Творческий проект «Детские сказки о добрых качествах»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Творческий проект «Детские сказки о добрых качествах»
старшая группа «Колобок»
воспитатели : Дударева Н.В.
«Благодаря сказке ребёнок познаёт
мир не только умом, но и сердцем».
В. А. Сухомлинский
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (месяц ).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: формирование представлений детей о народных сказках, устном народном творчестве, способствуя развитию нравственных ценностей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве,
- Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать своё отношение к героям сказки;
- Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный) ;
- Совершенствовать навыки самостоятельно сочинять сказку для постановки, драматизации, распределять между собой обязанности и роли.
Развивающие:
- Способствовать формированию умения выразительно инсценировать эпизоды сказок;
- Способствовать развитию артистических и творческих способностей;
- Способствовать развитию традиций семейного чтения;
- Способствовать развитию воображения, фантазии, мышления;
- Способствовать развитию эстетического вкуса, умения видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к чтению, бережное отношение к книгам;
- Воспитание желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия;
- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного; заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями.
Оснащение предметно-развивающей среды:
Коллекция костюмов, масок (животных, сказочных героев, атрибутов
Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный, напольный, теневой, магнитный, пальчиковый, куклы би-ба-бо.
Коллекция аудиозаписей.
Подбор иллюстраций по теме «Сказки»
Пополнение содержания книжного уголка разных жанров.
Оформление уголка «Наши добрые сказки»
Организация выставки рисунков «Сказочный герой»
Возраст участников: дети 5 – 6 лет (старший возраст)
Предполагаемый результат:
- развитие личности ребенка, как активного участника проекта;
- развитие интереса к сказкам;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
- развитие связной речи детей;
- развитие творческого потенциала детей
Актуальность темы.
В современном мире, в век информационных технологий дети большую часть свободного времени проводят у телевизора или компьютера, как показывает обследование, дети не знают названия сказок, не умеют рассказывать их, не интересуются книгами, все это в большой мере влияет на развитие связной речи детей и на такие психические процессы как воображение и фантазия.
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.
Язык сказки для детей наиболее понятен и доступен для их возраста. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь модели поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Этапы проекта.
1 этап. Предварительный этап:
- Определение темы проекта, подготовительная работа с детьми и их родителями.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор литературы.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, музыкальных произведений.
- Разработка циклов НОД.
- Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
2 этап. Реализация проекта:
Образовательные области. Формы работы с детьми.
- Познавательное развитие.
Беседы
«Что такое сказка?»
«Эти мудрые русские сказки»
«Чему учат нас сказки?»
Конструирование
Постройка домиков для героев сказки «Три поросенка»
Бумажный конусный театр «Муха-цокотуха».
- Речевое развитие.
- Беседы с детьми
«Мои любимые сказки»
«На каких сказочных героев я хочу быть похож?»
«Добро побеждает зло»
«Сказки– добрые друзья»
«Какие сказки вам читают дома»
- Чтение художественной литературы
«Царевна – лягушка»
«По щучьему веленью»
«Крылатый, мохнатый да масленый»
«Заяц – хвастун»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- Викторина по сказкам.
- Творческое рассказывание
«Сочини конец сказки»
«Опиши героя сказки»
«Сочини сказку про…..»
- Рассказывание сказок по рисункам
- Рассказывание сказок по мнемотаблице
- Социально – коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по сказкам»
- Дидактические игры:
Отгадывание загадок: «Из какой я сказки?»
«Кто и из какой сказки использовал данный предмет?»
«Собери сказку» (разрезные картинки).
«Найди отличия»
«Угадай сказку по словам»
«Узнай сказку по картинке»
- Настольный театр:
«Три поросенка»
«Два жадных медвежонка»
«Гуси-лебеди»
- Игры – драматизации:
«Заюшкина избушка»
«Кот, лиса и петух»
- Трудовая деятельность: «Поможем Золушке»
Беседы по ОБЖ:
«Герои сказок в безопасности» («Колобок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса»
«Какие опасности подстерегают на улице при контакте с незнакомыми взрослыми».
- Художественно-эстетическое развитие
- Аппликация:
«Золотая рыбка» (обрывная аппликация)
«Заюшкина избушка»
- Рисование:
«Мой любимый сказочный герой»
- Разукрашивание картинок по сказкам.
- Лепка героев и сюжетов любимых сказок
- Слушание музыкальных произведений: «В гостях у сказки»,
песня Красной шапочки, песня Буратино.
