Психологические причины детских заболеваний.
консультация

Давыдова Екатерина Павловна

Кратко рассматриваются психологические причины детских заболеваний. Роль семьи в воспитпнии здорового человека. Важность взаимоотношений в семье, эмоционального состояния ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_detskie_bolezni.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 95» г. Саратова

Консультация

«Психологические причины

 детских заболеваний»

Давыдова Е.П.

2020 г.

Консультация педагога-психолога

«Психологические причины детских заболеваний»

Каждый родитель сталкивается с различными заболеваниями своих детей. Конечно, одни дети болеют чаще, другие реже, но избежать болезней вообще никому не удается. Вместе с этим давно известно и доказано, что около 85% всех заболеваний имеют психологическую почву. И в решении вопроса об этих заболеваниях может помочь психолог.

Что же такое психосоматика?

Психосоматика – это наука, которая изучает связь между душевным состоянием и физическим здоровьем тела. То есть как психологическое, психическое и психоэмоциональное состояния влияют на формирование болезни.

Сегодня находит подтверждение широко распространенная фраза – все болезни от нервов.

Те эмоции и чувства, которые испытывает человек, являются основой большинства болезней. Вместе с тем, любое  внешние воздействия (переохлаждение, например), являются лишь спусковым крючком, которое подталкивает  наступление заболевания.

 Детская, неокрепшая психика наиболее остро реагирует на психологический дискомфорт. Часто бывает так, что основа для болезни формируются еще в детстве, а проявляется уже во взрослом возрасте.

Потеря эмоционального контакта, недопонимание между ребенком и взрослым, психологическая напряженность во взаимоотношениях с родителем – все это часто не бесследно отражается на состоянии ребенка.

Если родители серьезно задумались над теми проблемами, которые имеются со здоровьем у их детей, то они должны проанализировать наличие страхов, скованностей, недовольств ребенка. Особенно это актуально, если эти чувства и эмоции прячутся или маскируются, ребенок не умеет их отреагировать. В этом случае необходимо помочь справиться своему чаду с возникшими проблемами с помощью чуткого близкого взрослого или обратиться за помощью к психологу. Эмоциональное благополучие, безусловно, позитивно повлиять на состояние его здоровья. И болезнь, которая не поддавалась медикаментозному лечению – постепенно уйдет.

Самое важное в психосоматике – правильно установить ту проблему, которая имеется. Именно в этом случае избавиться от болезни получится максимально быстро.

Не забывайте, что человеческий организм – самоисцеляющаяся и самоочищающаяся система, способная максимально регенерировать сама себя.

Если говорить о склонности к психосоматическим заболеваниям, то она ярко выражена у детей всех возрастов и независимо от пола. Но существует кризисные периоды, когда психологические проблемы могут наиболее ярко отразиться на самочувствии маленького человека. Как правило, это возраст:

- 1 год;

- 3 года;

- 7 лет;

- подростковый период – с 13 до 17 лет.

В детском возрасте воображение рисует настолько реалистичную картинку, что нет полного понимания, где реальность, а где выдумка. Он все воспринимает гипертрофированно. Поэтому, любой негатив, выраженный по отношению к нему, он может воспринять как личную трагедию и переживать ее в течение долгого периода, прокручивая в своей голове вновь и вновь навязчивые мысли, события, слова.

К тому же, любое нежелательное для него действие может проецировать на свое здоровье. Так, например, если тяжело вставать по утрам, может достаточно часто болеть, чтобы не идти в садик или в школу. Такая “трансляция” дает ему возможность понежиться еще немного в постели.

Болезнь – способ обратить на себя, свои страхи и переживания внимание. Она проявляется как защитный механизм. Маленький человек, заболевая, получает то, что ему нужно каждый день – увеличенное внимание и заботу со стороны своих родителей.

Чаще всего психосоматические болезни появляются у детей, которые имеют следующий психологический портрет:

  • плохо справляются со стрессовой ситуацией, поддаваясь панике, упадку сил, хандре;
  • замыкаются внутри себя, не рассказывая о своих проблемах друзьям, родственникам или просто знакомым людям;
  • находясь в стрессовой ситуации или пессимистическом настроении рисуют негативные сценарии для себя, ожидая все время подвоха или отрицательных событий;
  • находятся под влиянием глобального отцовского и материнского контроля, лишены свободы выбора, не могут осуществить своих желаний;
  • не умеют радоваться позитивным ситуациям и неспособны дарить радость окружающим людям;
  • не испытывают позитивных эмоций даже при общей радости;
  • всегда испытывают опаску не дотянуть до тех ожиданий, которые по отношению к ним испытывают учителя, родные, окружающие люди;
  • не могут выдержать заданный режим дня, включая ночной или дневной сон и приемы пищи;
  • поддаются чужому влиянию или слишком высоко ставят чужое мнение и все время пытаются ему соответствовать;
  • плохо приживаются в новой ситуации, болезненно реагируют на новых друзей, новое место жительства, даже на новые игрушки;
  • не расстаются со старым и прошлым – начиная от ситуаций, заканчивая обычными игрушками.

Конечно, рассматривая список вышеприведенных состояний не только ребенка, но и взрослого человека, стоит отметить, что все это может быть у любого человека. Не так страшно появление одного из состояний. Важно, чтобы оно не было длительным или постоянным. Именно монотонное, перманентное депрессивное состояние человека вызывает сбои в физическом теле.

Дети не всегда в состоянии справиться с  негативными переживаниями, наплывом отрицательных эмоций. Они могут даже не до конца понимать, что с ними происходит, не знать, каким словом обозначить то, что они испытывают. Осознанность таких переживаний развивается в подростковом возрасте. Дети не умеют снимать психологическое напряжение, а подавленное психическое состояние ребенка вызывает реакцию на физическом уровне.

