Игротерапия
методическая разработка (средняя группа)
В наше время одним из основных запросов родителей, является интеллектуальное развитие ребенка. В результате дети больше знают, но все реже восхищаются и удивляются, сопереживают.
Эпоха средств массовой информации существенно преображает не только психологию взрослого человека, но и негативно влияет на становление психики детей. Компьютер, телевизор, видео прочно входят в жизнь малышей, заменяя бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.
Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой, у меня возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников.
Поиски меня привели к такому методу как игротерапия. Итак, давайте разберемся, что из себя представляет этот метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroterapiya.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Центр Образования №21»
Детский сад №9 «Березка»
Разработка
Игротерапия
Выполнила: воспитатель
Дронова Анна Николаевна
Тула 2020
Игротерапия как активный метод в работе
с детьми дошкольного возраста и их родителями
В наше время одним из основных запросов родителей, является интеллектуальное развитие ребенка. В результате дети больше знают, но все реже восхищаются и удивляются, сопереживают.
Эпоха средств массовой информации существенно преображает не только психологию взрослого человека, но и негативно влияет на становление психики детей. Компьютер, телевизор, видео прочно входят в жизнь малышей, заменяя бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.
Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой, у меня возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников.
Поиски меня привели к такому методу как игротерапия. Итак, давайте разберемся, что из себя представляет этот метод.
Игра чрезвычайно важна для психического развития ребенка. С ее помощью он сохраняет психическое здоровье, готовится к взрослой жизни.
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования способностей дошкольников.
Игровая деятельность помогает ребенку приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме.
Игротерапия метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным развития личности.
Игротерапия – метод, использующий игровую форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Этот метод использует игры для выявления проблем и заключения правильных выводов и решений в воспитательных, образовательных целях, и для общей корректировки поведения детей. Она идеально подходит для всех возрастных категорий, независимо от того, чьи проблемы нужно разобрать и попробовать решить, ребенка или взрослого.
Педагоги призывают взрослых «Играйте вместе – это оздоравливает взаимоотношения.
Через игру дается выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки.
Цель использования игровой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой терапии: коррекция поведенческих проблем, снятие повышенной тревожности, развитие позитивной Я-концепции, обретение веры в себя, овладение чувством контроля.
Игротерапия детско-родительских отношений ориентирована на решение социальных, эмоциональных и поведенческих проблем детей. В ролевой игре ребенок испытывает двойственное переживание: он «лепит образ», преобразуя самого себя и, глядя на это как бы со стороны, радуется изменению в игре, вместе с тем обнаруживая определенные отношения к своему персонажу.
В игре лучше всего создается безопасная обстановка для общения независимо от характера и возраста. Совместная веселая игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь. Играя вместе, дети убеждаются, что у них надежные тылы (понимающие и любящие родители). У детей появляется искреннее желание сотрудничать со взрослыми и ровесниками и рождается вера в то, что в этом существует определенный порядок, некие правила игры, благодаря которым многое в жизни становится возможным.
Родители учатся воспринимать своих детей адекватно их возрасту: у них меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра воспитательных приемов, которые потом апробируются в повседневной жизни. Как правило, при деструктивных отношениях в семье, родители проецируют на своих детей чувство страха, злости, протеста, беспомощности, игротерапия же дает возможность распознать родителям собственные проекции, благодаря чему меняется отношение к ребенку.
В процессе игры имеется возможность дать понять родителям, что такое уважение к себе как к личности и что право на уважение имеет всякий человек, даже если он совсем маленький.
Игротерапия помогает:
для улучшения психического состояния детей, переживших развод родителей;
при агрессивном поведении;
для профилактики и лечения страхов;
для лечения тревожности и стресса у госпитализированных детей;
при трудностях в чтении;
для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении;
при отставаниях в развитии речи;
для ускорения развития детей с умственной отсталостью;
при лечении заикания;
для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, и пр.);
при многих других проблемах.
В своей работе с родителями и детьми своей группы я стала использовать данный метод работы. Один раз в квартал мы с родителями и нашими детьми собираемся для «игр». Наши встречи проводятся в форме совместного развлечения по заданному сценарию.
В ходе занятия родители и дети совместно выполняют задания, рассказывают стихи.
