы. Вокруг Байкала расположен лес. На Байкале рыбачат и отдыхают | Систематизировать представления детей о домашних животных (свинья, гусь, утка, олень). Человек заботится о них, кормит, создает необходимые условия для жизни. Продолжать знакомить с дикими животными, их повадками (лось, кабан, бурундук, соболь, нерпа байкальская). Продолжать знакомство с обитателями местных водоемов: налим, сорога. Познакомить с эндемиком Байкала: голомянка. Познакомить с зимующими птицами(свиристель), с перелетными (ласточка, жаворонок, чайка), с оседлыми (глухарь, кедровка). Научить различать их по внешнему виду, поведению, рассказать, чем питаются, почему остаются на зимовку. Продолжать знакомить с озером Байкал : самое большое озеро в мире с чистой пресной водой. Дать представление о Байкале как экосистеме. Показать влияние жизнедеятельности человека на природу Байкала. Охрана Байкала. Забайкальский заповедник. Красная книга Бурятии. Формировать представления об эндемиках Байкала – голомянка, нерпа байкальская, омуль | |
Ознакомление с трудом взрослых | |||
Дать первоначальные представления о труде скотовода (чабан пасет овец, табунщик – лошадей); О труде животновода (пастух пасет коров). | Познакомить с традиционными видами труда и ремесел народов Бурятии: Р.: земледелие (пахарь), животноводство (пастух), рыболовство, ковроткачество, прядение, вышивание, резьба по дереву, бондарное ремесло. Б.: скотоводство (чабан, табунщик), охота, рыболовство, кузнечное ремесло (дархан), выделка шкур, кожи, изделия из бересты, изготовление войлока. Э.: рыболовство, охота, оленеводство, кожевенное ремесло. | ||
Декоративно – прикладное искусство | |||
Продолжать знакомить детей с народным, декоративно-прикладным искусством: Р.: деревянное зодчество, вышивка нитью и бисером, народные игрушки, художественная обработка бересты. Элементы русской семантики: волнистая линия, ломаная линия, солнце). Б.: инкрустация по железу и стали, изготовление ювелирных изделий из серебра, художественная обработка бересты, вышивка, ковроткачество (гобелены). Элементы бурятской семантики: ломаные, волнистые линии, роговидные элементы, ромбы. Э. : меховая мозаика – шитье и украшение одежды из меха. Элементы эвенкийской семантики: ромбы, роговидные, ломаная линия |
Рекомендуемая художественная литература в области национально- регионального компонента
Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст |
4. Л.Кириллова. Осень-художница. в кн. Радуга. | 1.Д.Хилтухин. Облепиха.с.7 2.Л.Корнакова.Подорожник. 3.Ц.-Ж. Жимбиев. Маленький чабан.с.35 в кн. Цветы на снегу. 4.Д.Хилтухин. Кролик.с.55 5.В.Липатов. Ах, листопад, осенний листопад. 6.Д.Хилтухин. Снег. с.47 7.Г.Чимитов.Козленок. в ж-ле «Ласточка», № 2-1992г. 8.В.Липатов.Русская печь(фрагмент). с.70 9.Г.Дашабылов.5 моих друзей. В ж-ле «Ласточка» , №2-1988г. Ц.-Б. Бадмаев. Теленок. с.3.Почему чешется голова у ягненка.с.6 Задушевные беседы. С.8 О медведе, которого боятся. с.20 в кн. Маладай Ц.-Б.Бадмаев. | 1.Д.Хилтухин. Лилия. с.5 в кн. Детям. 2.Л.Корнакова.Подснежники.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"
Выступление на секционном заседании...
Национально – региональный компонент в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В нашей республике родной коми язык теряет свою силу, больше говорят на русском языке, поэтому педагоги нашего детского сада считают актуальным введение родного языка в словарь наших воспитанник...
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...
Перспективный план по национально- региональному компоненту в 1 младшей группе
Развёрнутый перспективный план работы по национально-региональному компоненту в 1 младшей группе по ФГТ....
Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»
В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....
Национальные костюмы. Папка для уголка национально-регионального компонента
рисунки всех национальных костюмов России...
Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...