Конспект занятия для детей в возрасте от 5 до 6 лет "Планета Земля в опасности"
план-конспект занятия (старшая группа)
предлагаем вашему вниманию разработанный конспект занятия для детей в возрасте от 5 до 6 лет "Планета Земля в опасности"
цель занятия: Формировать основы экологической культуры, воспитывать у детей любовь к живой природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zemlya_v_opasnosti.docx | 113.86 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 35»
Конспект занятия для детей в возрасте от 5 до 6 лет
«Планета Земля в опасности»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Подготовила: старший воспитатель
высшей квалификационной категории
Шарова Олеся Викторовна
г. Оренбург, 2020 г.
Организационная информация | Примечание (дополнительная информация к конспекту) | ||
1 | Доминирующая область | Познавательное развитие | |
2 | Вид деятельности детей | Игровая, Познавательная, Двигательная, Продуктивная, Коммуникативная. | |
Методическая информация | |||
1 | Тема образовательной деятельности | «Планета Земля в опасности» | |
2 | Методы и приемы реализации содержания занятия | Наглядный метод: показ, использование слайд презентации, наблюдение Словесный метод: постановка проблемы, использование стихотворных форм, задания-инструкции, пояснения, рассказ, беседа, обсуждение, вопросы – ответы, поощрение Игровой метод: словесная игра «Если я приду в лесок»; малоподвижная игра «Можно-нельзя» (экологические знаки - правила поведения в природе); дидактическая игра «Рассортируй мусор»; физминутки. Практический метод: исследовательская деятельность «Помоги очистить пруд» (фильтрование воды); посадка желудей (дубков) | |
3 | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие. Социально-коммуникативное. | |
4 | Возрастная группа | 5-6 лет | |
5 | Цель: | Формировать основы экологической культуры, воспитывать у детей любовь к живой природе. | |
6 | Задачи: | ||
6.1 | Образовательные: - углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом; -формировать знания детей о способах охраны окружающей среды; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - научить способам действенного решения экологических проблем. | ||
6.2 | Развивающие: -активизировать словарный запас за счет новых слов (эколог, фильтрация, фильтр, загрязнение, ядовитые вещества, отходы, макулатура, пищевые отходы, пластмасса и т.д.); -развивать у детей экологическое мышление, осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение - видеть красоту природы, восхищаться ею; -развивать умение делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения. | ||
6.3 | Воспитывающие:
- воспитывать экологическую культуру и гуманное отношение ко всему живому. | ||
7 | Планируемые результаты: | ||
- имеет представления о том, что планета Земля – это наш общий дом; - умеет понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - сформированы знания детей о способах охраны окружающей среды; - развит словарный запас слов экологической направленности; - развиты коммуникативные умения; - самостоятельно делает выводы, умозаключения; - сформирована экологическая культура и гуманное отношение ко всему живому. | |||
8 | Организация среды для проведения образовательной деятельности | Фотовыставка детских работ «Земля наш общий дом», глобус, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, зеленые галстуки – экологов, аудио проигрыватель, экологические знаки, макет леса, поляна с мусором, лаборатория – фильтрация воды, посадка дуба, одноразовые стаканчики, воронки, вата, марля, грязная вода, дидактические игры, горшочки с землей, желуди, лопатки, лейки, клеенки, фартуки, нарукавники, влажные салфетки и др. | |
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Рассматривание фотографий, иллюстраций экологического содержания, просмотр документальных фильм экологической направленности, беседа с детьми о планете Земля, о вредных и полезных факторах, заучивание стихотворений о Земле, природе. | |
Конспект занятия (образовательной деятельности) | |||
I | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | Приветствие Здравствуй солнце! Здравствуй небо! Здравствуй вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя. Если каждый улыбнётся, утро доброе начнётся. - Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями, подарим свои улыбки, и пусть в течение дня у всех будет хорошее настроение. - Послушайте внимательно стихотворение и догадайтесь о чем мы с вами сегодня будем говорить Наш дом родной, наш общий дом Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг – Тут речка, там зеленый луг. В лесу дремучем не пройдешь, Воды в пустыне не найдешь! А где-то снег лежит горой, А где-то жарко и зимой. Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть: Леса, и горы, и моря, - Всё называется Земля! - Ребята, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Вы догадались? Правильно о Земле, о нашей планете. - Сегодня речь пойдёт о том, что вся планета общий дом Где мы с рождения живём. Ещё о том пойдёт сегодня речь, что мы наш дом должны беречь. - Как называется наша планета? (Земля) -Какую форму она имеет? (круглую) Планета – это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. - Где мы можем увидеть планету? (по телевизору, в космосе, в интернете, на глобусе) - Как называется модель земного шара? (глобус) - Посмотрите она разноцветная. Как вы думаете, что обозначает белый цвет? (снег, лед) - Зеленый цвет? (леса, деревья) - Жёлтый? (степи, поля) - Коричневый? (горы, равнины) - А теперь ответьте на вопрос - почему же Землю называют "голубой планетой»? (большая часть Земли покрыта водой - океанами и морями) Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. | Дети приветствуют друг друга (стихотворение сопровождается слайдами): Слайд Земли из космоса Рассматривают глобус, стоящий на столе |
1.2 | Мотивация деятельности | «Здравствуйте, добрые дети! - «Я Земля, я в беде! Прислушайтесь ко мне! Кругом валяются банки, пакеты, обертки, бумажки. Раньше воздух был чистым, а теперь нечем дышать. Я не в силах очистить от дыма воздух и от загрязнений воду. Смотрите, что со мной произошло. (Видеоролик о проблеме Земли) - Вам необходимо будет выполнить задания, только вместе вы сможете меня спасти. Ребята, если сможете мне помочь, то я восстановлюсь. Я прошу о помощи! Помогите мне!»
| (треск на экране, шум, За кадром звучит голос Земли (слайд искаженной, размытой Земли) |
1.3 | Целеполагание | - Ребята, подумайте, как вы могли бы помочь своей планете? (не бросать мусор, не жечь костры, отчищать воду - ставить очистные сооружения, фильтры) - Ребята, будем помогать планете нашей? (да) - Кто помогает следить за чистотой Земле? Следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы наша планета была чище. А вы ходите ещё в детский сад, но с наших маленьких дел начнется вклад в спасение Земли, мы поможем стать ей чище и ещё красивее. Ребята, одевайте зеленые галстуки, сегодня мы будем с вами экологами и проведем экологическую акцию по спасению нашей Земли. | Ответы детей Дети надевают зеленые галстуки |
II | Основная часть | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний Добывание (сообщение и приятие) нового знания | - Ну если вы ребята готовы, помочь Земле - тогда в путь! Дружно за руки возьмёмся В центр круга соберемся Тихо скажем раз-два-три Лес волшебный нас прими - Ой, ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? (в лесу, звуки пения птиц, шум деревьев) 1 задание - Как вы думаете, приятно ли находиться в таком лесу? Почему? (свежий воздух, птицы песни поют) - Что можно делать в лесу? - А что же нельзя делать, чтоб сохранить такое лесное богатство? (нужно соблюдать правила поведения в лесу) - Как же мы с вами можем помочь нашей планете, а значит и самим себе? Ответить на этот вопрос поможет нам игра «Если я приду в лесок». Если мой совет хороший Вы похлопайте в ладоши Если мой совет плохой Громко топайте ногой
- чтобы помочь нашей планете, надо научиться ее любить и бережно с ней обращаться. - А сейчас проверю, как же вы знаете экологические знаки МП/И «Можно - нельзя» Дети выбирают любой экологический знак поведения в природе и раскладывают их в обручи. В красный обруч – запрещающие знаки, в зеленый обруч – разрешающие знаки - ребята, посмотрите, часть нашей Земли изменилась 2 Задание Дружно за руки возьмёмся В центр круга соберемся Тихо скажем раз-два-три Лесная полянка нас прими - Ой, ребята, посмотрите, что здесь случилось? Откуда столько мусора? Что нужно сделать после отдыха на природе? (ответы детей) - Перечислите, что здесь разбросано? Если не убирать за собой, то появятся горы мусора, воздух будет неприятный и даже вредный. Захочется на такой полянке отдыхать? - А куда же этот мусор выбрасывать потом? (ответы детей) - А когда вы помогаете маме выбрасывать мусор, вы его сортируете? - В некоторых больших городах этот мусор