Доклад "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
статья на тему

Андрусенко Ольга Николаевна

Доклад я подготовила для выстурления на педсовете по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

«Какое счастье получить доброе

 истинно – христианское воспитание,

вступить с ним в лета юности, и потом,

в том же духе, вступить в лета мужества»

 (Святитель Феофан Затворник).

  В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. 

 Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения.

  Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи , общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»    

  Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках:

-принципов дошкольного образования;

- задач, на решение которых направлен ФГОС ДО;

- характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям;

- требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно – пространственной среде дошкольного образования;

- основных целевых ориентиров (социально – нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования)

  Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования

    -В качестве основы социально-коммуникативного развития      обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».

-В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого  развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».

-Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.

-Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)

     Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.  Именно в этом возрасте ребёнок  входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого  человека к миру и его проявлениям во  всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и  к обществу в целом.

Существенные характеристики духовно – нравственного воспитания как педагогического процесса:

-направленность на формирование высших над обыденных, смысложизненных ценностей;

- отношение к субъективному внутреннему миру человека (раскрытие полноты достоинства личности через развитие самосознания и саморефлексию);

- наличие мировоззренческой основы, опора на конкретную мировоззренческую и культурную традицию;

- интегративная роль в определении направленности воспитательной системы.

Духовно – нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении – содействие целенаправленному развитию основ ценностно–смысловой сферы личности дошкольника в процессе творческого  межпоколенческого взаимодействия на основе освоения отечественного социокультурного опыта.

Принципы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении– системность;

– культуросообразность, опора на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции;

– неформальный характер взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей);

– месяцесловное планирование (планирование воспитательной работы в соответствии с социокультурными доминантами годового календарного круга);

– интерактивность;

– социокультурная и психологическая адаптивность содержания образовательных программ;

– возрастной и индивидуальный подход в воспитании.

Базовые социокультурные ценности, которые деятельно осваиваем с детьми (ценности традиционной культуры)

- Жизнь, семья, забота, милосердие, мудрость, труд , благодарность, мужество, подвиг, слово, книга, святая память, праздники, героическая история нашей Родины, любовь к ближним и Отечеству.

Какие воспитательные задачи мы стремимся решить?

 

- Вызвать эмоциональный отклик, сопереживание

- Сформировать представление и ценностное отношение

- Познакомить с событиями, заинтересовать

- Формировать основы гражданской и культурной идентичности

- Содействовать формированию чувства сопричастности к исторической и современной православной традиции.

Культурно-педагогические ресурсы:

- Литературный (ресурс текстов культуры)

- Изобразительный

- Песенный

-Мультимедийный

- Краеведческий

- Семейная память

- Личный и коллективный творческий ресурс педагогов, детей и родителей.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и  семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей.  Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других  близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах  из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю  необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. 

 Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Критерии эффективности воспитательной системы:

- наличие гармоничных одухотворенных отношений ребёнка

к окружающему миру, людям, к самому себе;

- иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;

- потребность и готовность проявления сострадания и сорадования миру;

- субъективное психическое и эмоциональное благополучие;

- соответствие традиционным для Отечественной культуры  полоролевыми образцами поведения, мужественности  и женственности;

- светлая оптимистическая детская картина мира.

  При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контек

Литература 
1.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.

2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

3. О.М. Потаповская, с.н.с. ИСВ РАО potapovskaya@mail.ru  Презентация «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: базовые понятия и принципы реализации в современном образовательном пространстве»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...