"Особенности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа)

Опыт работы на тему: «Особенности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Проекты нельзя проводить. Через них, скорее, нужно проходить. Проекты планируются не для детей, а вместе с ними. Основу проекта составляет новое демократическое понимание педагогической деятельности. Проекты – это познавательные путешествия. Здесь есть и развлекательные дороги, и возможность принятия решения. И удаются проекты, как правило, так как дети могут разделить друг с другом радость открытия, встретиться с неизвестным, проявить фантазию и творческие способности.

Как руководитель проекта, педагог стремится сопровождать деятельность детей и выступает в роли консультанта, мотивирует и поддерживает детей. Он старается не доминировать при осуществлении проекта. Это нелегко, особенно если у педагога есть много идей и решений. С другой стороны, необходимо провести большую подготовительную работу, чтобы предоставить детям возможность осуществить их планы.

Основные принципы успешной реализации проекта:

Сбор информации по теме проекта.

Этап осуществления проекта начинается с поиска и сбора информации по теме проекта и с ответа на возникающие при этом вопросы. Педагог должен в первую очередь предоставить такую возможность детям. Источники информации могут быть как первичными (например, поездки на природу, посещение выставок, музеев, концертов, предприятий, специалистов; предоставление специальных материалов и предметов) и вторичными (например, книги, газеты, интернет; привлечение родителей в качестве компетентных консультантов), причем, как правило, они используются одновременно. При этом визуальное восприятие, ощущение и понимание происходят через практическую деятельность, в различных ситуациях приобретается опыт, и накапливаются знания об окружающем мире. Уже на этапе сбора информации можно понять, в каком направлении будет развиваться проект, если только задачей его не является создание определенных объектов.

Изучая различные источники информации, дети узнают, как они могут перепроверить свои гипотезы; одновременно работа с информацией дает возможность в общем диалоге найти гибкие решения актуальных вопросов. В рамках идеи совместной деятельности важно вместе с детьми раскрыть значение собранной информации и исследованных в процессе совместной деятельности и обсуждений явлений и предметов и найти общее направление с помощью обмена мнениями и переговоров. Если мы выявляем и разбираем по темам различные мнения детей, то это позволяет им многому научиться друг у друга и понять, что по одному и тому же вопросу могут существовать разные мнения.

Вхождение в тему и интеграция ее в широкий контекст: ориентирование на процесс.

Участники проекта изучают и исследуют свою тему обязательно, применяя различные стратегии: для этого они располагают большим количеством возможностей. Они действуют на всех уровнях, которые им доступны.

  • Несмотря на то, что ход реализации проектов одинаков, в каждом из них мы исследуем, наблюдаем, экспериментируем, дискутируем, мастерим, рисуем, поем, танцуем и т.д. этапы работы в малых группах сменяются индивидуальной деятельностью или работой в парах. Часто организуются сюжетно-ролевые игры, которые со временем становятся все сложнее. Планируются и проводятся мероприятия на открытом воздухе, поездки и экскурсии, в детский сад приглашаются специалисты, и с ними проводятся беседы. Педагоги наблюдают, стимулируют обмен опытом и мнениями, объясняют новые понятия, представляют группе необходимые материалы, консультируют, организуют окружающее пространство, дополнительно информируют детей с помощью фотографий, слайдов, книг и рассказов.
  • Постоянная смена форм работы, таких как общая дискуссия, экскурсии, эксперименты, сюжетно – ролевые игры, рисование, рукоделие и т.п., помогает глубже проникнуть в соответствующую тему. В зависимости от используемых методов дети обращаются к разным аспектам темы. Наблюдение, исследование, эксперимент, накопление опыта и обмен им, совместный анализ, движение, пение и изобразительное искусство связаны друг с другом и стимулируют познавательную активность и развитие компетентностей.

Проектная деятельность, однако, не ограничивается только чередой различных мероприятий по выбранной теме, которые сменяют друг друга без всякой системы, напротив, чтобы обеспечить детям непрерывный  разнообразные мероприятия связаны между собой, развивают и расщиряют все компетентности детей.

Структура темы как неотъемлемая составляющая комплексного образовательного процесса.

