Картотека пальчиковых игр
картотека (младшая группа)
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Мелкая моторика по развитию речи решают следующие задачи:
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Поднимает настроение ребенка.
В своей работе мы используем весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека пальчиковых игр | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр
Мелкая моторика в развитии речи детей младшего возраста.
Составила Заприкутенко Нина Александровна
Пояснительная записка
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Мелкая моторика по развитию речи решают следующие задачи:
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Поднимает настроение ребенка.
В своей работе мы используем весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.
Это такие виды деятельности, как:
1.Пальчиковые игры и предметами и без предметов
2. Изобразительная деятельность
3. Игры и прищепками и пуговицами
4. Игры с крупными бусинами
5. Игры с игрушками
6. Конструкторы и наборы строительных
7. Сенсорные мешочки, лабиринты
8. Застегивание и расстегивание различных видов застежек
9. Выкладывание из счетных палочек
Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом мы объясняем, показываем, рассказываем, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.
Занятия по развитию речи с использованием упражнений по мелкой моторике проводятся с нашими воспитанниками по подгруппам и индивидуально.
Картотека пальчиковых игр составлена на основе следующих источников:
1. Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка, разработана и подготовлена МЗ СССР, согласована с управлением дошкольного воспитания МП СССР, 1987г.
2. ПРОГРАММА воспитания и обучения в детском саду.
Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С, Москва. Мозаика – Синтез 2005.
3. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006
4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006
5. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. Московский издательский центр "Техинформ", МАИ, 1997
6. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов"/Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. М.: Полиграф сервис, 2002
7. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004
Сентябрь
1 – 2 неделя «Этот пальчик хочет спать …».
Цель: развивать у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.
Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть – вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит.
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Начинать загибать пальчики с мизинчика.
3 – 4 неделя «Этот пальчик…»
Цель: обучать детей точным движениям пальцев правой и левой руки; развивать умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развивать умения договаривать выделенные слова.
Этот пальчик – дедушка, | (загибать большой палец) |
Этот пальчик – бабушка, | (загибать указательный палец) |
Этот пальчик – папочка, | (загибать средний палец) |
Этот пальчик – мамочка, | (загибать безымянный палец) |
Этот пальчик – я. | (загибать мизинец) |
Вот и вся моя семья! | (вращать кисть, разведя пальцы в стороны) |
Октябрь
1-2 неделя «Дружат наши дети»
Цель: развивать умения координировать движения пальцев правой руки и левой, загибать пальцы в порядке очередности на правой, а затем на левой руке.
Дружат наши дети,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Во время чтения пальцы рук соприкасаются и расходятся. По окончании игры встряхнуть правую левую руку.
3 – 4 неделя «Баиньки, баиньки…
Цель: развивать у детей умения загибать пальчики по очереди на правой и левой руке; совершать действия на поверхности стола (пальчики «бегут по столу»); выполнять действия одним пальцем – указательным; выполнять действия в соответствии с текстом потешки.
Баиньки, баиньки, | |
Прибежали заиньки. | (указательный и средний палец «бегут» по столу) |
Сели на скамейку, | |
Попросили лейку. | (вытянуть вперед указательный палец правой руки, остальные пальцы спрятать в кулаке) |
Поливали огород, | (поводить указательным пальцем вправо – влево) |
Где капустка растет. | (соединить кулачки правой и левой руки, изображая кочан капусты) |
Ноябрь
1-2 неделя «Осенние листочки»
Цель: развивать умения производить действия пальцами (поочередно загибать пальцы правой и левой руки) в соответствии с текстом потешки.
Оснащение: сюжетная картинка с изображением осеннего леса. | |
Осень, осень к нам пришла | |
И в подарок принесла | |
Листик клена, | (загибать большой палец) |
Лист березы, | (загибать указательный палец) |
Лист осины, | (загибать средний палец) |
Лист дубка. | (загибать безымянный палец) |
Чудо – осень! Хороша! | |
За листком летит листок, | |
Набегает холодок. | |
Только елочка в лесу | |
Не оставила красу – | |
Не листики на елочке – | |
Зеленые иголочки. | (загнуть мизинец) |
3 – 4 неделя «Купим сыну валенки»
Цель: развивать умения двигать пальчиками в соответствии с текстом потешки, показывать по очереди указательный и средний пальчики на поверхности стола.
Оснащение: картинка с изображением мальчика в валенках. | |
А баиньки, баиньки | (левой рукой возьмите ладонь правой и укачивайте ее) |
Купим сыну валенки, | |
Наденем на ножки, | (покажите по очереди «ножки») |
Пустим по дорожке. | (выставлять указательный, затем средний палец, как бы пританцовывая) |
Декабрь
1-2 неделя «Белка»
Цель: развитие умения разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца.