сортируется, разный мусор помещается в разные контейнеры. Уже давно люди научились использовать старую бумагу, металл и стекло. Существуют специальные места – пункты приёма мусора, где принимают бумагу, стекло, металл. Из бумаги делают упаковочный материал, картон. Металл переплавляют и снова используют. Разбитое стекло перерабатывают и добавляют в строительные материалы. Но и в нашей стране тоже стали сортировать мусор в специальные контейнеры. Игра «Рассортируем мусор» • бумага, картон – макулатура, (из бумаги делают упаковочный материал, салфетки, одноразовую посуду, газеты) • пакеты, полиэтилен, пластиковые бутылки – пластмасса (из них делают контейнеры для еды, парник на огороде, напольные покрытия, строительные материалы и др.) • баночки, жесть – металлолом (металл переплавляют и снова используют) • яблоко, картофель – пищевые отходы (удобрения, пищевые добавки) - Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? (Нет, он выделает вредный дым). А закапывать в землю? (металлолом, макулатуру, стеклотару можно сдать, пищевые отходы закопать в землю.) 3.Задание «Помоги очистить пруд» Дружно за руки возьмёмся В центр круга соберемся Тихо скажем раз-два-три Речка, речка нас прими - Ой, посмотрите, что случилось с водой? (вода грязная, с мусором, с отходами завода) - Как вы думаете хорошо это или плохо? Как мы можем помочь озерам, рекам, морям (убрать мусор, очистить воду) - Что ж давайте попробуем. - Я вам предлагаю пройти в нашу лабораторию. Надевайте фартуки и нарукавники. Помогите друг другу их завязать. - Давайте вспомним правила поведения в лаборатории: • Одеть специальную защитную одежду; • Не шуметь, не вертеться; • Незнакомые предметы не брать; • Не нюхать; • Не пробовать на вкус неизвестные вещества; • Смотреть внимательно и запоминать, быть аккуратным при работе с веществами и предметами; • После себя убрать все на место. - Давайте вспомним свойства чистой воды (вода не имеет вкуса и запаха, не имеет формы, она прозрачная, цвет, текучесть) - Ребята, я зачерпнула воду из нашей речки, посмотрите, какая эта вода? (пред каждым поднос для опытов) как вы думаете, может ли быть жизнь в такой воде? Сегодня я вас познакомлю со словом «фильтр» На заводах создают специальные водные очистные сооружения, а мы с вами сделаем фильтр своими руками. Возьмите вату, заверните в марлю. Поместите свой фильтр в воронку, которую нужно вставить в стакан (пример педагога) Затем мы начинаем «фильтровать» воду. Переливаем воду потихоньку тонкой струйкой. Приступаем к работе. - Что вы делаете? (очищаем воду, фильтруем) - С помощью чего вы очищаете воду? А можно ли такую воду пить? (нет, ее нужно еще много раз очищать) повторяем слова «фильтр, «фильтровать» - А для чего это мы все делаем? По чьей просьбе? (Земли) - Давайте мы немного отдохнем Физминутка Взрослые и дети шагают по планете. Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик! Раз-сюда, два-туда. Повернись вокруг себя! Раз-присели, два-привстали, Руки кверху все подняли! Раз-два, раз-два, заниматься нам пора! А нас ждет следующее задание 4. Задание – сможем ли мы без воздуха прожить? Без чего человек не сможет прожить ни одной минуты (без воздуха) - А где воздух чище и легче дышится? (в лесу.) - Почему в лесу воздух чистый? (Там нет фабрик, машин, а есть много кислорода.) Это заслуга растений, ведь именно они выделяют кислород. Больше растений - больше кислорода. - Почему в городе воздух загрязненный? (Газуют машины, дымят фабрики.) Действительно, в городе труднее дышать, так как воздух в нем загрязняют заводы, фабрики, автомобили. - Что же делать, чтобы воздух в городе был чище? (ответ детей, можно закрыть заводы, и тогда воздух станет чище) - Что можно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух? (ответ детей, посадить деревья, кустарники.) 1. сделайте углубление в центре горшка на 2-3 см. 2. кладите проросший желудь (плод) на «бочок» 3. присыпьте землей 4. полейте из лейки (земля должна быть влажная, но не слишком мокрая) Голос Земли «Я, Земля! Очень рада, что вы откликнулись на мою просьбу. Для меня лучший подарок – это чистота, новые деревья и цветы. Я вас благодарю! Спасибо вам за помощь, заботу обо мне!!! Совет:
Всячески оберегать Горы, речки и поля – Это все наша земля. Жизнь на ней ведь каждый час, Так зависит от всех нас Что забота наша ей С каждым днем еще важней. Поздравляю с днем Земли Нашу Землю береги И она тебе в ответ Защитит от разных бед!
Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете, Мы твои заботливые дети. Но порой под нашими руками Красота твоя бесследно исчезает… Задыхаются от грязи океаны, Звери, птицы, травы погибают… Где бы мы не жили на планете, За твою судьбу мы все в ответе! Мы твои помощники, друзья! Мы, Земля, с тобой одна семья! | Макет леса, фонограмма пения птиц задание выполняется в подгруппах мальчики и девочки. (на экране - часть Земли восстановилась) Макет поляны с мусором Дети раскладывают в отдельные контейнеры: пищевые отходы, бумагу, пластик (пакеты) (на экране - вторая часть Земли восстановилась) Макет грязной речки Дети надевают нарукавники и фартуки Показ схемы «Свойства воды» Практическая деятельность детей (фильтрация воды) (на экране - третья часть Земли восстановилась) Дети выполняют движения в соответствии с текстом Ответы детей Посадка дубов (работа в парах) Снимают дети фартуки (звук, на экране - Земля восстановилась) |
III | Заключительная часть | ||
3.1 | Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний | - Ну что ребята, Земля восстановилась, мы сделали добрые дела, пора возвращаться в детский сад. Дружно за руки возьмёмся В центр круга соберемся Тихо скажем раз-два-три Детский садик нас прими Ребята, вот и подошла к концу наша с вами экологическая акция. - Что вы узнали сегодня нового? - Понравилось ли вам быть экологами? - Что сложным было сегодня для вас? - Какое задание было самым легким? - Ну что ребята мы с вами хорошо потрудились, были настоящими экологами, смогли предотвратить катастрофу. - Спасли леса от вымирания, очистили воздух, доказали и убедили, что можно очистить воду, собирали мусор, рассказали как вести себя на природе. - Не забывайте, что только делая добро, можно сохранить нашу планету красивой и чистой. - Я дарю вам медали юных спасателей (экологов) и семена для наших грядок, цветников. Пусть наши участки всегда будут нарядными. А сейчас, давайте возьмем все самое важное, что вы сегодня узнали. Пусть все останется в нашем сердце - До свидания | Ответы детей Дети получают медальки и семена для посадки рассады (протягивают руки вперед и показывают как будто что-то берут и прикладывают к сердцу) Дети прощаются с гостями |
IV | Определение перспективы дальнейшей деятельности | ||
4.1 | Предложить детям посадить в группе рассаду цветов во вторую половину дня, ухаживать, а затем высадить на участки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего возраста "Формирование навыков словообразования у детей с ОНР по темам "Продукты птания" и "Посуда"
Цель занятия: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания. ...
Конспект занятия для детей раннего возраста «Расскажем, как дети обедают»
Программное содержание: формировать грамматический строй речи, зрительное восприятие и понимание жизненно близких сюжетов, изображенных на картине, развивать умение слушать сопроводительный текст и по...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Планета Земля в опасности"
формирование экологической культуры дошкольников....
Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года) «В поисках солнышка» по сенсорному развитию в группе раннего возраста
Воспитатель: Усмонова Гулрухсор Акбаровна Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года)«В поисках солнышка»по сенсорному развитию в группе раннего возраста Цель: ф...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Планета Земля в опасности»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Планета Земля в опасности» планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть...
Конспект занятия для детей дошкольного возраста Тема: «Детям о войне»
1. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне2. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.3. Дать...
Конспект занятия для детей в возрасте от 5 до 6 лет Тема: «Спасение планеты Земля»
Познавательно- исследовательская деятельность...