Упражнение «Обнимашки» способствует тактильному сближению партнеров. Ведь, зачастую, некоторые родители мало уделяют внимание своим детям «на людях». Совместные танцы раскрепощают детей и родителей. А совместное выполнение заданий практического характера помогают детям почувствовать, «локоть» своих родителей, их поддержку, родителям же это помогает увидеть, что их ребенок самостоятельно под присмотром может выполнить что-либо.
Итак, хочу отметить, что возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.
Родители начинают по-другому воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком. Здесь отрабатываются навыки общения и продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, формируется культура общения.
Всё это естественным образом переносится за пределы группы, в реальную жизнь.
Таким образом, игротерапия обладает явными преимуществами перед другими средствами коррекции детско-родительских отношений:
- во-первых, игра помогает создать безопасную дистанцию, побуждающую членов семьи стать более откровенными;
- во-вторых, создает высокий уровень доверия участников друг другу;
- в-третьих, родители имеют возможность лучше понять чувства ребенка, а также получить скрытую информацию о символически проявляющихся в игре отношениях ребенка к ним;
- в-четвертых, игровое пространство позволяет ребенку почувствовать себя на равных с родителями.
Используемая литература:
Запорожец И. Ю. Психолого – педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 72 с.
Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 160 с.
Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 208 с.
Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. – М.:«ВАКО», 2011. – 256 с.
Сценарий игрового развлечения для родителей и детей «Поиграй со мной, мама!»
1.Способствовать воспитанию у дошкольников чувства любви, уважения к своим к родным и близким людям.
2.Содействовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместных игр.
3.Повышать педагогическую культуру родителей: показать родителям самоценность дошкольного возраста.
Оборудование: в зале/кабинете стулья расставлены вокруг для детей и родителей по количеству участников (необходимо оставить пространство для организации игр); музыкальное сопровождение
1. Организационный момент
Ведущий
- Добрый вечер, уважаемые родители и замечательные дети! Рады приветствовать вас!
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешит,
И умоет, и причешет,
В щечку поцелует —
Ведущий
«Поиграй со мной!» - как часто нам приходится слышать эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть «больным» или «серым волком», пиратом» или «ребенком».
Дорогие мамочки, милые дети, я вас приглашаю сегодня поучаствовать в увлекательном мероприятии, окунуться в мир детства, игры и хорошего настроения. А чтобы поднять ваше настроение я предлагаю вам поиграть в игру.
1. Ведущий: Мамочки, обнимите своих деток, приласкайте, шепните им на ушко ласковое словечко. И вы, детки, крепко-крепко обнимите своих мам.
К маме прижимаемся. Вот так! Вот так!
Маме улыбаемся. Вот так! Вот так!
Здорово! Молодцы! А теперь давайте поиграем, а то мы засиделись.
Что же пора и повеселиться. Предлагаю вам веселую игру «Солнышко и дождик»
Звучит веселая музыка (фон)
Ведущий:
Смотрит солнышко в окошко. Дети и взрослые стоят в кругу,
Светит в нашу комнату. повторяют движения за ведущим
Мы захлопаем в ладошки. Все хлопают в ладоши,
Очень рады солнышку! затем топают
Хлоп-хлоп, топ-топ.
Но вдруг тучка набежала. Дети убегают к мамам,прячутся под
Вот и дождик застучал «крышу»(руки, соединенные над головой)
Кап-кап, кап-кап. Приседают на корточки и легко ударяют-"капают" по коленям
Игра повторяется 2-3 раза.
Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
А теперь викторина для наших мам! А дети им помогут.
3.«Найди ошибку и ответь правильно».
* Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что, он хороший.
* Я рубашку сшила Гришке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним носок пришить
И конфеты положить.
* На каком транспорте ездил Емеля (на санях, в карете, на печи, на машине?
* Куда нельзя садиться медведю (на скамейку, на бревно, на камень, на пенёк?
* Что говорил, кот Леопольд мышатам (перестаньте шалить, приходите в гости, вы – мои друзья, давайте жить дружно?
Какие наши мамы умницы, все загадки мои разгадали, а ребята вам помогли.
4. Игра – разминка «Друг к дружке»
Ведущий
Друзья мои, милые мамы, пора и потанцевать. Дети возьмите своих мам за руки и давайте поучим наших мам веселому танцу.
- Все мамы и ребята свободно двигаются под музыку по залу. Как только останавливается музыка, останавливаются и участники. Необходимо послушать задание, найти свою пару «мама – ребёнок» и выполнить задание.
