Конспект- сценарий открытого родительского собрания на тему "Его Величество Хлеб"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
В материале представлен конспект - сценарий мероприятия для родителей, в который входит: приветственное слово, разминка (на знание пословиц о хлебе), беседа о хлебе, познавательная игра "Хлеб всему голова", стихи о хлебе, эстафета, конкурсы ("Продуктовая корзина" и "Блюдо из муки").
Мероприятие ориентировано развитие представлений о хлебе, а также на воспитание культуры обращения с хлебом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_ego_velichestvo_hleb.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №7 «Петушок» комбинированного вида»
г. Юрюзань Катав-Ивановского муниципального района
Челябинской области
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
на тему:
«Его Величество Хлеб»
Воспитатель I категории
Трофимова Татьяна Ивановна
май
2009
Его Величество Хлеб
Воспитатель встречает родителей в зале.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас видеть в нашем зале. Тема нашей сегодняшней встречи «Его Величество Хлеб»
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
Нет, кажется, человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил бы им. У нас хлеб, как и в далекие времена, всему голова.
Вот он лежит перед нами во всех видах – от сухаря до пышного каравая, пышущий солнечной и земной энергией. Хлеб в старину называли святым. И таких понятий в нашей родной речи очень мало: мать, Родина, хлеб. Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках.
Несмотря на высокую цену хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением, выбрасывается. По старинному русскому обычаю хлеб, нечаянно выпавший из рук, надо не только поднять и бережно обтереть, но и попросить у него прощения. Немалым грехом считалось уронить крошку хлеба и не поднять ее, еще большим грехом - растоптать ногами. В одном из очерков, посвященных селу, есть такие слова: « Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет - ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба! Пора и нам с вами подумать, а как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень, оттого, что он нам сейчас достается легко?
Старинная народная пословица гласит « Если хлеб на столе то и стол- престол, а когда хлеба ни куска- то и стол- доска! Вот и сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы, ведь пословица - это кладезь мудрости! Наша разминка так и называется « Кладезь мудрости»:
1 Хлеб везде хорош - и у нас, и за морем.
2. Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
3. Ржаной хлеб всему голова.
4. Хлебушко калачу дедушка.
5. Худ обед, коли, хлеба нет.
6. Полениться - и хлеба лишиться.
7. Калач приедается, а хлеб никогда.
8. Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
9. Много снегу - много хлеба, Много воды - много травы.
10. Пока есть хлеб да вода - не беда.
11. Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
12. Полениться - и хлеба лишиться.
13. Хлеба нет - и корочка в честь.
14. Хлеб сердце человеку укрепляет.
15. Не трудиться - хлеба не добиться.
16. Не и пору обед, как хлеба дома нет.
По следующему вопросу, я предоставляю слово нашему психологу - Елене Петровне Сырцевой. Она:
а. Знакомит с обобщенными результатами беседы с детьми.
Б. Знакомит с результатами беседы с родителями (как поступают они с черствым хлебом.)
Беседа « Цена хлеба».
Перед воспитателями и родителями стоит важная нравственная и педагогическая задачи: научить детей беречь хлеб. При этом большое внимание следует уделить воспитанию определенного поведения детей. Дошкольникам свойственно подражать нам, взрослым, поэтому контролируйте при детях свое отношение к хлебу.
Ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Я очень вас прошу: берите столько хлеба в магазине, сколько можете съесть.
Вот сейчас для размышления и анализа я хочу прочитать отрывок из воспоминаний одного участника Блокадного Ленинграда. Отрывок называется « Ржаной и черный»
«Как- то придя с работы в общежитие, мы с ребятами поспорили, кому идти за хлебом: за окном бушевала вьюга. Бросили жребий, и выпало идти мне. Ветер хлестал в лицо, забирался под полушубок, сбивал с ног.
Подойдя к магазину, я глубоко вдохнул теплый запах ржаного хлеба. Купив буханку, запрятал ее под полушубок и вышел на улицу. Обратно идти было легче, ветер дул мне в спину. Я чувствовал у себя на груди теплый хлеб. Он согревал, как живой. Мое появление было встречено на ура. Хлеб, разрезанный на куски, задышал в ладонях, награждая каждого сытным своим теплом.
А мне вспомнилось далекое детство. Война…
Однажды, набегавшись на улице, я заскочил домой и отполосовал от буханки душистый кусок хлеба, воткнул в него нож и прикрыл рушником. Увидев это, мама тихо сказала: «Запомни сынок, хлебу тоже больно, как и тебе. Нельзя с ним так обращаться» На всю жизнь запали мне в сердце ее слова.