Очень часто причиной психосоматических заболеваний у детей является неблагоприятная психологическая обстановка в семье. Обычно она связана с внутрисемейными конфликтами между родителями и усиливается под воздействием различных внешних обстоятельств (пример, рождение второго ребенка).

Если становятся очевидны признаки болезни – это значит только одно. От момента неправильных психологических установок, до воплощения их в физиологические проблемы, прошел уже достаточно большой отрезок времени. Значит, организм достаточно долго находился в состоянии внутреннего стресса, даже если родители этого не замечали. И это длительное, неправильное психоэмоциональное состояние привело к появлению разлада физиологии. Образ мышления становится неправильным, поэтому устранить негатив достаточно сложно.

Семье необходимо будет проделать достаточно большую работу по поиску причин, вызвавших такие отклонения. И успех здесь будет зависеть именно от правильности нахождения основной причины недуга.

Как правило, семья находит ту ловушку в воспитании, которая была выстроена ими же самими и привела к появлению у малыша проблем.

Если родным удалось определить правильно этот промах воспитания, то глубинные причины изменятся и состояние начнет постепенно улучшаться. Симптоматика начнет изменяться и постепенно сойдет на нет, вернув нормальное физиологическое и психоэмоциональное состояние ребенку.

Сама по себе мысль никогда не вызывает заболевание. Процесс запускается через головной мозг. Если у ребенка возникают негативные мысли, и они постоянны, то мозг будет посылать организму сигнал о том, чтобы делать какое-либо действие. Но разбалансированное эмоциональное состояние приведет к тому, что мозг даст тут же команду не выполнять это действие, а делать совершенно другое. Результат – ребенок не выполняет ни одно, ни другое действие, а замирает в промежуточном состоянии. Хуже того – возникает мышечный спазм, еще более усугубляющий ситуацию.

Состояние мышечного перенапряжения в результате даст сбой в самом слабом органе. И он перестанет функционировать в правильном режиме.

Ребенок накапливает эмоции, не умеет их сбрасывать – в результате перенапряжение эмоциональное приводит к спазмам мышечным. Оно накапливается, а потом прорывается в виде заболевания. Так как любая энергия все равно найдет выход.

Закрепление телесных реакций ребенка в виде психосоматических болезней и их дальнейшее протекание зависит во многом от того, как родители на них реагируют. Представление ребенка о заболевании в значительной степени формируются под влиянием мировоззрения и чувства его родителей. Среди наиболее часто возникающих у взрослых чувств можно отметить:

  1. чувство вины за развитие заболевания;
  2. негодование из-за поведения ребенка, якобы приведшего к болезни;
  3. отчаяние вследствие неблагоприятного прогноза;
  4. безразличие, связанное с отрицанием факта болезни.

Часто и у ребенка возникает аналогичное переживание. Если родитель допускает проявление гнева, например, то большинства детей усиливается чувство вины. Если родители допускают тревожно-мнительное отношение к общему состоянию ребенка и проявляют неадекватно преувеличенную заботу, то к него формируется неадекватная внутренняя картина болезни, сопровождающаяся преувеличением значимости болезни и как следствие, тревогой за свое будущее. Часто родители не верят в выздоровление ребенка, считают его слабым и болезненным от рождения, смиряются с ситуацией. В подобной атмосфере ребенок без моральной поддержки, которая необходима для выздоровления, уверен в слабости своего организма.

Своевременное выявление психосоматических болезней помогает предотвратить развитие других болезней и осложнений, а так же вернуть психологическое здоровье ребенку.

К психосоматическим болезням относятся: нервная анорексия, булимия, ожирение, бронхиальная астма, нейродермит, экзема, псориаз, ангина, хронический тонзиллит, сахарный диабет, аллергия, анемия, ОРЗ, заикание и др.

Поэтому так важна совместная работа по устранению психоэмоционального дискомфорта, что приведет к снижению отклонений в физическом состоянии.

Используемая литература:

  1. https://byd-zdorova.ru/psihosomatika-u-detej-kak-lechit
  2. Детская психосоматика. Почему болеют наши дети?/ Н. Ю. Дмитриева. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 152.
  3. Ваш ребенок часто болеет: советы психолога в помощь родителям/ Наталья Царенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психосоматические причины детских заболеваний

Психосоматические причины детских заболеваний...

Психологические причины детской тревожности

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных...

Виды речевых нарушений и их психологические причины

Любые общие или нервно-психические заболевания ребенка первых лет жизни обычно сопровождаются нарушениями речевого развития.žžВажно проводить вовремя углубленное исследование состояния нервной системы...

«Клинико – психологические причины возникновения РДА»

Введение  Данная тема является актуальной, потому что в дети с синдромом РДА  обнаруживаются в 4 — 5 случаях на 100000 детей (или в 0,04 — 0,05 %) в возрасте от 12 — 1...

Детско-родительский психологический тренинг "Детская агрессия, как одна из причин жестокого обращения в семье".

Тренинг помогает выявить проблемы в семье, выявить жестокое обращение, насилие. Помогает предотвратить агрессивное поведение и жестокое обращение. Так же способствует сплочению детей с родителями....

Стресс как причина психосоматических заболеваний.

      Современный уклад жизни, ее ритм оказывает сильное влияние на организм человека, особенно у детей. Возникают различные ситуации, которые приводят детей к стрессу. Стресс яв...

Консультация для родителей "Психологические причины детской тревожности".

Консультация для родителей: "Психологические причины детской тревожности"....