Структура интегрирует тему в широкий контекст и должна быть представлена детям как основа деятельности и анализа, особенно благодаря методам проектной документации. Отдельные элементы единого процесса складываются воедино, чтобы наглядно представить детям, например, социальные и причинно-следственные взаимосвязи. Такое наглядное пояснение помогает детям получить более глубокое представление об обсуждаемой теме. Структуру следует разрабатывать с детьми на основе поставленных целей и привязывать ее к дальнейшим содержательным и методическим решениям. Методы подобной работы могут быть следующими:

  • Разнообразные подходы к теме, затрагивающие  многие сферы (например, что происходит с деньгами в кассе магазина?);
  • Наблюдение природных явлений в естественных условиях (например, гроза и погода);
  • Рассмотрение социальных феноменов в разных ракурсах так, чтобы вместе они составляли систему (например, профессии и мир труда);
  • Рассмотрение принципов и правил только вместе с примерами и пояснениями и мотивировать детей, объяснять и аргументировать своими словами, каким образом какой-либо пример иллюстрирует правило (сравни там же)

Вопросы и интересы детей выводят любой проект на новые уровни. Интеграция темы в иной контекст происходит автоматически, при следующих условиях:

  • Педагоги руководствуются вопросами, задаваемыми детьми, задают сами вопросы детям и пытаются совместно сразу же найти на них ответы (например, принести атлас, объяснить понятие);
  • Образовательные процессы ежедневно анализируются в ходе круглого стола («Чего мы достигли? Что делать дальше?»).

Если идеи, ответы, пути решения и т.д. предлагают сами дети, то все это для них намного понятнее. Одновременно у них появляется интерес и к дальнейшим исследованиям.

В ходе проекта необходимо с помощью мотивирующих бесед и других стимулов ориентироваться на перспективу, устанавливать связи и получать комплексные знания. Дети хотят, чтобы все было по-настоящему.

Проектная деятельность, таким образом, становится интенсивным, перспективным и длительным процессом, в течении которого дети все глубже прорабатывают тему и интегрируют ее в широкий контекст. Каждый проект в значительной степени затрагивает неизвестные ранее области, изучая и открывая которые, мы идем по пути поступательного сетевого обучения: каждый предмет или явление открывается нам полностью лишь в том случае, если мы рассматриваем его под разными углами зрения. Ни один предмет или явление не существует обособленно, он находится в определенной взаимосвязи с другими предметами и явлениями и поэтому всегда является частью единого целого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему: «Особенности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Проекты нельзя проводить. Через них, скорее, нужно проходить. Проекты планируются не для детей, а вместе с ними. Основу проекта составляет новое демократическое понимание педагогической деятельности. Проекты – это познавательные путешествия. Здесь есть и развлекательные дороги, и возможность принятия решения. И удаются проекты, как правило, так как дети могут разделить друг с другом радость открытия, встретиться с неизвестным, проявить фантазию и творческие способности.

Как руководитель проекта, педагог стремится сопровождать деятельность детей и выступает в роли консультанта, мотивирует и поддерживает детей. Он старается не доминировать при осуществлении проекта. Это нелегко, особенно если у педагога есть много идей и решений. С другой стороны, необходимо провести большую подготовительную работу, чтобы предоставить детям возможность осуществить их планы.

Основные принципы успешной реализации проекта:

Сбор информации по теме проекта.

Этап осуществления проекта начинается с поиска и сбора информации по теме проекта и с ответа на возникающие при этом вопросы. Педагог должен в первую очередь предоставить такую возможность детям. Источники информации могут быть как первичными (например, поездки на природу, посещение выставок, музеев, концертов, предприятий, специалистов; предоставление специальных материалов и предметов) и вторичными (например, книги, газеты, интернет; привлечение родителей в качестве компетентных консультантов), причем, как правило, они используются одновременно. При этом визуальное восприятие, ощущение и понимание происходят через практическую деятельность, в различных ситуациях приобретается опыт, и накапливаются знания об окружающем мире. Уже на этапе сбора информации можно понять, в каком направлении будет развиваться проект, если только задачей его не является создание определенных объектов.

Изучая различные источники информации, дети узнают, как они могут перепроверить свои гипотезы; одновременно работа с информацией дает возможность в общем диалоге найти гибкие решения актуальных вопросов. В рамках идеи совместной деятельности важно вместе с детьми раскрыть значение собранной информации и исследованных в процессе совместной деятельности и обсуждений явлений и предметов и найти общее направление с помощью обмена мнениями и переговоров. Если мы выявляем и разбираем по темам различные мнения детей, то это позволяет им многому научиться друг у друга и понять, что по одному и тому же вопросу могут существовать разные мнения.

Вхождение в тему и интеграция ее в широкий контекст: ориентирование на процесс.

Участники проекта изучают и исследуют свою тему обязательно, применяя различные стратегии: для этого они располагают большим количеством возможностей. Они действуют на всех уровнях, которые им доступны.

