Консультация Проблемы игровой деятельности"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ерошенко Анастасия Сергеевна

Неоценимое значение игры как одного из важнейших факторов психического развития ребёнка-дошкольника хорошо известно педагогам и психологам. Именно поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения  она должна занимать ведущее место. При этом свою развивающую функцию игра выполняет в полной мере в том случае, если с возрастом ребёнка она все более усложняется и не только по своему тематическому содержанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_moya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы развития игровой деятельности

        Неоценимое значение игры как одного из важнейших факторов психического развития ребёнка-дошкольника хорошо известно педагогам и психологам. Именно поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения  она должна занимать ведущее место. При этом свою развивающую функцию игра выполняет в полной мере в том случае, если с возрастом ребёнка она все более усложняется и не только по своему тематическому содержанию.

        Как  передаётся игра ребёнку? Он постепенно овладевает ею, втягиваясь в мир играющих людей. Постепенно дети накапливают игровой опыт и сами становятся “носителями” игры.

        Но в настоящее время существует мало шансов приобрести игровые умения таким образом.        Рассматривая сегодняшнюю ситуацию, мы выделили следующие особенности:

  • в семьях чаще всего растёт 1 ребёнок;
  • в детских садах дети подбираются в группу по возрастному признаку;
  • дворовое общение также становится редким (большую роль играет чрезмерная опека взрослых; с другой стороны, можно отметить большую занятость школьников учебными занятиями, дополнительным образованием и подготовкой к ним; много времени занимает просмотр телепередач, занятия на компьютере).

        Учитывая все вышесказанное, воспитатель призван заменить ребёнку старших товарищей по игре и помочь ему овладеть игровыми умениями.

        Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра  не достигает должного уровня и постепенно уходит из их жизни.

        В последнее время закономерной становится тенденция увеличения времени, отведённого для обучающих занятий. В режиме дня нередко могут происходить сбои, т.к. очень часто время, отведённое для игры, заполняется совсем иными делами - подготовкой к праздникам и конкурсам, дополнительным образованием, медицинскими осмотрами и т.п.

        Как следствие, сокращается время для свободной игровой деятельности, дошкольники  не всегда успевают полноценно поиграть.

        Особенно трудно приходится медлительным детям, а также тем, кого поздно приводят и рано забирают. Их жизнь организована так, что им просто некогда играть.

        Игра в силу сложившейся ситуации перестаёт быть центром построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, отходит на второй план. В итоге “перечеркивается самоценность дошкольного возраста, и создаются определённые трудности для будущего освоения ребёнком учебной деятельности в начальных классах” (В.В.Давыдов).

        Сворачивание игры весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии ребёнка. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что делают, и действовать правильно. Лишившись игры, дошкольник не приобретает таких важных качеств, как: осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, инициативность и внутренняя свобода. В результате его поведение остаётся на уровне ситуативности, непроизвольности, зависит от окружающих взрослых.

        Часто можно наблюдать картину, когда ребенок, оставшись без руководства взрослых, не способен самостоятельно организовать свою деятельность, наполнить её смыслом - он слоняется, перебирает и разбрасывает игрушки, толкается. Вряд ли воображение, творческая инициативность, самостоятельность возникнут у него сами собой в более зрелом возрасте.

        Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников, что в свою очередь порождает агрессию, отчуждённость, враждебность.

        Почему же воспитатели, строго сохраняя время, отведённое в режиме дня для организованных занятий, спокойно жертвуют им, когда речь идет об игре?

        Во-первых, выполняя заказ родителей при подготовке ребёнка к школе, современный воспитатель в своей деятельности делает акцент на развитие учебных навыков (чтение, счёт, письмо).

        Во-вторых, это становится возможным потому, видимо, что у педагогов ДОУ нет внутренней убеждённости в том, что именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника.

        Необходимо также проверить, на каком уровне находится методическая помощь по вопросам игры. Умеют ли играть сами воспитатели?

        Но даже при  акцентировании внимания воспитателей на развитие детской игровой деятельности усилия педагогов по повышению её уровня могут не достичь своей цели, если в воспитательно-образовательном процессе учреждения не соблюдается баланс между свободной самостоятельной игрой и другими видами занятий. Поэтому педагогам, изучающим проблемы игровой деятельности, необходимо обратить внимание на то, как игра используется не только в повседневной жизни детей (особенно в вечернее, более свободное от организованных форм обучения время), но и на занятии, на прогулке.

        Предметом особого внимания педагогов должен стать анализ психолого-педагогических условий для развития игры детей, а также использование в педагогическом процессе всего многообразия игр и установления баланса между разными их видами  (спортивные, подвижные, развивающие, дидактические, игры-фантазии, игры-экспериментирования, строительно-конструктивные, режиссёрские,  театрализованные, сюжетно-ролевые).

        Подводя итог, выделим основные проблемы становления игровой деятельности дошкольника в современных условиях:

  • отсутствие разновозрастного общения;
  • нехватка времени в режиме дня;
  • отсутствие внутренней убеждённости воспитателей в важности игры;
  • обеднение содержания игры.

        Прежде всего, необходимо, анализируя психолого-педагогические условия развития игры дошкольников, особое внимание уделить построению развивающего пространства.

        Но, как отмечалось ранее, роль воспитателя не ограничивается изменением (созданием) игровой среды. Большое значение имеет непосредственное участие взрослого в свободной игровой деятельности детей.

        Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем - как партнёр в игре двух-трёх детей, далее он становится помощником ребят в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игровой деятельностью, помогая при необходимости советом.

        Итак, с возрастом дошкольника должна изменяться сама форма игры воспитателя с детьми и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках режимного времени, отведённого для нее.  Для того чтобы игра служила общему развитию дошкольника, она должна быть своевременно освоена ими, чтобы потом могла перейти из ранга деятельности, организованной педагогом, в самостоятельную деятельность детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы игровой деятельности детей в современном детском саду.

Проблемы игровой деятельности детей в современном детском саду.Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.Неуди...

Консультация для воспитателей по проблеме игровой деятельности в подготовительной группе

Как уже известно, развивающие игры – это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя – изучает цвет, форму, пространственные и ч...

Консультация Проблемы игровой деятельности"

       Неоценимое значение игры как одного из важнейших факторов психического развития ребёнка-дошкольника хорошо известно педагогам и психологам. Именно поэтому в педагогич...

«Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»...

«Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»

КОНСУЛЬТАЦИИ "ПРОБЛЕМЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА"...

Консультация «Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»

Консультация на тему: «Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»...

Родительское собрание Проблемы игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей среднего дошкольного возрастаЗадачи:Формировать понятие родителей о возможности игры как средст...