Игры - экспериментирования как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
презентация

Тишкина Виктория Валерьевна

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Экспериментирование – это метод обучения, если применять для передачи детям повседневных знаний; форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе эксперимента; является одним из видов деятельности детей и взрослых.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_-_eksperimentirovaniya.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры-экспериментирования как средства повышения познавательной активности у дошкольников Подготовила: старший воспитатель МАДОУ ЦРР – д/с №5 «Ромашка» Тишкина Виктория Валерьевна 2019 г.

Слайд 2

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» , — гласит народная мудрость. « Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» , — утверждают педагоги-практики.

Слайд 3

Экспериментирование – это метод обучения, если применять для передачи детям повседневных знаний; форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе эксперимента; является одним из видов деятельности детей и взрослых .

Слайд 5

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия в ДОУ является игра-экспериментирование.

Слайд 6

С какого возраста предполагается начинать игры- экспериментирования в детском саду? Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов Экспериментирование в средней группе (4–5 лет ) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

Слайд 7

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОИЗВОДИМЫХ ДЕТЬМИ, ПРЕДПОЛАГАЕТ ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: Дети 3-4 года: О материалах (песок, земля, глина, бумага, ткань, дерево). О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). Об эталоне «1 минута», «Время». О предметном мире: (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования, мебель, растения, животные).

Слайд 8

Дети 4-5 лет: О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.). О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма). О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши , рот и т.д.).

Слайд 9

Дети 5-7 лет: О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон). О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год). Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.). О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.). О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

Слайд 10

Цели игры - экспериментирования Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. Развитие словаря. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира. Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе. Задачи игры- экспериментирования Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) . Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Слайд 11

Классификация экспериментов По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; опыты с животными; опыты с объектами неживой природы; опыты , объектом которых является человек. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т.д. По количеству детей: индивидуальные (1-4 ребенка); групповые (5-16 детей); фронтальные или коллективные (вся группа). По причине их проведения: случайные ; запланированные ; поставленные в ответ на вопрос ребенка

Слайд 12

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) По характеру познавательной деятельности: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач. По способу применения в аудитории: демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами); - фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).

Слайд 13

Структура игры-экспериментирования Постановка, формулирование проблемы; Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей; Проверка гипотез; Подведение итогов, вывод; Фиксация результатов; Вопросы детей

Слайд 14

Спасибо за внимание https://st.depositphotos.com/3246725/4329/v/950/depositphotos_43296905-stock-illustration-seamless-school-background.jpg https://yadi.sk/a/0zbROVWB3TBCie/5aa22e27a639987c2410fbee https://i.pinimg.com/originals/3b/6f/33/3b6f3303fe4ad4646ae0c1c75c135767.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Выступление на тему : «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и про...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опытно-исследовательская деятельность в детском саду играет существенную роль в формировании представлений о физических свойствах объектов окружающего мира. Педагогическую деятельность нужно организов...

« Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5«Солнышко» городского округа Навашинский « Экспериментирование как средство развития познаватель...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...