Методическая разработка "Уголок уединения и релаксации дошкольников в ДОУ"
консультация (старшая группа)

Пыжова Наталия Анатольевна

В материале представлена методическая разработка по созданию в ггруппе детского сада Уголка уединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка762.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Центр уединения и релаксации дошкольников в ДОУ»

Пыжова Наталия Анатольевна,

воспитатель МБДОУ-детский сад №532

Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения.

В группе создан уютный уголок уединения, в котором каждый ребенок может отдохнуть и расслабиться. Интересный дизайн из ярких ленточек и вуали, приглушенный свет создает ощущение защищенности и спокойствия, но в то же время помогает  дошкольникам обрести уверенность в себе и дает  им ощущение безопасности.

В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума. Предметная среда в уголке  носит развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждает дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.

Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности. Уголок уединения безопасен для ребенка, воспитатель через ленточки и вуаль  всегда может видеть, чем занимается ребенок.

         Основной целью создания уголка уединения в группе является преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.

Задачи:

  1. Создание благоприятного микроклимата в группе ДОУ.
  2. Обучение детей способам выражения гнева приемлемым способом.
  3. Обучение детей приемам регуляции  своего настроения.
  4. Повышение самооценки тревожных и застенчивых детей.
  5. Обучение детей бесконфликтному общению  друг с другом.
  6. Сплочение детского коллектива.

Наполнение уголка уединения

Зона для релаксации и саморегуляции:

В зоне релаксации для создания атмосферы домашнего уюта и комфорта находиться удобный мягкий диванчик, на котором размещены подушки, уставший ребенок может отдохнуть на диванчике, поиграть в игры.  

«Игрушечный телефон»

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения, облегчение адаптационного периода.

Описание: С помощью игрушечного телефона ребенок может совершать воображаемые звонки маме или папе.

 

«Коллекции морских ракушек, шишек и пуговиц»

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения, расслабление, развитие воображения.

Описание: Если ребенок испытывает психоэмоциональное напряжение, то ему можно предложить поиграть в уголке уединения с камушками, ракушками или пуговицами выкладывая на столике разные узоры.

«Стаканчик для криков»

Цель: Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Снижение психоэмоционального напряжения, избавление от негативных эмоции.

Описание: Стаканчик  для криков с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда ребенок выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.

«Груша для битья» 

Цель: Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, снижение психоэмоционального напряжения.

Описание: Когда дети ссорятся, может произойти драка, то воспитатель предлагает детям выплеснуть свои эмоции на груше для битья.

«Подушка для релаксации»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, успокоения нервной системы.

Описание: Если ребенок переживает стрессовую ситуацию, можно предложить подушку для релаксации, перебирая шарики внутри подушки, ребенок быстро успокаивается

.Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие мелкой моторики.

Описание: Для снятия нервного напряжения и агрессии воспитатель может предложить ребенку собрать бусы из камушков в определенном порядке.

«Цветные клубочки»

Цель: Обучение способам саморегуляции, снижение психоэмоционального напряжения.

Описание: Если ребенок расшалился, или испытывает негативные чувства, можно предложить ему сматывать нитки в клубок, это поможет ему успокоится. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.

 «Подушка-плакушка»

Цель: Помогает  восстановить психическое равновесие (сменить состояние торможения, угнетения на более позитивное) и эмоциональное состояние ребёнка.

Описание: Время от времени поплакать хочется каждому человеку, независимо от пола и возраста – нередко это происходит и с детьми дошкольного возраста, для этого была придумана «подушка-плакушка». Подушка сшита из ткани голубого цвета с капельками.  Обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением.

Игровая ситуация: если у ребёнка грустное настроение, и он хочет поделиться этим с другими, рассказать, в чём причина, или просто хочет, чтоб на него обратили внимание и пожалели, он берёт эту подушку, поворачивает к себе стороной где капельки. Тогда совместно с другими детьми мы подходим к ребенку, узнаем причину и пытаемся оказать посильную помощь, чтоб вернуть ребёнку весёлое настроение: говорим ласковые слова и улыбаемся, успокаиваем и смешим, делимся игрушками и т.д.