Ведущий, останавливая музыку, даёт следующие команды:
Пожать руку друг дружке
Обняться
Прижаться щечка к щечке
Стать спинка к спинке
Выполнить все предыдущие движения
После танца все присаживаются.
Заключение «Поляна добра». Обращение к детям. Обращение к родителям- "Берегите своих детей"
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну, а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите.
Это счастье, короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают, как снег весной,
Промелькнут дни златые эти.
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!
В конце практической работы можно сделать общую фотографию
Подведение итога
- Мамы, вам приятно было играть с детками?
- Ребята, а вам понравилось играть вместе с мамами? В какие игры вам понравилось играть больше всего? (можно спросить каждого ребёнка «Больше всего мне понравилось играть с мамой в игру…»)
- Уважаемые мамы, спасибо за ваше доброе сердце, за желание побыть рядом с детьми, подарить им душевное тепло. Нам очень приятно было видеть ваши добрые и нежные улыбки и счастливые глаза ваших детей.
Совместные игры сближают детей и родителей. Играйте с детьми дома, как можно чаще!
«Раздувайся пузырь»
Описание игры.
Игра начинается с того, что воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом: "Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!". Ребенок называет свое имя, а воспитатель громко и ласково повторяет его: "Машенька, пойдем играть", берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая его имя, затем предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего. Так по очереди приглашаются все дети. При этом лучше сначала подходить к тем, кто выражает желание скорее включиться в игру. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит на этом настаивать.
После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель дает руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. "Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок". Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и "раздувают пузырь": наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку. Они выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят "ф-ф-ф-ф-ф". Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой...
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!
К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: "Лопнул пузырь!" Все хлопают в ладоши, произносят слово "Хлоп!" и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начинать игру сначала, т.е. опять раздувать пузырь.
Закончить игру можно и так. Когда пузырь лопнул, воспитатель говорит: "Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели...". Дети разбегаются в разные стороны.
Правила игры.
1. Когда пузырь раздувается, двигаться назад, а к концу текста взяться за руки.
2. На слово "Хлоп!" руки разнимаются, и все бегут к центру.
3 .Давать руку любому, то оказался рядом.
При проведении этой игры очень важно следить за движениями детей, придерживаясь неторопливого и оптимального для них темпа. Следует помнить, что, произнося звук "ф-ф" при раздувании пузыря, дети овладевают правильной артикуляцией. Это хорошее упражнение для развития звукопроизношения. В этой игре воспитатели часто сталкиваются с конфликтными отношениями между детьми: некоторые из них не хотят дать руку соседу, перебегают с одного места на другое и т.д. Особенно часто дети ссорятся из-за того, что всем хочется стоять рядом с воспитателем. Напоминая детям третье правило, которое необходимо для дружной игры, не следует задерживаться на этих конфликтах. Лучше быстро и тактично разрешать споры.
«Подарки»
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Игра проводится для дальнейшего сближения детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе. В ней создается такая игровая ситуация, в которой каждый ребёнок может выбрать тот подарок, который ему хотелось бы получить. Все остальные дети движениями изображают этот предмет; они как бы удовлетворяют желания друг друга. Эта ситуация создает настроение праздничности и ожидания сюрприза.
Задача ребёнка в игре - передать движениями изображаемую игрушку, сделать это красиво и выразительно. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает инициативу, подготавливает к принятию роли и воображаемой ситуации.
Описание игры.
"Вы любите, когда вам дарят игрушки? Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки", - обращается к детям воспитатель, предлагает им построиться в большой круг и назначает того, кто первый будет выбрать себе подарок. Этот ребёнок выходит на середину круга, а воспитатель вместе с детьми ведет хоровод под следующие слова:
Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмёт.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолёт.
Стихи вместе с воспитателем произносят все участники игры, постепенно их запоминая. Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успевали представлять себе каждый предмет. С окончанием текста дети останавливаются.
Воспитатель, обращаясь к стоящему в кругу, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если он выбирает коня, все дети изображают, как скачет конь. Если выбирается кукла, все танцуют, как куклы, если волчок - все кружатся, а если выбирается самолет - все подражают полету и приземлению.
Приведем слова и ритмические движения, которые выполняют дети в хороводе
Конь
Скачет конь наш,
Чок - чок - чок!
Слышен топот быстрых ног,
Хоп-хоп-хоп!.. ТПРРРУУУ!!!
