Доклад «Духовно - нравственное воспитание дошкольников».
статья (старшая группа)
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_duhovno_-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Духовно - нравственное воспитание дошкольников».
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
В.А.Сухомлинский
В настоящее время от морального воспитания детей зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества. Научно технический прогресс сам по себе не способствует моральному совершенствованию человека, но в то же время дает в руки аморальных людей могучие средства уничтожения природы, культуры и других ценностей.
Как известно, о людях судят не по тому, насколько хорошо они знают нормы морали, а то тому насколько они следуют им, т.е. как они действуют в тех или иных обстоятельствах, а не что они говорят. При этом постоянно наблюдается, и это подтверждено многочисленными научными исследованиями, что наличие моральных знаний вовсе не обеспечивает морального поведения, т.е. реального соблюдения норм.
Безусловно, умение и навыки культурного и вежливого поведения должны всячески приветствоваться и прививаться с ранних лет, но хорошие манеры вовсе не обеспечивают ни порядочности, ни отзывчивости, ни других собственно моральных сторон личности.
Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знание этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Важное место в воспитании основ нравственности играет семья. Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Именно с воспитания любви к родителям, уважения к семейным традициям начинается любовь к людям, родине, отчизне, об этом говорится во всех системах воспитания детей, начиная с древности и по наши дни.
«Ничто так не украшает человека, как высокие моральные качества. Им не угрожают годы, с возрастом они совершенствуются, и человек становится еще лучше. Этим качествам не страшны жизненные испытания − пройдя через них, еще мужественнее, добрее и мудрее становится человек».
Ни одежда, ни манеры, ни даже образованность не украшают человека, если не развиты моральные качества. Обаяние воспитанного человека – это уважение к другим людям, вежливость, деликатность, сдержанность. Каков глубинный смысл этого самого распространенного понятия «уважение»? Этимологи считают, что это древнерусское слово означает «с весом», «с тяжестью», более современное значение – «с достоинством».
Задача воспитания – сформировать у ребенка понимание каждого человека, как наивысшую ценность и относиться к нему соответственно этому. Важно с первых шагов общения малыша с окружающими научить его почитать каждого человека – взрослого или сверстника, «чужого» или «своего» - всех, чтобы к людям ребенок относился внимательно, бережно, умел считаться с их мнением.
Основа подлинного уважения к людям у малышей – любовь и искреннее уважение ко всем. И только дети, выросшие в духе такого отношения, будут уважать и своих родителей – это азбука воспитания.
Но, чтобы воспитать в ребенке уважительное отношение к людям, нужно соблюсти еще одно важнейшее условие: уважать ребенка, видеть в нем личность!
Восточная мудрость гласит: «Уважение к себе можно вызвать только уважением и только любовью».
Уважение к человеку, как фундаментальное моральное качество, проявляется во взаимоотношениях людей деликатностью, тактичностью, вежливостью, доброжелательностью.
Вежливость проявляется и во всяком действии человека, даже в его походке, взгляде.
Всем известно знаменитое высказывание Сервантеса: «Ничего не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». В процессе воспитания вежливости нужно использовать примеры из художественной литературы.
Воспитание в ребенке уважения к людям – надежная гарантия от высокомерия, зазнайства, чванства. Ребенок должен чувствовать себя как равный среди равных.
Не менее ценно такое моральное качество как скромность. Скромность расшифровывается как «с границей, с кромкой собственного я». Скромный человек всегда уважительно относится к другим людям, кем бы он ни был, каких бы успехов ни добился. В древности говорили: «Хочешь узнать человека – испытай его славой, богатством и властью». Скромности нужно учить, как доброте, как грамоте. У детей часто наблюдается хвастливость: «А у меня папа …», «А у нас дома …» и т.п. Если взрослые не спохватятся вовремя, то будет очень трудно воспитать у ребенка скромность.
Не менее ценными моральными качествами являются честность, правдивость, искренность, в основе которых, также любовь и уважение к человеку.
Воспитать прекрасные моральные качества в детях – благородная задача родителей и педагогов.
Художественная литература – это источник, который благотворно влияет на развитие эмоциональной и духовной стороны личности ребенка. В искусстве и особенно в художественной литературе ярко представлена эмоциональная оценка действительности. В этом преимущество литературы как средства нравственного воспитания.
Воспитание художественным словом приводит к существенным изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б.М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.
Художественная литература воздействует на развитие гуманных чувств и представлений детей о хорошем и плохом, существенно меняет их эмоциональную сферу. Дошкольники активнее откликаются на поступки героев художественных произведений, переживают события, описываемые в книге. У ребенка может возникнуть определенное отношение к конкретному образу. Книга становится могучим средством формирования у детей нравственных чувств и представлений, если воспитатель часто и целенаправленно использует ее в работе с дошкольниками.
В старших группах детского сада убеждение и разъяснение нередко принимают форму беседы, специально организованного воспитателем обсуждения определенной этической темы. Обычно такие беседы идут вслед за чтением художественных произведений на этические темы, что способствует формированию у детей нравственных чувств и качеств, таких как уступчивость, доброжелательность, щедрость, дружелюбие и др.
Они помогают дошкольникам усваивать нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников.
Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе и поэзии. Прежде всего это произведения А.С. Пушкина, Л.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, С.А. Есенина, из переводных авторов − Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена.
Дошкольники нередко стремятся быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка − добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» (рассказ Осеевой), добродушно смеются над трусливым мальчишкой («Живая шляпа» Н. Носова), осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова), не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К. Чуковского) и т.д.
Рассказы М. Пришвина, В. Бланки, Б. Житкова раскрывают перед детьми красоту и неповторимость родной природы, воспитывают любовь к ней.
Необходимо научить каждого ребенка умению видеть и понимать другого человека, способности поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умению действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. Художественная литература в этом смысле является эффективным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности. Детская художественная литература – действенная сила нравственного воспитания, следовательно, педагогу необходимо уметь целенаправленно ею пользоваться, для того, чтобы раскрыть детям нравственное содержание ситуации, дать возможность прочувствовать всю глубину того или иного поступка, события.
Художественная литература – это богатство народной культуры, познавая которую ребенок познает сердцем свой народ.
Таким образом, воспитание моральных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим людям, к действительности. Она способствует укреплению и развитию нравственных чувств ребенка.
Следует отметить, что нравственное воспитание процесс длительный и противоречивый. И выходит он далеко за пределы дошкольного возраста. Всю жизнь ребенка следует организовывать как цепь непрерывных упражнений в нравственных поступках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
данный материал поможет родителям сфрмировать внутренний мир ребёнка....
Доклад "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
Доклад я подготовила для выстурления на педсовете по духовно-нравственному воспитанию...
Доклад "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
Доклад я написала для педсовета по духовно-нравственному восптанию....
ДОКЛАД «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО»
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....
Доклад « Духовно - нравственное воспитание дошкольников через тематические экскурсии к местным достопримечательностям »
Детский сад «Земляничка» находится в селе Обуховка Старооскольского городского округа. Обуховка - уникальное село, на его небольшой территории много достопримечательностей. Все...
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Стендовый доклад «Духовно нравственное воспитание дошкольников через приобщение к музыкальному фольклору»
Одной из основных задач – приобщение ребенка к фольклору, является знакомство с русскими старинными традициями через музыкальные занятия, утренники, посиделки. При этом прививается детям любовь ...