  • Несмотря на то, что ход реализации проектов одинаков, в каждом из них мы исследуем, наблюдаем, экспериментируем, дискутируем, мастерим, рисуем, поем, танцуем и т.д. этапы работы в малых группах сменяются индивидуальной деятельностью или работой в парах. Часто организуются сюжетно-ролевые игры, которые со временем становятся все сложнее. Планируются и проводятся мероприятия на открытом воздухе, поездки и экскурсии, в детский сад приглашаются специалисты, и с ними проводятся беседы. Педагоги наблюдают, стимулируют обмен опытом и мнениями, объясняют новые понятия, представляют группе необходимые материалы, консультируют, организуют окружающее пространство, дополнительно информируют детей с помощью фотографий, слайдов, книг и рассказов.
  • Постоянная смена форм работы, таких как общая дискуссия, экскурсии, эксперименты, сюжетно – ролевые игры, рисование, рукоделие и т.п., помогает глубже проникнуть в соответствующую тему. В зависимости от используемых методов дети обращаются к разным аспектам темы. Наблюдение, исследование, эксперимент, накопление опыта и обмен им, совместный анализ, движение, пение и изобразительное искусство связаны друг с другом и стимулируют познавательную активность и развитие компетентностей.

Проектная деятельность, однако, не ограничивается только чередой различных мероприятий по выбранной теме, которые сменяют друг друга без всякой системы, напротив, чтобы обеспечить детям непрерывный  разнообразные мероприятия связаны между собой, развивают и расщиряют все компетентности детей.

Структура темы как неотъемлемая составляющая комплексного образовательного процесса.

Структура интегрирует тему в широкий контекст и должна быть представлена детям как основа деятельности и анализа, особенно благодаря методам проектной документации. Отдельные элементы единого процесса складываются воедино, чтобы наглядно представить детям, например, социальные и причинно-следственные взаимосвязи. Такое наглядное пояснение помогает детям получить более глубокое представление об обсуждаемой теме. Структуру следует разрабатывать с детьми на основе поставленных целей и привязывать ее к дальнейшим содержательным и методическим решениям. Методы подобной работы могут быть следующими:

  • Разнообразные подходы к теме, затрагивающие  многие сферы (например, что происходит с деньгами в кассе магазина?);
  • Наблюдение природных явлений в естественных условиях (например, гроза и погода);
  • Рассмотрение социальных феноменов в разных ракурсах так, чтобы вместе они составляли систему (например, профессии и мир труда);
  • Рассмотрение принципов и правил только вместе с примерами и пояснениями и мотивировать детей, объяснять и аргументировать своими словами, каким образом какой-либо пример иллюстрирует правило (сравни там же)

Вопросы и интересы детей выводят любой проект на новые уровни. Интеграция темы в иной контекст происходит автоматически, при следующих условиях:

  • Педагоги руководствуются вопросами, задаваемыми детьми, задают сами вопросы детям и пытаются совместно сразу же найти на них ответы (например, принести атлас, объяснить понятие);
  • Образовательные процессы ежедневно анализируются в ходе круглого стола («Чего мы достигли? Что делать дальше?»).

Если идеи, ответы, пути решения и т.д. предлагают сами дети, то все это для них намного понятнее. Одновременно у них появляется интерес и к дальнейшим исследованиям.

В ходе проекта необходимо с помощью мотивирующих бесед и других стимулов ориентироваться на перспективу, устанавливать связи и получать комплексные знания. Дети хотят, чтобы все было по-настоящему.

Проектная деятельность, таким образом, становится интенсивным, перспективным и длительным процессом, в течении которого дети все глубже прорабатывают тему и интегрируют ее в широкий контекст. Каждый проект в значительной степени затрагивает неизвестные ранее области, изучая и открывая которые, мы идем по пути поступательного сетевого обучения: каждый предмет или явление открывается нам полностью лишь в том случае, если мы рассматриваем его под разными углами зрения. Ни один предмет или явление не существует обособленно, он находится в определенной взаимосвязи с другими предметами и явлениями и поэтому всегда является частью единого целого.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

«Особенности проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

laquo;Особенности проектной деятельности с детьми  младшего дошкольного возраста»...

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности».

laquo;Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности». Добрый день уважаемые коллеги!Согласно ФГОС, метод ...

Особенности проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Презентация опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как форма организации познавательной деятельности в свете ФГОС ДО

Проблема исследования:Как по средствам проектной деятельности обеспечить эффективность познавательного развития ребенка....

«Особенности проектной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

laquo;Особенности проектной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»В дошкольных учреждениях воспитатели ищут наиболее эффективные средства обучения детей. Одним из направлений инно...