Оснащение: персонажи пальчикового театра, надевающиеся на пальчики (зайчик, лисичка, воробышек, синичка, мишка); белка, тележка, орешки.
Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки,
Лисичке – сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Загибать пальчики с персонажами в соответствии с текстом потешки.
3 – 4 неделя «Улитка, улитка…»
Цель: развивать умения координировать движения пальчиков правой и левой руки (поочередно загибать пальчики); выполнять движения в соответствии с текстом.
Оснащение: игрушечная улитка.
Улитка, улитка! | (сжать все пальчики в кулак) |
Покажи свои рога, | (разжать пальчики, повернуть руку ладонью вверх) |
Дам кусок пирога, | (загнуть мизинец) |
Пышки, | (загнуть безымянный палец) |
Ватрушки, | (загнуть средний палец) |
Сдобные лепешки – | (загнуть указательный палец) |
Высуни рожки. | (выставляем вперед вместе указательный палец и мизинец – показать «рожки») |
Январь
1-2 неделя «Зима»
Цель: развитие мелкой моторики (умения выставлять по очереди пальцы правой и левой руки), умения воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Оснащение: картинка с изображением играющих детей зимой.
Раз, два, три, четыре, пять | (по очереди разгибать пальцы) |
Собираемся гулять. | (показать растопыренные пальцы правой руки) |
Катя саночки везет | (провести указательным и средним пальцами правой руки по столу) |
От крылечка до ворот, | |
А Сережа на дорожке | (сложив пальцы «щепоткой, делать бросающие движения) |
Голубям бросает крошки. | |
Девочки и мальчики | |
Прыгают как мячики. | (помахать кистями правой и левой руки) |
3 – 4 неделя «Зимняя прогулка»
Цель: развитие умения выполнять действия пальчиками (загибать пальчики на правой и левой руке в соответствии с текстом); развитие координации движений; активизация словаря.
Оснащение: изображение малыша в зимней одежде.
Очень холодно зимой, | |
Но мы пойдем гулять с тобой. | |
Я надену шубку, | (загибать мизинец) |
Я надену шапку, | (загибать безымянный палец) |
Я надену шарфик | (загибать средний палец) |
И ещё платок, | (загибать указательный палец) |
А потом красивые, | (загибать большой палец) |
Теплые, пушистые, | |
Крошки – рукавички | |
На ручки натяну. |
Февраль
1-2 «Дом на поляне»
Цель: развитие умения производить ритмичные движения руками и пальцами при одновременном проговаривании стихотворения (сначала надо договаривать только отдельные слова)
Оснащение: картинка с изображением детей играющих на поляне.
На поляне дом стоит, | (сложить ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались) |
Путь к нему пока закрыт. | (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом) |
Мы ворота открываем, | (пальцы по – прежнему под углом, только широко расставлены) |
В этот домик приглашаем. |
3 – 4 неделя «Та – та – та»
Цель: развитие умения ритмично вращать кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединять пальчики правой и левой руки; совершенствовать умения ориентироваться в своем теле.
Оснащение: игрушечные кот и кошка.
Та – та – та! Та – та – та! | (вращать кисти обеих рук вправо – влево) |
Вышла кошка за кота! | (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы правой и левой руки, чмокая при этом, изображая поцелуй) |
За кота Котовича, | |
За кота Петровича, | (соединяйте и разъединяйте большие |
За кота Ивана Петровича! | пальцы правой и левой руки) |
Март
1-2 неделя «Сорока – белобока»
Цель: развитие мелкой моторики, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Сорока – белобока | (указательный палец правой руки делает круговые движения по ладошке левой) |
Кашку варила, | |
Деток кормила. | |
Этому дала, | (правой рукой загибать по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца) |
Этому дала, | |
Этому дала, | |
Этому дала, | |
А этому не дала! | (большой палец поднимается вверх) |
Ты воды не носил, | |
Дров не рубил, | |
Каши не варил – тебе нет ничего! |
3 – 4 неделя «Вот поезд наш едет…»
Цель: развитие мелкой моторики, умения выполнять движения в соответствии с текстом.
Оснащение: изображение поезда или игрушечный поезд.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат.
А в поезде этом
Ребята сидят.
Гу – гу – гу, гу – гу – гу –
Пыхтит паровоз.
Далеко, далеко
Детей он повез.
Апрель
1 – 2 неделя «Пришла весна»
Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.
Оснащение: весенний пейзаж с набольшим количеством деталей.
Весна пришла красная, | (вращать кисти рук) |
Пришла весна ясная. | |
Птицы громко поют. | (соединять и разъединять указательные пальцы со средними – «птицы открывают и закрывают клюв») |
Людям спать не дают. | |
Пчелы гудят | |
В поле летят. | (помахать кистями рук) |
С поля идут, | (указательный и средний пальцы сначала правой, а затем левой руки «идут» по столу) |
Медок несут |
3 – 4 неделя «Лесные дела»
Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.