Дети поворачиваются и бегут друг за другом по кругу, высоко поднимая ноги, как лошадки. Руки протянуты вперед, а корпус слегка отклоняется назад. В конце текста "конь" останавливается. Обращаясь к ребенку, стоящему внутри круга, воспитатель предлагает ему посмотреть, какие у нас красивые кони, и выбрать того, который больше всего понравился. Выбирая себя "подарок", ребенок занимает место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга. Все снова берутся за руки и повторяют слова: "Принесли мы всем подарки".
«Кукла»
Кукла, кукла попляши,
Яркой лентой помаши (повторяется два раза).
Под эти слова дети свободно пляшут лицом у центру, под любую плясовую мелодию, изображая куклу. Воспитатель предлагает ребенку, стоящему в кругу, выбрать, какая кукла ему больше всего понравилась, подойти к ней и занять место в хороводе, вокруг следующего ребенка продолжается движение хоровода.
«Волчок»
Вот как кружится волчок,
Прожуж-ж-жал - и на бочок (2 раза)
С этими словами дети кружатся на месте, потом приседают, слегка склонившись набок, опираясь рукой о пол. После выбора лучшего волчка и замены того, кто получает подарок, игра продолжается.
«Самолет»
Изображая самолет, каждый ребенок "заводит мотор" - под звук "р-р-р-р-р-р-р-р" делает круговые движения руками перед грудью. Затем он раздвигает руки широким жестом "как крылья", и наклонившись немного вперед, - летит (т.е. бежит) по кругу со звуком "ж-ж-ж-ж-ж-ж!". Сделав полный круг, "самолет" замедляет движение и медленно приземляется, т.е. приседает на корточки.
Правила игры:
1. Каждому разрешается выбрать себе в подарок любой из изображаемых предметов.
2. Выбранный ребенок становится в центр круга взамен получившего подарок.
Эта игра может проводиться не только с малышами, но и с детьми смешанных возрастов, как в помещении, так и на участке. Предварительного словесного объяснения игры не требуется, она становится понятной в ходе игровых действий. Нужно только, чтобы воспитатель знал текст и образно, выразительно выполнял движения, которым будут подражать дети. Когда дети хорошо освоятся с игрой, можно предложить им назвать и изображать другие игрушки (мишка, автомобиль, лиса, волк), которые можно легко показать посредством выразительных движений.
Игры для дошкольников, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам.
«Волшебные очки»
Воспитатель торжественно объявляет: "я хочу показать вам волшебные очки, тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!". Подходя к каждому ребенку воспитатель называет какое-либо достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, кто-то быстро считает, кто-то на занятии себя хорошо ведет). "А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется можно помочь и подсказать. Повторение одних и тех же достоинств здесь не страшно, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
«Испорченный телефон»
Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребенка, как он провел выходные дни, а после этого громко говорит всем детям: "Как интересно рассказал мне Вова про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Вова шепотом на ушко расскажет об этом своему соседу, а сосед тоже шепотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет тоже самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем, что делал Вова". Воспитатель советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: Нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки. Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявит, что ему сказали, и как он понял, что Вова делал в выходные. Все дети сравнивают, на сколько изменился смысл передаваемой информации.
Если первому ребенку трудно сформулировать четкое сообщение "запустить цепочку" может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. (Например, когда птицы зевают, то они рот не открывают, у кошки длинный хвост).
Иногда дети специально, ради шутки, искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что телефон совершенно испорченный. Нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет поломку и сможет ее устранить. Мастер понарошку чинит телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним ...
Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Данный проект направлен на формирование у дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в к...
Презентация для педсовета:"Новые технологии в игротерапии"
Презентация для педагогов дошкольного учреждения рассказывает о новых технологиях в игротерапии. Включает в себя - трудотерапию, музыкотерапию, психогимнастику, фототерапию, изотерапию и др. Поможет п...
Конспект по игротерапии во 2 младшей группе "Путешествие в магазин игрушек"
Цели: - закреплять представления детей о видах игрушек- способствовать развитию поведенческой сферы- развивать воображение, речь, пантомимическую и речевую выразительность- учить создавать новые формы...
Консультация для родителей "Песочная игротерапия"
Консультация для родителей "Песочная игротерапия"...
План - конспект занятия в младшей группе "Путешествие к Песочной фее" ( песочная игротерапия)
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...
Игротерапия в адаптационный период
Направленная игротерапия в адаптационный период для малышей, так называемый сценарий одного дня....