« Ешь с хлебом. – в другой раз говорила она, - силы не будет, если хлеб не будешь есть». Кто же не хочет вырасти сильным?»
Конечно, сейчас не те времена, хлеба достаточно, но больно и неприятно видеть, когда мальчик мусолит булку, он уже наелся и не знает, что делать с ней, и выбрасывает ее в первый попавший контейнер.
И еще, почему мы, люди, привыкли называть хлеб черным? Наверное, лучше сказать « ржаной». « Черный» и »белый» - холодные слова. Тогда как от слов « ржаной» и « пшеничный» веет теплом, достатком, добротой человеческих рук.
Я хочу, чтобы вы сейчас проанализировали этот небольшой отрывок.
Пожалуйста, дайте ответ на вопрос, который задает сам себе автор рассказа.
Пекарь. Да, известно: хлеб насущий - всем продуктам голова.
Я лишь вкратце вам напомню: начинается с зерна.
Из колосьев прямо в ступку, превращаясь там в муку.
Воду, яйца, соль по вкусу вместе с нею замешу
Дрожжи сыплю я немного, минут двадцать подожду.
Глядь и тесто уж подходит, будет хлебушек к столу.
Дальше - проще. Печь нагрета , Тесто в форме на жару.
Глубоко и жадно хлебным ароматом я дышу.
Вот он – свежий и вкуснейший продуктовый исполин.
Среди моря искушений он под номером один.
Даже если он не съеден был вчерашним днем у вас,
Гренки к супу, просто гренки будут в доме про запас.
Голос из зала:
Правда, все, тут все про нас, расскажите еще раз.
Воспитатель:
Материал вы весь найдете в папке толстой на столе
Стол искомый – в кабинете, кабинет – вон в том крыле!
Познавательная игра « Хлеб всему голова»
Уважаемые родители, представьте, что вы – отдыхающие санатория.
Внимание, отдыхающие! Только один день! Поездка на море! Просим вас занять места в нашем микроавтобусе. Не упустите свой шанс! Синоптики обещают ухудшение погоды.
Ведущая: Здравствуйте, это передача «Такси» и я, ее ведущая Трофимова Татьяна Ивановна. Нет денег на такси, заработай их в такси!
Напоминаю условие игры: вы отвечаете на простые и сложные вопросы и зарабатываете деньги. Итак, поехали!
Сейчас вас ждут простые вопросы, цена которым двести рублей. Готовы ли вы отвечать?
Родители: отвечают
Отгадать легко и быстро: мягкий пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый (Хлеб).
- Из чего сварили геркулесовую кашу? Назовите злак (Овес).
- Детская хороводная игра, получившая название в честь этого хлеба. (Каравай).
- Какие цветы растут среди колосьев ржи и пшеницы? (Васильки).
- Какой хлеб пекут на пасху? (Кулич.)
Молодцы! Вы выиграли 1000 рублей! А мы переходим к сложным вопросам, цена которых 1000 рублей.
- Музыкальный вопрос.
Звучит вступление песни «Москва златоглавая».
Какие изделия из теста упоминаются в этой песне? ( Пироги, булочки, бараночки.)
- Из какой муки был испечен Колобок? (Из ржаной.)
- Как называется пшеничный хлебец в виде кольца из заварного крутого теста? (Баранка)
- Верите ли вы , что возраст самого древнего хлеба оценивается в 3,5 тысячи лет? (да.)
- Что обязательно кладут в пряничное тесто? (Мед и пряности.)
- Я вас поздравляю. Вы ответили на вопросы и выиграли 7000 рублей. Предлагаю супер-игру. Один вопрос - три варианта ответа, и ваша сумма удваивается.
Родители: соглашаются или нет
- Итак, супер-игра!
Древние греки поклонялись богине плодородия и земледелия Деметре, что в переводе означает «земля - мать». Как еще ее называли?
А) Хлоя (« зелень», « посев»);
Б) Карпофора («дарительница даров земли»);
В) Сито («хлеб», « мука»).
И это правильный ответ! Вы выиграли 14000 рублей! Поздравляю ! 14000 рублей – это 127 буханок белого хлеба. Вы сможете кормить 200 детей 3 дня.
Я предлагаю вам обмен – продукция нашего хлебозавода утолит ваш голод в дальней дороге и позаботится о вашей фигуре.
(Дарю связку баранок.)
А сейчас мы предлагаем вам принять активное участие в развлечении с вашими детьми.
(В зал входят воспитанники группы.)
Стихи о хлебе.
Настя: В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!
Даша: Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
(Дети садятся рядом с родителями.
В зал входит пекарь)
Пекарь: Здравствуйте, я Пекарь! Добро пожаловать ко мне в гости! Вы уже знакомы с моими друзьями - мышатами? Это Круть, а это Верть!
