Опыт работы на тему: «Работа по раннему профильному образованию дошкольников».
методическая разработка (средняя группа)
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром является актуальной и на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства.
Одной из задач социально-коммуникативного в рамках реализации ФГОС ДО развития является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В дошкольном детстве формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Дошкольникам необходимо показать многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представление о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.
Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parad_professiy.docx | 250.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Сказка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Опыт работы на тему: «Работа по раннему профильному образованию дошкольников».
Подготовила:
воспитатель
Черкасова Н.А.
2020 г.
Опыт работы на тему: «Работа по раннему профильному
образованию дошкольников».
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром является актуальной и на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства.
Одной из задач социально-коммуникативного в рамках реализации ФГОС ДО развития является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В дошкольном детстве формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Дошкольникам необходимо показать многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представление о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.
Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и родителями.
В своей работе я использую различные методы ознакомления детей с трудом взрослых:
- Беседы о различных профессиях, во время которых воспитатель не только знакомит с трудом взрослых, новыми профессиями и закрепляет знания, но и формирует у детей положительно-эмоциональное отношение к тому, о чем он беседует с ними.
- Наблюдения, которые проводятся не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдают за работой дворника, водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины и пр.
- Экскурсии, на которых дошкольники узнают об особенностях данной профессии, и встречи с людьми разных профессий. Начиная с младшей группы, для дошкольников проводятся экскурсии по ознакомлению с профессиями работников детского сада: воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, повара и другими. Для старших дошкольников, помимо знакомства на занятиях с такими профессиями как завхоз, почтальон, швея, строитель, сварщик, библиотекарь и другими, также организованы встречи с родителями, которые знакомят ребят с такими профессиями как врач, военный, сотрудник пожарной инспекции, полицейский, каменщик. Внимание детей обращают на средства, инструменты, которые нужны для разных профессий.
- Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. О профессиях ребята узнают и с помощью различных игр: сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных игр.
В процессе знакомства с профессиями большинство детей не могли ответить, кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает инспектором» (но ответить, что делает инспектор, не могли). Воспитанники с родителями и воспитателями решили совместно найти решение проблемы. Самым эффективным в решении данной проблемы является проектный метод, который основывается на личностно-ориентированном подходе. Свой проект ребята с родителями назвали «Парад профессий».
Реализация проекта отвечает следующим педагогическим принципам:
- целенаправленность проекта на основные задачи дошкольного воспитания и развития;
- вариативность содержания форм и методов работ, комплексности и сотрудничества.
Актуальность:
В среднем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию речи.
Интерес детей к труду и необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в дошкольные годы. В быту и в игре дети стремятся подражать взрослым. Задача взрослых – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Труд должен войти в мир ребёнка и помочь в его успешном всестороннем развитии. В современном мире существует огромное количество видов труда. Умение ориентироваться в человеческих занятиях является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Цели и задачи:
Цель:
- познакомить детей с разнообразием профессий родителей и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей;
- создать условия для воспитания у дошкольников положительного отношения и уважения к труду взрослых, его результатам, способствовать начальной профориентации.
Задачи:
- расширять навыки самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
- обогащать представления детей о профессиях родителей;
-формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества, развивать интерес к профессиям родителей;
-показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей;
- обогащать словарный запас; развивать коммуникативные навыки;
- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании;
- формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь;
- учитывая краеведческую направленность, обращать внимание на профессии ближайшего окружения, распространенные в городе.
Планируемые результаты:
После завершения проекта дошкольники смогут:
- узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», обогатиться словарный запас, коммуникативные навыки.
- задумаются о том, кем они будут, когда вырастут.
Работа началась с подбора методической литературы, с определения представлений дошкольников о мире труда и профессий, то есть, с диагностики. Выявлен уровень знаний детей. Составлен план работы по трудовой деятельности (этапы реализации проекта). Подобраны формы и методы работы: определены темы занятий и бесед, продуманы проблемные ситуации и игровые формы обучения, развивающие задания, художественное слово и другое.
Работа с родителями: беседа на родительском собрании о важности данной проблемы, обсуждение совместных мероприятий, организация мастер-классов и мероприятия «Парад профессий» с привлечением родителей.
Михаил Николаевич (папа Оли) рассказал о профессии строителя (каменщика). Он познакомил с рабочей одеждой и орудиями труда, используемыми в данной сфере деятельности. А затем с помощью наглядного материала рассказал, как строят дом (с чего начинают и что при этом используют, какие профессии в этом участвуют). Затем все дети примерили на себя форму строителя. Было очень познавательно и интересно.
Николай Михайлович (папа Ксюши) познакомил детей с профессией инженера по охране пожарной безопасности. Дети сами прикручивали провода к приёмному контрольному прибору; знакомились с пожарными извещателями (тепловой и дымовой), а также охранными датчиками. Потом все вместе ставили объект под охрану. Дети получили море положительных впечатлений.
Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
Знания, полученные детьми в ходе исследования проблемы, закреплялись в продуктивной деятельности в виде рисунков, в сюжетно-ролевых играх и дидактических играх, в чтения художественной литературы, в оформлении папок, содержащих полезную информацию.
Результаты работы показали:
- большинство детей группы осознанно стали относиться к значимости труда людей разных профессий, у них сформированы представления о роли орудий труда в разных профессиях;
- у детей расширились представления о профессиях людей, работающих в нашем городе, сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир;
- появился интерес к профессиональной деятельности своих родителей: дети чаще стали задавать вопросы, беседовать на тему будущей профессии, некоторые посетили рабочее место мамы или папы; - узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде; - обогатился словарный запас дошкольников, расширены коммуникативные навыки; - у ребят появилось мечта, что когда они вырастут, то получат профессию такую же как у одного из родителей.
Вывод: «Если знакомить детей с профессиями взрослых с дошкольного возраста и обязательно в определённой системе, то это поможет расширить у них представление о мире взрослых, сформировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, разовьётся интерес к профессиональной деятельности, а в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Опыт работы по теме: "Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста", который презентовался на конкурсе "Лесенка успеха-2014"
Содержание Введение………………………………………………………………………….3Методы организации работы по направлению «Познавательно-речевое развитие» область «Познание» способствующие обеспечению ранней социализации...
Опыт работы на тему: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ....
ОПЫТ РАБОТЫ по теме: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.
Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей через включение в процессе экспериментирования. Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи: ·...
Практический опыт работ по теме "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников"
Обобщенный практический опыт работы на тему: "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников". Через различные действия с бумагой дошкольники учат...
Обобщение опыта работы на тему: "Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников"
Ведущая педагогическая идея опыта по теме. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акце...
Тема: «Работа с родителями – как фактор повышения качества образования дошкольников»
Единство воспитателей и семьи в воспитание дошкольников обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоение навыков. знаний, умений....