- Хороводные игры:
«Дедушка Водяной»
«Аленький цветочек»
«У оленя дом большой»
- Музыкально – дидактическая игра:
«Угадай мелодию» (песни из сказок)
- Развлечение: «В гостях у сказки»
- Физическое развитие
- Подвижные игры:
«Гуси-лебеди»
«Хитрая лиса»
«Совушка»
«Бездомный заяц»
- Физкультминутки:
«Кот, петух и лиса»
«В темном лесу есть избушка…»
«Теремок»
- Дыхательная гимнастика
«Курочка»
«Бегемотик»
«Парящие бабочки»
- Пальчиковая гимнастика:
«Любимые сказки»
«Рукавичка»
«Колобок»
«Теремок»
«Курочка Ряба»
- Зрительная гимнастика:
«Прогулка в лесу»
«Буратино»
«Белка»
«Зайка»
- Артикуляционная гимнастика
«Сказки веселого язычка»
«Веселый гном»
3 этап. Результаты:
Викторина «Ах, уж эти сказки!».
Выставка рисунков «Любимый сказочный герой»
Выставка аппликации «Моя любимая сказка».
Работа с родителями:
- Консультация о важности чтения с детьми.
- Список литературы для чтения с детьми 5-6 лет.
- Консультация о важности пересказа прочитанного, обсуждения поступков в сказках и сопереживания героям.
- Консультация о важности приобщения ребенка к посещениям библиотеки.
Анализ проекта.
Дети с увлечением научились слушать сказки, научились пересказывать содержание сказок, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Научились рассуждать и делать выводы по прочитанному произведению.
Детям нравится рассматривать иллюстрации к любимым сказкам, что развивает эстетическое восприятие и творческие навыки. У детей появился интерес к играм, драматизациям. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности. Родители с большим удовольствием стали принимать участие в совместной деятельности. Повысился уровень культуры родителей по проблеме приобщения детей к литературе. Родители перешли из наблюдателей в активных участников педагогического процесса.
Итоги проекта показали, что привлечение сказки в педагогический процесс является важнейшим источником успешного развития старших дошкольников. Для меня очень важно, что моя работа не прошла даром, цель достигнута. В дальнейшем планирую продолжать работу в этом направлении.
Групповая библиотека пополнилась новыми книгами сказок.
Литература.
- Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Науч.ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012.-192 с.
- Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. - №7.
- Артюхова И.С. Ценности и воспитание// Педагогика. – 1999. - №4. - С.78-80.
- Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании// Педагогика. – 2005. - №2. – С. 67-68.
- Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
- Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2012.
- Выготский, Л.С. Психология/ Л.С. Выготский. Москва. АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЭКСМО - ПРЕСС. 2004. 159 с.
- Галицкая И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике/ И.А. Галицкая, И.В.Метлик// Педагогика. - 2009г. - № 10. - С. 36.
- Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012. - №5.
- Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – 2013. - №1.
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью художественной литературы. http://www.maam.ru/detskijsad/duhovno-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-s-pomoschyu-hudozhestvenoi-literatury.html
- Рогова А.В. Смысл ценностные аспекты становления ребенка — читателя// Актуальные проблемы и перспективы становления ребенка-читателя в современном обществе. Материалы международной научно-практической конференции. Чита. - 2010г. С. 16-20.
- Селиванова Я.Д. Современные представления о воспитательном пространстве //Педагогика. - 2000. - №6.
- Шорыгина Т.А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели// Сфера, 2018г.-96с.
- Шорыгина Т.А. Добрые сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения.// Сфера, 2019г.-80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективный творческий проект «Детский сад моей мечты»
Коллективный творческий проект «Детский сад моей мечты»Задачи:· развитие т...
Творческий проект : «Детский сад - Волшебная страна»
Детский сад – это целый мир, мир детства, любви, дружбы, взаимопонимания. Это уютный дом, в который дети приходят с большой радостью, а наградой за нелёгкий труд станут детский смех и счастье в ...
Познавательно-творческий проект «Детский сад – волшебная страна».
Сформировать и систематизировать представления детей о детском саде, его истории, о символах детского сада, национальном своеобразии.Создать условия для становления основ...
Творческий проект «Детский сад – наш дом, нам заботиться о нём»
Творческий проект по благоустройству территории детского сада...
Творческий проект "Детский сад-наш дом, нам заботиться о нем"
Творческий проект по благоустройству территории детского сада...
Результаты творческого проекта детского театра "Улыбка"
В рамках нового стандарта ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкально...
«Социально – эмоциональное детей среднего дошкольного возраста посредством реализации педагогического проекта «Детско – взрослый клуб «Дорогою добра»
Мы живем в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на д...