Круть: Мы мышата - шалунишки! Обожаем грызть коврижки!
Верть: Любим мы озорничать!
Пекарь: А должны мне помогать!
Круть: Все- все, уже пол подметаем, пыль столбом поднимаем! Апчхи!
Верть: Наведем здесь такую чистоту, ни соринки не найдете! Вообще ничего не найдете! Ха- ха!
Пекарь: Ну и помощники у меня! Ребята, а как вы думаете, что самое главное в моей пекарне?
Дети: отвечают
Пекарь: Правильно! Самое главное – это хлеб! А кто ко мне в пекарню попадает, тот стихи про хлебушек обязательно читает.
Чтение детьми стихов о хлебе
Ребенок 1: Любим хлебушек душистый,
С хрустом, корочкой витой,
Ароматный, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ребенок 2: У народа есть слова:
« Хлеб - всему голова».
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
Ребенок 3: Хлеб растили хлеборобы,
Собирали урожай,
Чтобы радовал душистый,
Вкусный хлеба каравай!
Пекарь: Молодцы, ребята! Хорошо, что напомнили про каравай! Я ведь Пекарь не обычный, а сказочный: пеку плюшки, ватрушки для ребятишек и зверюшек.
Пекарь: Круть, Верть, а где корзина с полезными продуктами, за которыми я вас в магазин отправлял?
Круть: Это все Верть! Он ее оставил возле группы, когда мы за ребятами ходили. Эх ты, растяпа!
Верть: А вот и нет, корзина была у тебя! Значит, ты виноват!
Пекарь: Вместо того, чтобы спорить, давно бы уже сюда корзину принесли!
Круть: Мы быстро - одна лапка здесь ,другая там!
Пекарь: А пока они ходят, давайте вспомним сказки, в которых герои стряпают, пекут, а может быть, и сами сделаны из теста…
Дети: отвечают
Пекарь: А вот и мои помощники вернулись! Посмотрим, что у вас в корзине… Я же просил купить только полезные продукты, а вы что принесли?
Круть: Это все Верть! Он говорил, что их по телевизору рекламируют!
Верть: Конечно! Вон они в каких красивых упаковках ярких с картинками! Наверняка они вкусные!
Пекарь: Но это не означает, что они полезные. Придется нам вместе с ребятами разбираться, какие продукты лучше оставлять в магазине, а какие мы возьмем себе, чтобы они принесли пользу нашему здоровью.
Эстафета «Корзина с продуктами»
Пекарь: Все, разобрались!
Верть: Я постараюсь теперь только полезные продукты покупать!
Круть: А мне понравилось все продукты по полочкам раскладывать.
Ведущая: А я хочу, чтобы сейчас наши ребята спели песню.
( песня)
Пекарь: Ребята, а из чего пекут хлеб?
Дети: отвечают
Пекарь: А получают муку?
Дети: отвечают
Ребенок: И не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Зерна вырастить в колосья,
Их собрать, обмолотить
Получить муку, а после
Тесто надо замесить.
В печь поставить выпекать,
А потом всех угощать!
Пекарь: Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: « Хлеб - это жизнь», « Земля- матушка, а хлеб- батюшка». « Без золота проживешь а без хлеба- нет».
Выпечка хлеба всегда считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, с маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи.
Мы, пекари, в старину делились на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Хлебники выпекали хлеб. Как вы думаете, что выпекали калачники? Пирожники?
Дети: отвечают
Пекарь: И мельницы выглядели раньше совсем по- другому. У меня и картинки есть на которых мельница старинная нарисована
(достает картинки)
Так! Опять Круть и Верть постарались: все перепутали! Мышата, идите- ка сюда!
( возвращаются мышата)
Круть: Это мы не нарочно!
Верть: Больше не будем!
Пекарь: Может, родители нам помогут?
Конкурс « Собери мельницу»
(Залетает Карлсон)
Карлсон: Простите, можно тут у вас приземлиться?
Мышата: Чего?
Карлсон: Чего, чего…. Посадку давай!
Пекарь: Конечно, конечно.
Круть: Ребята, кто это?
Дети: отвечают
Карлсон: Да, я Карлсон, который живет на крыше! Но вы можете звать меня просто Карлсон. Я прилетел сюда не просто так! У меня на крыше весь запас плюшек и ватрушек закончился.
Верть: У нашего Пекаря столько ватрушек - на всех хватит! И для тебя и для ребят.
Карлсон: Скажу вам по секрету, что я самый быстрый добыватель плюшек!
Пекарь: Ребята, а кто знает историю о том, как покупал баран баранки?