Оснащение: шапочки для пальчиков с изображением мордочек зверей – лисы, медведя, зайца, кошки.
Сегодня целый день | |
Все звери у дела. | |
Сестричка – лисичка | (поднимать указательный палец с «лисичкой») |
Шубу подшивает, | (имитировать «шитье иголкой») |
Серый медведь | (поднять средний палец с «медведем») |
Сапоги подбивает, | (кулачком правой руки стучать по левой ладошке) |
Зайчиха под елкой | (поднять безымянный палец с «зайчихой») |
Метет метелкой. | (имитировать «подметание пола») |
Кошка лыки дерет, | (поднять мизинец с «кошкой») |
Коту лапотки плетет. | |
По болоту босиком | (указательный и средний пальцы «ходят» по столу) |
Ходит кулик с посошком. |
Май
1 – 2 неделя «Солнышко – ведрышко»
Цель: совершенствование движений пальцев рук; расширение словарного запаса.
Оснащение: картинка с изображением солнечного весеннего дня.
Солнышко – ведрышко, | (сделать «солнышко» из пальчиков – соединить указательные и большие пальцы правой и левой руки) |
Выгляни в окошко, | |
Твои детки плачут, | (указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой руки) |
По камушкам скачут. | |
Дождик – дождик, полно лить, | (погрозить указательным пальцем правой руки) |
Малых детушек мочить. | («стряхивать воду» с правой руки, затем с левой) |
3 – 4 неделя «Быстро тесто замесили»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук; расширение словарного запаса.
Быстро тесто замесили | (1-2 строчки – имитируем замес теста и |
На кусочки разделили, | разделку его на кусочки) |
Раскатали все кусочки | (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед- назад по поверхности стола) |
И слепили пирожки | (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук) |
Пирожки с вареньем, | |
всем на удивленье | (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки»). |
Июнь
1-2 неделя «Мальчик-пальчик»
Цель: учить детей самомассажу пальцев с помощью поочередного поглаживания пальцев рук.
Мальчик-пальчик, где ты был? | (Поглаживают большой палец) |
-Я на речке братьев мыл. | |
-С этим братцем в лес ходил, | (Поглаживают указательный палец) |
С этим братцем щи варил, | (Поглаживают средний палец) |
С этим братцем кашу ел, | (Поглаживают безымянный палец) |
С этим братцем песни пел. | (Поглаживают мизинчик.) |
3 – 4 неделя «Животные Африки»
Цель: учить детей самомассажу пальцев с помощью поочередного поглаживания пальцев рук.
За мамой слонихой шагает слоненок,
За крокодилихой - крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебренок.
За кем же торопится каждый ребенок?
Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.
Июль
1-2 неделя «Пекарь»
Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.
Пекарь, пекарь из муки | выполнять движение «печём пироги» |
Испеки нам колобки. | |
Да сушки – Ванюшке, | соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно. |
Да баранки – Танюшке | соединить большие пальцы и указательные. |
Да бублики – Гришке | слегка раздвинуть руки в стороны |
Да крендель – Маришке | кончики пальцев рук соединить, локти развести в стороны |
3 – 4 неделя «Овечка»
Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка.
Оснащение: картинка с изображением овечки.
Вот кудрявая овечка | играть растопыренными пальцами |
Шёрстка белая в колечках | поочередно соединять все пальцы с большим в колечки |
Шерстка мягкая, густая | выполнять плавные движения кистями с широко |
Шубка у овцы такая! | раздвинутыми пальцами, как «кошечка». |
Август
1-2 неделя «Шарик»
Цель: развитие мелкой моторики, умения выполнять движения в соответствии с текстом.
Оснащение: картинка с изображением шарика.
Надувают шарик быстро | (пальцы обеих рук собраны в щепотку) |
Он становится большой | (постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга) |
Вдруг шар лопнул | (хлопок в ладоши) |
Воздух вышел | (подуть на сложенные ладони) |
Стал он тонкий и худой | (снова собрать пальцы в щепотку) |
3 – 4 неделя «Кораблик»
Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.
Оснащение: картинка с изображением караблика.
По реке плывет кораблик | (ладони сложны «корабликом») |
Он плывет издалека | (смотрим вдаль) |
На кораблике 4 очень храбрых моряка | (показываем 4 пальца) |
У них ушки на макушке | (приставляем ладони к макушке) |
У них длинные хвосты | (пальцы обеих рук в щепотку, приставляем друг к другу и разводим руки) |
И страшны им только кошки, только кошки да коты. | (пальцы рук как коготки). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...