Когда к нему возвращается весёлое настроение, ребёнок переворачивает подушку на другую сторону, на которой изображены цветы, и говорит, что его слёзы превратились в прекрасные цветы – в белые ромашки, и мы вместе со всеми детьми радуемся этому волшебству.

 «Зеркало эмоции» 

Цель: Улучшение настроения, закрепление знаний детей об эмоциях.

Описание: Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится. Воспитатель может предложить ребенку игру «Угадай эмоцию», «Изобрази эмоцию».

 

«Аудиотека с расслабляющей музыкой»

Цель: Снятие психоэмоционального и мышечного  напряжения, расслабление.

Описание: В течении дня, воспитатель включает для детей расслабляющую музыку, чтобы снять чрезмерное эмоциональное напряжение.

Зона повышения самооценки. 

 «Волшебные предметы»

Цель: Повышение самооценки тревожных  и не уверенных в себе детей. Снятие у ребенка чувства  скованности, зажатости.

Описание: С помощью волшебной палочки, ребенок перевоплощается в разных героев, тем самым поднимая настроение себе и другим детям.

Зона коммуникативного развития

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития находятся игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:

«Дидактические игры»

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Описание: Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции».

Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков. 

«Коврик  дружбы»

Цель: Развитие коммуникативных навыков, обучение детей бесконфликтному общению. Развитие навыков сотрудничества.

Описание: Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся используя мирилки.

«Ласковое солнышко» 

Цель: Развитие коммуникативных навыков.

Описание: Если ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их на палочку. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова.

«Коробочка со сказками» 

Цель: Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Описание: Ребенок может самостоятельно сочинять и выкладывать сказку на пано, а может пригласить для игры друзей и разыграть сказку по ролям. Разыгрывая сказку, неуверенный ребенок может брать на себя главные роли, тем самым повышая свою самооценку.

В нашей группе уголок уединения появился сравнительно недавно, но уже стал любимым местом, где создается легкое и хорошее настроение, где ребенок может оставить негативные эмоции, побыть наедине с самим собой, успокоится и расслабиться. Благодаря уголку уединения, ребята стали сплоченными, доброжелательными отзывчивыми друг к другу, стало меньше конфликтных ситуации. Застенчивые дети, стали более уверенными в себе, активнее идут на контакт со взрослыми и детьми.

Уголок уединения это и настоящий помощник для воспитателя в группе, педагог может предложить ребёнку пройти в зону уединения, если видит, что он не справляется со своим эмоциональным состоянием (чрезмерная агрессия по отношению к другим детям, затянувшиеся переживания по поводу разлуки с родителями, ярко выраженное нежелание контактировать с другими детьми, сильная застенчивость), найти индивидуальный подход к каждому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн - проект центра уединения и релаксации.

Данный центр  создан  творческой группой педагогов  (учитель - логопед Моторкина Е.Н., воспитатели Жидеева О.В., Гнётова  М.С.) с целью: помочь снять усталость, эмоциональное напря...

«Мобильный островок уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника»

Созданный островок  психологической разгрузки позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможность для развития познавательных процессов, речи и эмоц...

Презентация "Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"

Презентация "Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"...

"Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника""

quot;Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"...

Методические рекомендации по оформлению "Центра уединения и релаксации в ДОУ"

Данная информация будет полезна педагогам при оформлении "Центра уединения и релаксации "в группе....

Долгосрочный проект "Розовый слон" ( групповой уголок уединения и релаксации как условие обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта дошкольников)

Краткая аннотация проектаКраткая аннотация проекта «Розовый слон»         Модернизация современной системы российского образования, на-прямую ...

"Центр уединения и релаксации «Уютный домик» как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников с ТНР. "

Важно иметь в логопедической группе пространство, где ребёнок мог бы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, успокоиться и расслабиться. В нашей группе обустроен центр уединения и рел...