Ребенок: На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
Десять маковых колечек,
Девять плюшек, восемь плюшек,
Семь лепешек, шесть ватрушек,
Пять коржей, четыре пышки,
Три пирожных, две коврижки.
И один калач купил-
Про себя не позабыл!
Ю. Кушак.
Карлсон: Ух ты, здорово! Я бы тоже не отказался от таких вкусненьких покупок.
Пекарь: А кто знает, что можно еще испечь, приготовить из муки?
Карлсон: Самое главное - это ватрушки!
Пекарь: А еще?
Карлсон: Мы сейчас у взрослых поинтересуемся. Итак, объявляется конкурс на лучшего знатока того, что делают из муки, или при помощи муки.
Пекарь: А Татьяна Ивановна будет давать вам жетончики, кто больше наберет, тот и выиграет наш приз - калач. Ведь не зря про человека, который многое знает и умеет, говорят: тертый калач!
Конкурс « Блюдо из муки»
Ведущая: Думаю, что ребята поняли, сколько всего можно приготовить, если у вас на кухне есть мука. Хлеб не только вкусный, но и полезный, в нем содержится много витаминов. Цените хлеб, берегите его!
Карлсон: А теперь самое время немного пошалить!
Ведущая: Наши ребята: и девчонки и мальчишки - все большие шалунишки! А про мышат я уж и не говорю!
Мышата: Давайте станцуем танец шалунишек!
Танец
Карлсон: Девчонки и мальчишки опять грызут коврижки, а я уже хочу получить свои плюшечки!
Пекарь: Ой, где же они? Специально для тебя и для ребят я приготовил целый поднос с плюшками, но почему-то я его не вижу! Опять не обошлось без наших мышат! Круть, Верть!
Круть: Верть, наверное, ты положил плюшки сюда… Здесь нет.
Верть: Нет, это ты, положил их сюда…. И здесь тоже нет!
Карлсон: Спокойствие, только спокойствие! Ведь у меня с собой есть отличный плюшкоискатель!
( Ходим, ищем вместе с Карлсоном.
Находим.)
Заключительная часть
- Подведение итогов
Ведущая: Если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе ни занимал, не уважает хлеб и считает, что можно без него обойтись, он не вызывает никакого уважения.
Наше собрание подошло к концу. Я надеюсь, что оно помогло вам задуматься о том, чем для нас является хлеб. Хочется верить, что вы будете учить своих детей ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарными тем, кто растит хлеб 2»!.Будьте счастливы и полны оптимизма! Вы заслуживаете самой хорошей и достойной жизни, и она обязательно у вас будет. Хлеб и Мир вашему дому!
- Рефлексия.
Родители берут карточки и крепят к доске:
- кто узнал много нового и было интересно - Солнышко
- кому было интересно, но нового не узнал - Солнышко с тучкой.
- кому было скучно - Дождик.
3. Я благодарю всех вас за активное участие в собрании.
Еще хочется поблагодарить моих помощников: Елену Петровну Сырцеву, Людмилу Евгеньевну Ромкину, нашего музыкального руководителя Марину Алексеевну, нашего хореографа Валентину Ивановну, Людмилу Николаевну Подгорную, ну и, конечно же, наших любимых деток.
А сейчас приглашаю всех на чаепитие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сценария театра с действиями для детей младшего дошкольного возраста «Приключение колобка»
Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре: способствовать воспринимать художественный образ, следить за развитием взаимодействия персонажей. Вызывать...
"Семицветик" Конспект сценария к 8 Марта для старшей группы
Сценарий включает в себя стихи, песни ,игры,частушки,сюрпризный момент с Карлсоном....
Конспект _ сценарий развлечения "Масленица "
Издавна на Руси праздновали Масленицу.Традиция эта отмечается и в нашем саду .Целую Масленичную неделю проводятся развлечения .Дети знакомятся с народными играми , проводимыми на Руси,.Угощаются...
Конспект – сценарий совместной деятельности педагога с детьми 2 младшей гр. на тему: «Есть профессия такая..»
Совместная деятельность воспитателя с детьми млаадшей группы по ознакомлению с профессией повар....
Конспект- сценарий утренника "Осень в Кубанской станице"
Осень в Кубанской станице...
Конспект сценария по исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы "Извержение вулкана"
« Извержение вулкана» Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы. Цель:ØПознакомить детей с природными явлениями –вулканами, их ...
Конспект сценария дня рождения для подготовительной группы «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Конспект сценария дня рождения для детей подготовительной к школе группы.
Конспект сценария "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве" рассчитан на детей 6-7 лет. Более подходит для проведения дня рождения у девочки. Будет полезен для музыкальных руководителей, педаго...